15,7K подписчиков

«Акаста» и «Ардент», которые сделали всё, что смогли /Часть 2. "Бывает достаточно одной торпеды, но вовремя... ."

731 прочитал
Завершение истории гибели одного авианосца и двух британских эсминцев. Начало читать ЗДЕСЬ.

Окончание.

Итак, днем 8 июня 1940 года британский авианосец "Глориес" и два сопровождающих его эсминца встретились с двумя немецкими линкорами: "Гнейзенау" и "Шарнхорст".

Авианосец «Глориес» - жертва непрофессионализма и человеческих амбиций
Авианосец «Глориес» - жертва непрофессионализма и человеческих амбиций

В условиях дневного боя на расстоянии прямой видимости без сомнения решающую роль играла корабельная артиллерия. В этом отношении два немецких линкора, на двоих у которых было 18 280-мм, 24 150-мм и 28 зенитных 105-мм орудий, имели подавляющее преимущество над британским отрядом с 24-мя 120-мм орудиями (16 из них на авианосце и по 4 на эсминцах). Главным козырем британских эсминцев было сильное торпедное вооружение – по 2х4-533-мм торпедных аппарата на каждом, но для успешной торпедной атаки в светлое время суток им пришлось бы сблизиться с противником на дистанцию гарантированного уничтожения артиллерийским огнём. Тем более если это торпедная атака на два мощных быстроходных линейных корабля одним эсминцем, не поддержанная вторым. Так в последующем и случилось – как говорят, «спикировать» не получилось.

В бою против «Глориеса» линкор «Гнейзенау» удачно использовал свою огневую мощь и скорость
В бою против «Глориеса» линкор «Гнейзенау» удачно использовал свою огневую мощь и скорость

Видя, что «Ардент» не представляет опасности, в 16:32 «Шарнхорст» открыл огонь по «Глориесу» из орудий главного калибра с дистанции 140 кабельтовых. Четыре минуты спустя немцы увеличили ход до максимального, причём «Гнейзенау» дал 30,5 узлов, а «Шарнхорст» из-за неполадок с несколькими котлами всего около 29 узлов. В 16:46 обстреливать авианосец начал и «Гнейзенау». Как впоследствии отмечали эксперты, многократно уступая немцам в вооружении, британцы, кроме того, допустили ещё и ряд тактических просчётов.

Атаки эсминца «Ардент» на немецкие линкоры оказались безрезультатными
Атаки эсминца «Ардент» на немецкие линкоры оказались безрезультатными

Например, уже будучи обнаруженным, «Глориес» продолжал идти курсом, сближающимся с противником на скорости 23-24 узла. Видимо, вся тактическая подготовка командира авианосца имела существенные просчеты, и это очень скоро привело к фатальным последствиям. В 16:38 третий залп «Шарнхорста» достиг цели: 283-мм снаряд пробил полётную палубу и разорвался в верхнем ангаре, вызвав сильный пожар. Из-за разрушений полетной палубы взлёт самолётов с авианосца стал невозможен.

Общая схема боя и действия британских эсминцев «Ардент» и «Акаста»
Общая схема боя и действия британских эсминцев «Ардент» и «Акаста»

Два «Свордфиша», которые успели поднять на палубу, были сброшены взрывом в воду. Авианосец «Глориес» оказался полностью безоружным, так как противник находился вне пределов досягаемости его 120-мм артиллерии. Да и рассчитывать на то, что 120-мм орудия помогут авианосцу, пусть в прошлом и линейному крейсеру, отбить нападение двух немецких линкоров не приходилось.

Дополнение: информация о "сброшенных за борт "Свордфишах" может говорить о том, что авианосец мог понимать на палубу эти самолеты и производить их запуск. Значит опять можно задаться вопросом - насколько мешали или не мешали сухопутные истребители, если они к тому моменту все еще находились на корабле?

Крупный осколок немецкого снаряда попал в котельное отделение "Глориеса" и пробил стенки дымоходов, отчего дым проник в воздушный канал наддува воздуха. Это повреждение вызвало временное падение давления пара в двух котлах. Вскоре нормальное горение было восстановлено, и в 16:47 авианосец смог увеличить скорость до 26 узлов, а главное, наконец то, сделал резкий отворот на юго-восток на курс 130°.

