Найти тему

Галеас (гальяс, гальес, galeazis, galliasse, galeazze, gale'asse, galeas) - тип парусного судна по различным источникам

GALE'ASSE. Een Galeas.
C’est un gros batiment de bas-bord, qui va a voiles & a rames, & qui porte trois mats, favoir, artimon, metre, & trinquet, en quoi la galeasse est differente de la galere, qui n'a point d'artimon, & qui met les deux autres bas quand il est necessaire, au-lieu que la galeasse ne peut desarborer les siens. La galeasse est le plus grand de tous les batimens qui sont a rames. Elle a trente-deux bancs, & six ou sept forcats a chacun. Elle a trois batteries a proue; la plus basse est de deux pieces qui portent chacune trente-six livres de bale; la seconde est aussi de deux pieces, qui en portent vingt-quatre; & la troisieme est de deux autres pieces, qui portent dix livres de bale. Elle a deux batteries a poupe, chacune de trois pieces par bande, & chaque piece de dix-huit livres de baie. Ces sortes de batimens egalent les plus grands vaisseaux en longueur & en largeur: leur equipage est de mille a douze cents hommes, de-sorte que les galeasses sont comme de veritables forteresses sur mer: c'est pourquoi, comme le gain d'un combat naval depend ordinairement des galeasses, non-seulement elles ne peuvent jamais etre commandees que par des Nobles Venitiens, mais encore ceux qui les commandent s'obligent par serment, & repondent sur leur tete, qu'ils ne refuseront pas de combattre contre vingt-cinq galeres ennemies. «Pendant qu'un canon tire l’autre se hale en sa place, & s'y trouve des que le coup est tire. Pour cet effet on y voit un grand attirail de rouets & de poulies, ce qui soulage beaucoup les equipages. Tout ce dont on a besoin s'y trouve a vendre.»
Это большое судно с низким бортом, которое имеет парус и весла, и несет три мачты, а именно, бизань, metre (грот), и trinquet (фок), галеас отличается от галеры, которая не имеет бизани, и две другие можно убрать, когда это необходимо, на галеасе этого сделать нельзя . Галеас является самым крупным из всех судов, которые используют для движения греблю. Они имеют тридцать две скамьи, и шесть или семь гребцов (каторжников) на каждой. На нем три батареи в носовой части; На самой нижней два орудия 36-фун. калибра, на второй 2 орудия 24-фун. калибра, на третьей 2 орудия 10 фун. калибра. На корме две батареи, каждая из трех пушек 18-фун. калибра. Эти типы кораблей по длине и ширине равны самым большим судам: их команда составляет от тысячи до тысячи двухсот человек, так что галеасы подобны настоящим морским крепостям, поэтому морской бой, как правило, зависит от галеасов, ими всегда могут командовать только венецианские дворяне, но и те, кто ими командуют, связывают себя клятвой и отвечают своей головой, что они не откажутся сражаться против двадцати пяти вражеских галер. «Пока одна пушка стреляет, другая подтягивается на свое место и находится там, как только раздается выстрел. Для этого мы видим большое количество оборудования канатов и шкивов, что значительно разгружает экипажи. Там продается все, что нам нужно».

Aubin N. Dictionnaire de Marine: contenant les termes de la navigation et de l'architecture navale...., Amsterdam, Pierre Brunel, 1702 г., стр. 447

Венецианский галеас 1571 г. Елагин С. И. "История русского флота. Период Азовский" Лист 5
Венецианский галеас 1571 г. Елагин С. И. "История русского флота. Период Азовский" Лист 5
ГАЛЕАС, судно морское, большая Галера, у Турок употребляемые, на ней 3 машты и 64 весла, у каждого по 6 и 7 человек невольников в гребле, таковые Галиасы по взятии Азова неколико у нас употреблялись.

