Предложение шин для тяжёлой техники доминирует над спросом, а положение поставщиков усугубляется проблемами в работе с китайскими банками. При этом импорт из КНР занимает основную долю российского рынка крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин Теперь покупатель диктует условия продавцу. Но есть и противоположная тенденция: требования ужесточили поставщики СКГШ. Сложности в работе с китайскими банками — одна из причин спада продаж на рынке шин для карьерной техники. Бренд уже не важен: на первый план вышла стоимость 1 км пробега шины. Об этом в беседе с журналистом Экскаватор Ру рассказал представитель компании «Вэйт», экспонировавшей свою продукцию на выставке MiningWorld Russia 2024. СКГШ на MiningWorld Russia. Представляем эксперта В экспозиции ООО «Вэйт» из Санкт-Петербурга присутствовали крупногабаритные шины известного бренда Goodyear. По словам главного специалиста отдела продаж СКГШ Максима Хрипина, несмотря на санкции, компании удалось сохранить поставки премиальных шин (как крупногабартиных, так и сверхкрупногабаритных) на регулярной основе. Сейчас продукция Goodyear для карьерных самосвалов поставляется партиями под заказ с более длинным сроком поставки из-за отсутствия возможности отгружать КГШ напрямую из Японии. Но компания ООО «Вэйт» работает над сокращением сроков поставки и держит на своих складах на территории РФ значительный объём КГШ Goodyear. Помимо того, «Вэйт» предлагает крупногабаритные шины китайских производителей Linglong, Aeolus и Guizhou Tyre (бренд Advance). Бренд имеет значение? Тенденции на рынке шин Описывая ситуацию на рынке шин для тяжёлой спецтехники, наши собеседники отметили: после ухода ведущих западных брендов (Michelin, Bridgestone, Titan и др.) доминирующее положение заняли китайские производители. На фоне дефицита и неизвестности, что будет дальше с рынком, многие предприятия-недропользователи в последние два года покупали шины впрок, несмотря на выросшие цены. В результате к 2024 году рынок оказался перегрет, продажи падают. Пришло время, когда покупатель диктует условия продавцу. Но есть и противоположная тенденция: ужесточили требования и некоторые поставщики. — Китайские производители СКГШ быстро сориентировались в ситуации и стали наращивать поставки шин размерностью R49, R51 и R57. Затем в этот сегмент начали заходить другие производители из КНР. И часто они пытаются сделать это через опытно-промышленные испытания шин на выгодных для покупателя условиях. В то же время уже зарекомендовавшие себя бренды из Китая поняли, что стали узнаваемы, а их продукция — достойного, по мнению россиян, качества. Они начали диктовать покупателю свои условия: к примеру, поставку шин по предоплате. Такая тенденция наметилась во второй половине 2023 года и остаётся актуальной сейчас, — высказал мнение Максим Хрипин. Российские предприятия-потребители КГШ и СКГШ также стараются переходить на продукцию из Китая: цена китайских шин значительно (порой на 60%) ниже, чем стоимость шин западных брендов. Более того, покупатель на бренд сейчас практически не смотрит, продолжил собеседник: — Мы видим, что на первый план вышла стоимость 1 км пробега шины. И часто этот показатель оказывается лучше у китайских шин. Не все потребители учитывают при этом ущерб и упущенную выгоду от простоя техники из-за более частой замены резины, но сейчас ситуация такова: выводят на российский рынок не бренд, а стоимость владения шиной. И потребители делают выбор в пользу китайских КГШ и СКГШ уже не потому, что премиальные бренды оказались в дефиците. Лишь часть горнодобывающих предприятий с особенно тяжёлыми условиями эксплуатации шин пока не могут отказаться от продукции премиум-класса западного производства, отметил Максим Хрипин. В суровых условиях западные образцы демонстрируют лучшую ходимость, и их стоимость 1 км пробега пока более выгодна потребителю. [bnr_240x400-2_mobile] Денег нет — и шин не будет Второй серьёзной причиной спада продаж на рынке шин для тяжёлой техники можно назвать сложности в работе с китайскими банками. Российским компаниям всё сложнее переводить деньги китайским производителям шин. Соответственно, шины в Россию не отгружаются. Эта проблема существует с конца 2023 года, и она будет, к сожалению, усугубляться. Причины её понятны: западное санкционное давление. Но есть и решение: сотрудничество с китайскими банками, имеющими отделения в России. На открытие расчётных счетов в китайских банках, которые пока ещё работают с российскими клиентами, в последнее время даже возникли очереди, говорит Максим Хрипин. Самой компании «Вэйт» этих трудностей удалось избежать: у неё уже был расчётный счет в банке, работающем с китайскими производителями. Прогноз до конца 2024 года: чья возьмёт? Представитель компании «Вэйт» прогнозирует ужесточение конкуренции на рынке шин для горной отрасли в 2024 году, но это не означает обязательное снижение цен: — Цены уменьшатся или останутся на нынешнем уровне при условии, что не будет дорожать сырьё, расти иные издержки производителей. Мы также сейчас наблюдаем, будет ли усугубляться ситуация с китайскими банками. Говоря о российских производителях шин, Максим Хрипин отметил, что СКГШ они, к сожалению, пока не производят. Шины такого типа выпускает только предприятие «Белшина» в Республике Беларусь. Но по качеству они не входят в «высший эшелон». А по объёмам производства белорусское предприятие сильно уступает китайским производителям СКГШ, которые уже доминируют на российском рынке и продолжают увеличивать свою долю. Автор: Наталья Счастная
Рынок шин для горной индустрии ждёт ужесточение конкуренции, но это не означает, что цены снизятся
18 июня 202418 июн 2024
3
4 мин