283-мм орудия главного калибра «Шарнхорста» не оставили «Глориесу» ни малейшего шанса
283-мм орудия главного калибра «Шарнхорста» не оставили «Глориесу» ни малейшего шанса

Но это уже не могло изменить обстановку, немного превосходя авианосец в скорости, немецкие линкоры вели стрельбу не торопясь, тщательно производя пристрелку и наблюдение, постепенно сближаясь и удерживая «Глориес» в носовой четверти с левого борта. «Глориес» и эсминец «Акаста» уходили в южном направлении, выдерживая генеральный курс на Скапа-Флоу. «Акаста» и поврежденный «Ардент» пытались дымовой завесой прикрыть авианосец, но, несмотря на дым, немцы не прекращали стрельбу, которая была довольно эффективной. Вскоре дистанция между противниками сократилась настолько, что в бой вступили 105-мм зенитные орудия немецких линкоров.

Авианосец «Глориес» могла спасти его скорость при правильной прокладке курса
Авианосец «Глориес» могла спасти его скорость при правильной прокладке курса

В 16:56 немецкий 283-мм снаряд попал в островную надстройку авианосца. От взрыва погибли почти все, кто находился на мостике, включая командира корабля, командование принял старший офицер Ловелл. Постепенно дистанция уменьшилась до 26 кабельтовых. Немецкие линкоры сохраняли эту дистанцию вплоть до окончания боя, и только в самом конце они несколько сбавили ход.

150-мм и 105-мм орудия линкора «Гнейзенау» смогли отбить все атаки британских эсминцев
150-мм и 105-мм орудия линкора «Гнейзенау» смогли отбить все атаки британских эсминцев

Через две минуты, в 16:58, авианосец отвернул влево, и ему удалось укрыться за дымовой завесой, поставленной эсминцем «Акаста». Немцы были вынуждены прекратить огонь более чем на 20 минут. За это время авианосец смог увеличить скорость до 30 узлов и вновь изменил курс больше к югу.

Попадание немецкого снаряда в надстройку «Глориеса» фактически подписало приговор кораблю
Попадание немецкого снаряда в надстройку «Глориеса» фактически подписало приговор кораблю

В это же время поврежденный, но сохранивший ход эсминец «Ардент» вышел из-за дыма и дал в сторону немецких кораблей второй торпедный залп, такой же безрезультатный, как и первый – немецкие линкоры уклонились от торпед. Этот отчаянный поступок дорого стоил экипажу корабля. Эсминец вновь попал под огонь среднего калибра и крупнокалиберных зениток немецких линкоров, получил сильные повреждения, на нём вспыхнул пожар, корабль потерял ход и в 17:22 затонул. Экипаж «Ардента» оказался предоставлен самому себе. Из находившихся на борту в момент боя 161 человека только двоим удалось уцелеть, чтобы потом оказаться в немецком плену.

Чуть ранее, в 17:20, немцы снова заметили «Глориес» в разрыве дымовой завесы и возобновили стрельбу. Авианосец был вынужден сделать новый отворот влево, однако немцы сразу же добились накрытия, и один из снарядов с «Гнейзенау» разорвался в машинном отделении «Глориеса». Это повреждение оказалось фатальным. Охваченный пожарами «Глориес» потерял управление и стал описывать циркуляцию влево, теряя скорость. Крен на правый борт быстро возрастал. Стало ясно, что авианосец обречён.

Линкор "Гнейзенау" ведет огонь
Линкор "Гнейзенау" ведет огонь

Оставшийся в одиночестве к моменту, когда гибель «Глориеса» была уже неизбежна, эсминец «Акаста» ещё не имел повреждений и мог бы попытаться спастись. Однако он бросился в торпедную атаку, прикрывая поворот авианосца, хотя изначально эта атака была обречена. Выйдя перед носом немцев на пересечку их курса под плотным огнём (немцы стреляли по нему даже из зениток) и активно маневрируя, чтобы уклониться от залпов 283-мм орудий, «Акаста» произвёл два четырёхторпедных залпа.

Авианосец «Глориес» охвачен пожаром
Авианосец «Глориес» охвачен пожаром

Вот как эти минуты вспоминал единственный выживший из экипажа эсминца:

«На борту нашего корабля царила мёртвая тишина, никто не говорил ни слова. В данный момент корабль полным ходом уходил от противника. Затем посыпался целый град приказов: подготовить все дымовые пиропатроны, оснастить пожарные рукава и так далее. Мы всё ещё уходили от противника, ставя дымовую завесу, и все наши дымовые шашки горели".

