Строительная отрасль оказывает большое воздействие на окружающую среду: эксперты говорят, что на строительный сектор приходится около 30% выбросов CO2. При этом на авиацию, которую обычно вспоминают, когда говорят о влиянии на окружающую среду, приходится всего около 3% вредных выбросов. А, например, на производство цемента ー 8%. Выбросы от строительной отрасли вносят серьезный вклад в парниковый эффект и влияют на повышение средней температуры на планете. Климатический кризис подстегивает ученых разрабатывать технологии, снижающие вредное влияние на экологию, а архитекторов – внедрять их при проектировании и строительстве.
Мы подобрали три кейса, которые показывают, как в образовательной архитектуре используются экологические технологии и инновации, позволяющие снизить воздействие на окружающую среду. Первый кейс ー о вынужденных решениях, второй случай ー попытка решить глобальные проблемы, а третья история ー о настоящем реакторе на детской площадке.
1. Перу: вынужденные экологические решения
В 2007 году в Перу произошло сильное землетрясение, в ходе которого полностью разрушилась школа в Вильякури. Восстанавливать ее начали только в 2019 году ー этим занялась неправительственная организация All Hands and Hearts.
Район Вильякури появился как самострой, здесь живут бедные люди, которые строили свои дома в условиях жесточайшей экономии: абсолютное большинство из них ー одноэтажные коробки из кирпича и бетона без какой-либо отделки. При возведении школы использовали те же материалы ー такое решение было принято и для того, чтобы школа была принята сообществом, и из-за из ограниченного бюджета. Школу построили из кирпича и бетона, дерева и традиционного для этой местности материала ー тростника. Никаких отделочных материалов не применялось.
Школа спроектирована как сочетание закрытых и открытых пространств. В помещениях со стенами находятся несколько классных комнат и служебные помещения: туалеты, кухня и учительская. В открытых пространствах ー без одной или двух стен или с окнами-гармошками во всю стену ー также проводят уроки. Столы для обеда поставили на улице ー под навесами, сделанными из тростника.
Простые материалы и планировка здания помогают справляться с главной проблемой местности: температура в пустыне может достигать 45°C. Первая крыша сделана из бетона, вторая ー из тростника, между ними образуется естественно вентилируемая воздушная камера. Это, наряду с перекрестной вентиляцией, которую обеспечивает планировка здания, помогает снизить температуру в помещении без использования электроэнергии.
2. Дания: солома как способ борьбы с парниковым эффектом
Пристройку к школе в датском городе Рённе в архитектурном бюро Хеннинга Ларсена называют маленькой по площади (250 кв.м.), но большой по влиянию. В здании ー всего два помещения: лаборатория для старших классов и коворкинг с мобильной мебелью и кухонным островком.
Основной строительный материал корпуса ー кирпичи из прессованной соломы, покрытые глиной. Крыша полностью деревянная, а фильтр системы вентиляции изготовлен из водорослей. Внутренние стены и встроенная мебель выполнены из необработанной фанеры. Конструкция корпуса спроектирована таким образом, что его можно быстро разобрать и собрать в другом месте. Части здания легко заменяются, что обеспечивает простоту ремонта.
Естественные материалы зарекомендовали себя как жизнеспособная альтернатива таким традиционным материалам, как бетон, кирпич и сталь. Они не содержат токсичных химикатов и пожаробезопасны, плюс обеспечивают хорошую изоляцию и оптимальный микроклимат в помещении. Естественная пассивная вентиляция сокращают ежедневное потребление электроэнергии. К тому же, солома ー быстро возобновляемый ресурс, который доступен по всему миру. Использование этого материала для строительства решает проблему утилизации побочного продукта сельского хозяйства, что тоже уменьшает вредное воздействие на окружающую среду.
Но главное во всех этих материалах то, что они не выделяют CO2, а естественным образом поглощают и накапливают его. Планируется, что в ближайшие десять лет здание выйдет на уровень выбросов CO2 в -3 кг на м2 в год. Команда проекта утверждает, что экоинновацию, которая была опробована в Рённе, можно применять и в других небольших проектах.
3. Польша: биореактор на детской площадке
Варшава считается одним из самых загрязненных городов Европы. Именно здесь студия экологического дизайна EcoLogicStudio решила построить необычную детскую площадку, воздух в которой очищается биореакторами, работающими от солнечной и кинетической (детской) энергии. Игровое пространство называется AirBubble Playground.
Биореакторы, установленные на площадке, работают на водорослях Chlorella: с помощью фотосинтеза они расщепляют углекислый газ на углерод, который им нужен для жизни, и кислород, который они выделяют в пространство игровой площадки. Водоросли также поглощают другие загрязняющие вещества из воздуха. Чтобы реакторы не переполнялись, раз в неделю колонию водорослей прореживают.
Процесс фотосинтеза запускается лучами солнца, цилиндрическая форма площадки помогает водорослям получать максимальное количество света. Крыша в виде конуса обеспечивает лучшую циркуляцию воздуха. Дети, играющие на мягких сфера-батутах, тарзанках и педальных насосах, запускают механизмы, прокачивающие жидкость через биореакторы. Когда площадка пустует, аэрацию в реакторах обеспечивает воздушный насос, встроенного в пол площадки.
Всего на площадке установлено 52 биореактора, в которых «трудятся» 520 литров водорослей. Они могут фильтровать загрязненный воздух со скоростью 200 литров в минуту, то есть воздух внутри площадки объемом 283м³ они очищают за день. Данные, собранные за месяц работы биореактора, показывают, что концентрация PM2.5 (ключевой параметр для оценки качества воздуха и его угрозы для здоровья человека) снизилась до пределов, рекомендованных ВОЗ. EcoLogicStudio утверждает, что по итогам жизненного цикла у строения будет отрицательный углеродный баланс.
AirBubble Playground хотят использовать для проведения уроков. Водоросли в реакторах бурлят, и этот белый шум приглушает шум города, то есть школьники не будут отвлекаться на посторонние звуки.