Татищев В. Н. Лексикон российский исторический географический политический и гражданский. Ч. 2 Г-Ж, СПб, Типография Горного Училища, 1793 г., стр. 5-6

Изображение последнего Венецианского галеаса начала XVII столетия. Елагин С. И. "История русского флота. Период Азовский" Лист 5
Изображение последнего Венецианского галеаса начала XVII столетия. Елагин С. И. "История русского флота. Период Азовский" Лист 5
ГАЛЕАС. Большое военное гребное трехмачтовое судно особливой конструкции; род самой большой галеры, ходящей на парусах и на веслах. Они бывают о 32 банках и помещают на себе около 1200 человек войска; на носу имеют 6 пушек в три ряда, а на корме шесть же в два ряда, употребляются теперь только на Средиземом море Венецианами.

Яновский Н. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Часть I, СПб, Императорская Академия Наук, 1803 г., стр. 506-507

Венецианский галеас XVIII века. Университетская библиотека - Падуя - IT-PD0158
Венецианский галеас XVIII века. Университетская библиотека - Падуя - IT-PD0158
ГАЛЕАС, а, с. м. Mop. Стар. Трехмачтовое судно, род большой галеры.

Словарь церковно-славянского и русского языка Т.1, Второе отделение Императорской Академии Наук, СПб, типография Императорской Академии Наук, 1847 г., стр. 254

Венецианский галеас XVIII века. Университетская библиотека - Падуя - IT-PD0158
Венецианский галеас XVIII века. Университетская библиотека - Падуя - IT-PD0158
Галеасы, появившееся впервые в лепантской битве, происходившей 7 октября 1571 года, уже не существовали в исходе первой четверти ХVII века. Мы заимствуем краткое описание галеаса из Аrcheologie Naval французского морск. археолога Жаля, который приводит по этому предмету показание капитана Раnterо-Рanterа в сочинении «Аrmata Navalе» 1614 года, взятое последним, в свою очередь, из сочинения Вartolomeо Сresсеntіо. «Галеас есть самое большое из всех судов, парусных и гребных, он длинен и узок относительно длине, имеет те же части и члены что и галера. Число весел тоже, что и на обыкновенной галере, но так как галеас превышает галеру на одну треть в размерах длины, ширины и вышины, то расстояние между веслами шире чем на галере. Галеасные весла несравненно длиннее галерных, почему и требуют по 7 человек на каждое. Галеас имеет всегда три мачты, из коих каждая имеет по парусу; по обеим сторонам руля находится по большому веслу для ускорения поворотов (впрочем, эти последние употреблялись не всегда).
Движения галеаса по его массе и тяжести довольно медленны. В настоящее время в Венеции искусство построения галеасов доведено до такой степени, что при прежних размерах и увеличенной артиллерии, они ходят и поворачиваются очень легко, без помощи буксира, почти так же хорошо, как и галеры. В носовой и кормовой части устроены площадки, на которых помещаются солдаты и артиллерия. Площадки ограждены постоянным, высоким прочным бортом с бойницами, сквозь которые солдаты стреляют из мушкетов и аркебузов, прикрываясь сами от выстрелов неприятельских. Вдоль борта галеаса, внутри, проходит пустое, незанятое пространство, на котором солдаты удобно располагаются как во время сражения, так и для отдыха; кроме того, остается по средине проход (куршея) от кормы к носу. Галеас имеет одну палубу, под которой находится много кают и камер. Галеас имеет до 70 орудий. Наибольшее, имеющее 80 фунтовый калибр, с железными ядрами, устанавливается на куршее; по сторонам первого ставят по орудию меньшего калибра; орудия расставляются на носу в 2 яруса, на корме 8 орудий равного калибра с носовыми; затем между банками устанавливаются орудия, заряжаемые каменными ядрами от 30 до 50 фунт. весом; по малой длине этих орудий, ими весьма ловко действовать в этом тесном пространстве. Автор, «Аrcheologie Navalе» дополняет за тем описание галеаса ХVI века следующими данными, взятыми им из старинных рисунков, перешедших по наследству и сохранившихся в некоторых генуэзских фамилиях; «длина галеаса около 172 ф., ширина 22 ½ фут.; кормовая надстройка длиною 18 ф., вышина около 12; носовая 15 фут. длиною и вышиной около 11.» Галеасы появляются еще только в первой четверти ХVII века, но на них не было уже тяжёлых носовых построек. По мнению Жаля, последним галеасом владела Венеция, и он приводит изображение этого последнего из судов, совершенно исчезнувших. Модель галеаса сохранилась в Венеции; по распоряжению директора австрийского флота адмирала Паулучи, был составлен чертёж этого судна. Он будет приложен вместе с изображениями венецианского галеаса, принимавшего участие в лепантской битве, …