Затем капитан объявил по трансляции всему экипажу: «Наверное, вы думаете, что мы удираем от врага, но это не так. Наш товарищ потоплен, «Глориес» тонет, но мы всё-таки покажем им, на что мы способны. Удачи всем».
Эсминец «Акаста» в самоубийственной атаке на немецкие линкоры (рисунок)
Эсминец «Акаста» в самоубийственной атаке на немецкие линкоры (рисунок)

Затем мы развернулись и нырнули в собственную дымовую завесу. Я получил приказ приготовиться стрелять из аппаратов номер 6 и 7. Потом мы вышли из завесы и повернули вправо, чтобы выпустить торпеды с левого борта. Тут я впервые увидел противника. Если говорить честно, мне показалось, что перед нами один большой и один маленький корабли, и мы были очень близко к ним. Я выпустил обе торпеды из своего аппарата, расчёт переднего аппарата выпустил свои, и мы стали ждать результата. Я никогда не забуду раздавшихся криков. В носовой части левого борта одного из кораблей мелькнула яркая жёлтая вспышка, вверх взлетел огромный столб дыма и воды».

Коммандер-лейтенант Чарльз Эрик Гласфурд - последний командир эсминца "Акаста"
Коммандер-лейтенант Чарльз Эрик Гласфурд - последний командир эсминца "Акаста"

Это удивительно, но атака одиночного эсминца на два быстроходных линкора оказалась успешной! Флагманский «Гнейзенау» уклонился от торпед, а вот «Шарнхорсту» повезло меньше: в 17:39 он получил торпедное попадание в районе кормовой башни главного калибра с правого борта.

Схема повреждений "Шарнхорста"
Схема повреждений "Шарнхорста"
Как пишет Н.Печукинис в статье «Гибель авианосца «Глориес». Как это было?» (журнал «Бриз», № 4(16) / 1997): «…Торпеда попала на 2,5 метра ниже кромки броневого пояса под углом 15° к диаметральной плоскости, и образовалась пробоина длиной 14 метров и высотой 6 метров (по высоте вплоть до кромки пояса)».
Повреждения «Шарнхорста» торпедой «Акасты»
Повреждения «Шарнхорста» торпедой «Акасты»

Повреждения «Шарнхорста» оказались очень серьезными, так как торпеда попала в самое уязвимое место. Была разрушена одна продольная переборка и две поперечных, затоплено около 30 водонепроницаемых отсеков. Боевое отделение и погреба башни «Цезарь» заполнились дымом, прислугу пришлось эвакуировать.

Линкор принял около 2500 т воды, получил крен в 5 градусов и дифферент на корму в 3 метра. У «Шарнхорста» было затоплено левое турбинное отделение, две турбины остановились, был повреждён вал правой турбины. Вышла из строя кормовая башня главного калибра и правая кормовая башня среднего калибра. Имели повреждения приборы системы управления артиллерийским огнём. Погибло 48 человек (в том числе 2 офицера).

Пробоина "Шарнхорста" привела к решению о завершению операции
Пробоина "Шарнхорста" привела к решению о завершению операции

В 17:40, сразу после торпедирования «Шарнхорста», немецкие линкоры прекратили обстреливать «Глориес», который уже не имел хода и, несомненно, был обречён, и сосредоточили огонь на «Акасте», который выходил из атаки. Попав под сильный обстрел противоминной артиллерии немецких линкоров, британский эсминец получил множество попаданий, потерял ход, загорелся, но продолжал до конца вести огонь из двух уцелевших кормовых орудий и добился ещё одного попадания 120-мм снарядом в «Шарнхорст».

В 18:12 авианосец скрылся под водой. Героический «Акаста» только на девять (встречаются данные, что на пять) минут пережил авианосец и затонул в том же районе. В момент боя на борту эсминца находилось 160 человек (в том числе 8 офицеров), среди спасённых оказался только один матрос с «Акасты».

Как пишет С.В.Патянин, по наиболее достоверным данным «Глориес» и эсминцы унесли с собой в пучину 1520 человек. Отметим, что в этой ситуации немцы не предпринимали попыток спасения английских моряков с потопленных кораблей. Всего норвежскими рыбаками было спасено в общей сложности 39 человек, из которых только трое с эсминцев. Такой оказалась цена тактических просчетов и людских ошибок, в первую очередь командиров кораблей.

После уничтожения британских кораблей, учитывая тяжёлые повреждения «Шарнхорста», адмирал Маршалль отказаться от продолжения операции и решил срочно возвращаться на базу. Поэтому в 18:15 немецкие корабли повернули в сторону Тронхейма, куда они дошли только к полуночи 9 июня, так как «Шарнхорст» не мог держать скорость более 20 узлов.

