Хтонические существа (от греч. хтонос - "земля"), мифологические персонажи, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. Собственно хтонические существа - порождённые землёй (ср. греч. Гея, рус. Мать Сыра земля) или вышедшие из земли, находящиеся в её недрах (ср. финских маахисов), сохраняющие черты хтонических животных - змей (см. наги), земноводных (ср. Кекропа, полузмея - получеловек, рождённого Геей, Багуэ у чибча, Номмо у догонов), нередко имеют облик чудовищ (ср. Ту-бо). Сама земля в ряде традиций представлялась как некое хтоническое существо: растительность - его шерсть, ноги - полуострова(ср. Миф ыз и Моу-нямы). Хтонические животные связаны с глубинами земли, корнями мирового древа, началом творения: Ахи Будхнья - "змей глубин" в ведиськой мифологии, индуистский Шеша, Айдо-Хведо у фон, черепаха, на которой держится земля в различных традициях (ср. кит. Сюаньу - черепаха, воплощение водной стихии), кхмерский дух - крокодил Крон Пали, коми Ен и Омоль, эвенкийская Баха в виде лягушек-демиургов, у качинов демиург Мутум, насыпавший землю на рыбу, плавающую в первичном океане. Характерны антропогонические мифы о создании людей и земли - кит. прародительница Нюйва, полуженщина - полузмея, лепит людей из глины (ср. представления об автохтонах, мифических первоначальных обитателях земли, края, ушедших под землю с появлением нового населения (рус. чудь, саммодийские сихиртя, малагасийские вазимба). Хтонические существа связаны также с брачной символикой: Нюйва и Фуси в виде драконов с переплетёнными хвостами; брак Таргитая со змееногой богиней (см. Апи) в скифской мифологии; женитьба охотника-хиваро на богине вод Тсунгхи, превратившейся в змею; мотив царевны-лягушки. Брак у героя с хтонической богиней означал овладение землёй (страной). Хтонические черты имеет образ богини-матери, мифической прародительницы, связанной также и со смертью (хаосом - ср. аккадскую Тиамат), от австралийской Кунапипи до Деметры и Персефоны; ср. ацтекскую Тласолькеотль (богиня - пожирательница экскрементов), шумеро-аккадскую Эрешкигаль. Амбивалентный характер хтонических божеств обнаруживают мотивы брака с небесным богом, изгнавшим жену в нижний мир (ср. Нуми-Торум и Кальташэква у обских угров, Есь и Хоседэм у кетов, Пемба и Мусо Корони Кундье у бамбара). К хтоническим существам относились умершие, живущие в загробном мире (преисподней) - предки (см. Лары). Хтонический характер имеют также соперники демиурга - владыки преисподней (ср. ацтек. Тескатлипок, соперник Кецатлькоатля, Куль-отыр, соперник Нуми-Торума). У греков культ хтонических божеств - Аида, Персефоны, Гекаты - носил по преимуществу умилостивительный характер (ср. италийск. палики, айнск. Тоиекунра).