Елагин С. Глава из отдела: Азовский период истории Русского флота, Морской сборник, май 1862 г., III Часть неофициальная стр. 102-136, тип. Морского министерства, стр. 131-132

Галеас на веслах. Pieter Mortier I (1661–1711) "Suite du Neptune Francois, ou atlas nouveau des cartes marines", 1700 г. Biblioteca Nacional de Portugal
Галеас на веслах. Pieter Mortier I (1661–1711) "Suite du Neptune Francois, ou atlas nouveau des cartes marines", 1700 г. Biblioteca Nacional de Portugal
Галеас, гальяс стар. большая галера.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1, Москва, тип. А. Семена, 1863 г., стр. 302

Галеас под парусами. Pieter Mortier I (1661–1711) "Suite du Neptune Francois, ou atlas nouveau des cartes marines", 1700 г. Biblioteca Nacional de Portugal
Галеас под парусами. Pieter Mortier I (1661–1711) "Suite du Neptune Francois, ou atlas nouveau des cartes marines", 1700 г. Biblioteca Nacional de Portugal
Галеасы, появившиеся впервые в Лепантской битве, происходившей 7-го октября 1571 года, уже не существовали в исходе первой четверти XVII века. Мы заимствуем краткое описание галеаса из Archeologie Naval французского морского археолога Jal, который приводит по этому предмету показание капитана Pantero—Раntera в сочинении Armata Navale 1614 года, взятое последним, в свою очередь, из сочинения Bartolomeo Crescentio. «Галеас есть самое большое из всех судов, парусных и гребных, он длинен и узок относительно длины; имеет теже части и члены что и галера. Число весел тоже, что и на обыкновенной галере, но так как галеас превышает галеру на одну треть в размерах длины, ширины и вышины, то расстояние между веслами шире чем на галере. Галеасные весла несравненно длиннее галерных, почему и требуют по 7 человек на каждое. Галеас имеет всегда три мачты, из коих каждая имеет по парусу; по обеим сторонам руля находится по большому веслу для ускорения поворотов (впрочем, эти последние употреблялись не всегда). Движения галеаса по его массе и тяжести довольно медленны. В настоящее время в Венеции искусство построения галеасов доведено до такой степени, что при прежних размерах и увеличенной артиллерии, они ходят и поворачиваются очень легко, без помощи буксира, почти так же хорошо, как и галеры. В носовой и кормовой части устроены площадки, на которых помещаются солдаты и артиллерия. Площадки ограждены постоянным, высоким прочным бортом под прикрытием которого солдаты стреляют из мушкетов и аркебуз сквозь бойницы. Вдоль борта галеаса, внутри, проходит пустое, незанятое пространство, на котором солдаты удобно располагаются как во время сражения, так и для отдыха; кроме того, остается по средине проход (куршея) от кормы к носу. Галеас имеет одну палубу, под которой находится много кают и камер. Галеас имеет до 70 орудий. Наибольшее, из них — 80 фунтового калибра, заряжаемое железными ядрами, — устанавливается на куршее; по сторонам его ставят по орудию меньшого калибра; все прочие орудия расставляются на носу в 2 яруса; на корме ставятся 8 орудий равного калибра с носовыми; затем между банками размещают орудия, заряжаемые каменными ядрами от 36 до 50 фунтов весом; по малой длине последних орудий, ими весьма ловко действовать в этом тесном пространстве». Автор, Archeologie Navale дополняет затем описание галеаса XVI века следующими данными, взятыми им из старинных рисунков, перешедших по наследству и сохранившихся в некоторых генуэзских фамилиях: «длина галеаса около 172 ф., ширина 22 ½ ф.; кормовая надстройка длиною 18 ф., вышина около 12; носовая 15 ф. длиною, а вышиной около 11». Галеасы являются еще и в первой четверти XVII века, но тогда на них не было тяжёлых носовых построек. По мнению Жаля последним галеасом владела Венеция. По распоряжению директора австрийского флота адмирала Паулучи, с модели этого галеаса был составлен чертёж, копия с которого, вместе с изображением галеаса, принимавшего участие в Лепантской битве, приложены в конце (черт. лист. 5). Здесь же (лист. 6) находится и изображение корабля Апостол Петр снятое с картины Схонбека (Москва 1699 г.), представляющей взятие Азова. Не только не ручаясь за точность изображения последнего, но сомневаясь даже в присутствии второго закрытого дека, мы можем на основании сохранившихся данных, положительно заключить, что между кораблём Апостол Петр и галеасами не было ничего общего.