Линкор «Шарнхорст» ведет огонь главным калибром
Линкор «Шарнхорст» ведет огонь главным калибром

Во всей этой истории до сих пор много неясных моментов, которые вызывают споры и вопросы. Например, почему во время перехода авиационная группа авианосца не вела воздушное патрулирование. Ведь это бы обеспечило возможность для заблаговременного обнаружения противника на дистанции до 40 миль, после чего «Глориес» мог бы развить полный ход, не уступавший скорости немецких линкоров, и уклониться от боя, сообщив о противнике другим британским кораблям.

Носовые башни "Гнейзенау"
Носовые башни "Гнейзенау"

Остается вопрос: почему, имея на борту авианосца 5 торпедоносцев и десяток истребителей, которые не могли представлять серьёзной угрозы для двух линкоров, командир авианосца не использовал их для своевременного обнаружения противника. Возможно причина все в тех же разногласиях между командиром корабля и командиром авиагруппы, или в условиях размещения самолетов.

Здесь можно вспомнить события в заливе Лейте, когда американское эскортное авианесущее соединение встретилось с японской армадой во главе с «Ямато». В той ситуации американские «эскортники» задействовали все возможные самолёты, включая истребители, для того чтобы воздействовать на японские корабли, и это сыграло свою роль.

Судя по действиям авианосца и позиции эсминцев «Акаста» и «Ардент», которые до встречи с немцами шли впереди «Глориеса» слева и справа, командира авианосца больше заботили немецкие подводные лодки. Это подтверждается и противолодочным зигзагом, применённым при движении «Глориеса». Как можно увидеть – ещё одно неверное решение командира авианосца.

Кроме того, в этой трагедии есть и вина британского Адмиралтейства. Тот факт, что немецкий надводный флот не вёл активных действий в ответ на британские операции в Норвежском море, несколько усыпил бдительность британских морских лордов, вызвав опасное чувство самоуспокоенности. Это подчеркивалось тем фактом, что авианосцы «Арк Ройял», «Фьюриес» и «Глориес» до этого случая многократно совершали 2000-мильные переходы в Нарвик и обратно, имея лишь незначительный эскорт. К примеру, для «Глориеса» этот поход был пятым. Таким образом, эти ценные и уязвимые корабли выходили в море без достаточного прикрытия, с охраной только из эсминцев.

Залп носовых башен «Шарнхорста»
Залп носовых башен «Шарнхорста»

Может вызвать удивление и непонимание то, что британские корабли так и не смогли сообщить командованию о встрече с немецкими кораблями и произошедшем бое. Парадоксально, но командующий флотом метрополии адмирал Ч.Форбс узнал о гибели «Глориеса», «Ардента» и «Акасты» из сообщений немецкого радио, которое во второй половине дня 9 июня объявило о потоплении авианосца и эскортных эсминцев.

Конечно, попытки сообщить о преследовании предпринимались, но одним из первых попаданий была снесена основная антенна главного радиопоста авианосца, а использование антенны резервного радиопоста не смогло обеспечить устойчивость сигнала. Тем более, что немцы предприняли попытки заглушить его серией ложных радиограмм на той же частоте. То есть радиограммы передавались в плохих условиях радиосвязи, и к тому же на неверной частоте, на которую следовало перейти только на следующий день (ещё одна претензия к организации службы на авианосце и к его командиру). «Глориес» по непонятным причинам перешёл на частоту Скапа-Флоу уже 8 июня в 14:00, находясь в 300 милях севернее заданной широты, то есть раньше, чем это было определено. Сейчас уже невозможно выяснить, знал ли командир авианосца о порядке смены частот или произвёл её на свой страх и риск.

Эсминец «Акаста» перед гибелью добился торпедного попадания в
линкор «Шарнхорст»
Эсминец «Акаста» перед гибелью добился торпедного попадания в линкор «Шарнхорст»

Удивляет лишь отсутствие радиопередач с эсминцев об обнаружении противника. Но здесь мы можем только предполагать, что командиры эсминцев: капитан-лейтенант Баркер («Ардент») и капитан 3-го ранга Гласфорд («Акаста») полностью доверяли командиру соединения, считая, что он всё сделает как надо. Интересно, что С.В.Патянин в своей книге отмечает, что в похожей ситуации эсминец «Глоуворм», встретившись с тяжёлым крейсером «Адмирал Хиппер» и его охранением, сразу сообщил командованию о противнике и не прекращал радиопередач до своей гибели. Хороший пример, только, на наш взгляд, разница в том, что «Глоуворм» находился на тот момент в море один, соответственно, его командир единолично принял решение (правильное решение) о необходимости передачи данного сообщения. В случае же с «Акастой» и «Ардентом», у них был свой непосредственный начальник в данной операции, который и определял режимы работы радиосредств (по крайней мере, до определенного момента).

Такой вывод подтверждается разъяснениями, данными специалистами отдела связи Адмиралтейства, которые представлены в статье Н.Печукониса: «…эсминцы эскорта атаковали неприятеля, и никакое достоверное объяснение не может быть дано по поводу предположения об их умышленном радиомолчании о противнике. Единственный вариант, который можно допустить, это предположение, что они полагали, что на «Глориесе» сделали необходимое сообщение. «Глориес» оставался на плаву ещё, по крайней мере, 30 минут после открытия огня. Если бы его радиостанция была выведена из строя, разумно было бы ожидать, что эсминцам будут даны необходимые распоряжения, чтобы они сделали сообщение о противнике». Таким образом, командиры эсминцев и их экипажи выполнили свой долг и полученные приказы.
На борту эсминца «Ветеран» спасенные моряки с погибших
кораблей были доставлены в Британию
На борту эсминца «Ветеран» спасенные моряки с погибших кораблей были доставлены в Британию

В итоге к гибели «Глориеса» привели ошибки британской разведки, проглядевшей появление у Нарвика крупных надводных сил противника, а также упущения самого командира корабля. Но гибель авианосца и его эскорта сорвала планы противника и спасла от возможного уничтожения транспорты большого союзного конвоя. И всё благодаря героическим действиям сопровождавших авианосец эскадренных миноносцев «Ардент» и «Акаста», выполнивших свой долг и не спасовавших перед многократно превосходящими их по силе немецкими линкорами.

Источники: English, J. Amazon to Ivanhoe. British standard destroyers of the 1930s /John English.- Kendal, 1993.- 145 p.; Friedman, N. British Destroyers. From Earliest
Days to the Second World War/ Norman Friedman. – Seaforth Publishing, 2009.- 320 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety
Wojenne, № 42 – 2012. – 98 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety Wojenne, № 42 – 2013. – 106 p.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу
/С.А.Балакин //Морская коллекция, № 4 –1995. – 32 с.; Бишоп, К.Подводные лодки Кригсмарине. 1939-1945. Справочник-определитель флотилий /К.Бишоп.- М.:ЭКСМО, 2007. – 192 с.; Гибель авианосца «Гглориес». Как это было?/ Н.И. Печуконис// - Бриз, № 4 (16)- 1997.- С.25-36.; Грановский, Е. Британские эсминцы в бою. Боевая деятельность британских эскадренных миноносцев в мировых войнах ХХ века. Часть 3. Действия в Атлантическом океане, Северном и Норвежских морях 1939-1940 гг. – Ретроспектива войны на море. Вып.6 (17) /Е.А.Грановский, М.Э.Морозов – Москва: ЧеРо, 1997. – 48 с.; Грановский, Е. Британские эсминцы в бою. Боевая деятельность британских эскадренных миноносцев в мировых войнах ХХ века. Часть 2. Действия в Атлантическом океане, Северном и норвежских морях 1939-1940 гг. – Ретроспектива войны на море. Вып.2 (13) /Е.А.Грановский, М.Э.Морозов – Москва: ЧеРо, 1997. – 48 с.; Дашьян, А. Корабли второй мировой войны. ВМС Великобритании (часть 2) / А.В.Дашьян // Морская коллекция, № 5 (53) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской
флот Третьего рейха. /К.Залесский.- М.: Яуза, ЭКСМО, 2005. – 640 с.; Кофман, В. Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха /В.Л.Кофман.- М.:
Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 128 с.; Малов, А. Линкоры фюрера. Главный калибр Кригсмарине. /А.А.Малов, С.В.Патянин, С.В.Сулига. –М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 240 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.- Отработанные войной. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2013
– 168 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.; Полмар, Н. Авианосцы: в 2 т. Т.1/Н.Полмар. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Поуп, Д.Новогодний бой /Д.Поуп. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 353 с.;
Скофилд, Б. Полярные конвои. /Б.Скофилд, Д.Поуп. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 608 с.