Елагин С. История Русского флота. Период Азовский, Спб, типография Гогенфельдена и К, 1864 г., стр. 254-255

Буцентавр. Pieter Mortier I (1661–1711) "Suite du Neptune Francois, ou atlas nouveau des cartes marines", 1700 г. Biblioteca Nacional de Portugal
Буцентавр. Pieter Mortier I (1661–1711) "Suite du Neptune Francois, ou atlas nouveau des cartes marines", 1700 г. Biblioteca Nacional de Portugal
Галеасы (большие галеры). Пантеро-Пантера даёт им следующее определение: «Галеасы были суда, превосходящие своею величиною все существующие как парусные, так и имеющие весла. Длина их пропорциональна ширине. Вообще они очень схожи с галерами, но длиннее их, шире и выше на целую треть. Весла на галеасах гораздо более галерных и отстоят одно от другого на; большее расстояние. Каждое весло приводится в движение 6 — 8 человеками. Длина галеасов доходит до 270 ф. На них всегда три мачты и три паруса. По бокам кормы выкидывается по большому веслу для того, чтобы помогать судну при поворотах. Галеасы массивны и тяжелы, вооружены сильной артиллерией, размещенной на корме и на носу за высокими и прочными прикрытиями, из-за которых солдаты стреляют также из своих мушкетов и аркебузов. На галеасах одна палуба; под ней находится много кают и погребов (люков). Число пушек на галеасах до 60 разных калибров; из них самая большая помещена на носу на куршее; она может выбрасывать от 50 до 80 фунтов железной картечи. Две другие пушки, поменьше, помещены по ее сторонам. Полупушки, полукулеврины и сакры, или средние, помещаются на корме.»
Английский писатель Эвелин (1645) сообщает, что «венецианские галеасы имели 150 ф. длины и 30 ширины, не считая возвышений на носу и корме. Имели три мачты и три паруса, а число экипажа доходило до 1300 человек. Весла не составляли главного движущего средства и употреблялись только при маловетриях. У галеасов, для лучшего помещения весел, борта наклонялись в наружу.» О неуклюжей форме галеасов XVI в. можно судить по следующему рисунку.
В XVII в. галеасы были уже редкостью и не походили на своих неуклюжих предшественников; кормовые надстройки почти исчезли, носовая защита была понижена; вообще форма галеасов значительно облагообразилась и за ними остались только их большие размеры.
Галеасы, как военные суда, употреблялись в разных сражениях; так в Лепантской битве их было 7; в непобедимой армаде — 4, французы имели также несколько галеасов, употреблявшихся ими с неоднократными успехами против английских рамберг, вооружённых слабейшей против них артиллерией.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших включительно. Т. 1, Москва, тип. Л. Ф. Снегирева, 1879 г., стр. 159-161

Галеас. Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших включительно. Т. 1, Москва, тип. Л. Ф. Снегирева, 1879 г., Фиг. 45, стр. 160
Галеас. Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших включительно. Т. 1, Москва, тип. Л. Ф. Снегирева, 1879 г., Фиг. 45, стр. 160
На галеасах куршейное орудие было в 50 и 80 ф. По бокам его, по одной меньшей пушке, за тем 10 полупушек, 10 полукулеврин на носовой галерее, а на кормовой 8 таких же орудий. Между банками по бортам ставили 30 и 50 ф. каменометы, очень удобные для заряжания по малой своей длине. Число этих орудий соответствовало числу весел. Всего на галеасах в 170 ф. длины насчитывалось до 70 пушек. В высоких бортах этих судов проделаны были бойницы для пальбы из мушкетонов.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших включительно. Т. 1, Москва, тип. Л. Ф. Снегирева, 1879 г., стр. 225

 Giorgio Vasari. Галеасы в морском сражении, произошедшем 7 октября 1571 года в Патрасском заливе у мыса Скрофа между флотами Священной лиги и Османской империи.
Giorgio Vasari. Галеасы в морском сражении, произошедшем 7 октября 1571 года в Патрасском заливе у мыса Скрофа между флотами Священной лиги и Османской империи.
Галеас или гальес — название самых больших военных кораблей Венецианской республики в цветущее время ее существования. Галеас имел около 50 м в длину, три мачты, был вместе гребным и парусным судном; экипаж состоял из 800 — 1200 ч. и был вооружен двумя пушками в передней и задней частях. У голландцев, датчан, шведов и немцев галеасом называется небольшое судно, имеющее грот-мачту и маленькую бизань-мачту. В новейшее время галеас все более заменяется бригами и шкунами.

Брокгауз, и др., IDDK, 2002 г., Галеас

Буцентавр на картине Луки Карлеварис "Буцентавр, отправляющийся из Бачино-ди-Сан-Марко" 1710 г.
Буцентавр на картине Луки Карлеварис "Буцентавр, отправляющийся из Бачино-ди-Сан-Марко" 1710 г.
ГАЛЕАС, название большой галеры в XVI и XVII в.; длина галеаса доходила до 270 фт.; они имели 3 мачты и 3 паруса; при маловетрии употреблялись весла столь значительного размера, что для движения каждым требовалось 6—8 ч.; для лучшего помещения весел борта галеасы имели наклон наружу. Вооружение галеаса доходило до 60 пуш. разного калибра, в высоких и прочных, по тому времени, прикрытиях на оконечностях судна. Галеасы употреблялись венецианцами, испанца, генуэзцами и французами. У северных мореплавателей (голландцев, датчан, шведов и немцев) галеасом называлось небольшое двухмачтовое судно.

Военная энциклопедия Т. 7, Москва, И. Д. Сытин, 1912 г., стр. 149-150

Франческо Гварди. Отправление Буцентавра на Лидо в день Вознесения. 1775—1780. Лувр, Париж
Франческо Гварди. Отправление Буцентавра на Лидо в день Вознесения. 1775—1780. Лувр, Париж

После Азовского похода Петр I решил построить Великий галеас.

Замечательнейшим из судов, заложенных на Воронеже, был великий галеаса, представлявший нечто в роде знаменитого Буцентавра, на котором венецианские дожи выезжали для своего обычного обручения с Адриатическим морем. Длина великого галеаса была 161, ширина 35 футов. По отзыву одного очевидца иностранца, это было чрезвычайно уродливое судно, хотя по стоимости своей роскошной отделки оно равнялось шести хорошим кораблям. Такой, по-видимому, бесполезный расход был не в характере Петра, и потому постройка великого галеаса показывала, что царь готовил его для какого-нибудь важного морского торжества, может быть в самом Царьграде.

Веселаго Ф. Ф. Очерк Русской морской истории, 1875 г., стр. 116-117

Каналетто. Возвращение Бучинторо (буцентавра) на Моло в день Вознесения. 1730. Милан, частное собрание
Каналетто. Возвращение Бучинторо (буцентавра) на Моло в день Вознесения. 1730. Милан, частное собрание
Время закладки 1699 г., время спуска 1711 г. строитель Яков Моро.

Веселаго Ф. Ф. Список судов, 1872 г., стр. 639

Галеас, длина 161 фут 3 дюймы, ширина 31 фут пол 3 дюймы, индеруим 10 фут. 3 дюймы, заложен в 207 г., делали итальянские мастера Яков Моров с товарищи, а в котором месяце и числе заложен, о том ведомости нет.

Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом Т. 2, 1872 г., стр. 320-323