Агнес Бояджиу, известная как Мать Тереза, была объявлена блаженной и причислена к лику святых. Однако она пользовалась услугами частных самолетов и лечилась в престижных клиниках. Мать Тереза помогала больным своими молитвами, а не лекарствами, настойчиво внушая им католическую веру.
Начало пути
Агнес Бояджиу, появилась на свет 26 августа 1910 г. в Скопье, Македония. Однако своим истинным днем рождения она считала 27 августа, день крещения. Выросшая в состоятельной семье, где ее отец был успешным бизнесменом, Агнес была окружена любовью и заботой. Родители, Никола и Агнес Дранфила, были глубоко верующими католиками, посещали церковь и помогали нуждающимся. Старший брат Лазарь вспоминал, что маленькая Агнес, которую дома ласково звали Гонджа («цветочный бутон» на албанском), была веселой и жизнерадостной.
Религиозность была неотъемлемой частью жизни Агнес. Она пела в церковном хоре вместе со своей сестрой и активно участвовала в деятельности ордена Святой Девы Марии.
Агнес родилась в семье, которая боролась за независимость своего города от Сербии и присоединение к Албании. Ее отец, выступавший за освобождение, был убит во время нападения албанцев на сербскую деревню в 1919 г. После смерти отца, Дранфила, мать Агнес, взяла на себя заботу о троих детях. Чтобы прокормить семью, она стала шить.
Наблюдая за матерью, которая помогала бедным и была глубоко религиозна, Агнес в 12 лет решила посвятить свою жизнь Богу. В 18 лет она переехала в Ирландию и вступила в орден «Ирландские сестры Лорето». Ее отправили в Калькутту, Индия, чтобы преподавать в школе для девочек при монастыре. Там она приняла обет и стала монахиней по имени Тереза в честь Святой Терезы де Лизье.
По словам Терезы, 10 сентября 1946 г. ей явился Иисус Христос. Он якобы приказал ей оставить монашескую одежду, надеть индийское сари и помогать бедным, больным и страждущим. Однако орден разрешил ей покинуть монастырь только через два года. Власти выделили ей храм богини Кали, где она организовала «дом для умирающих». Вместе с ней там работали двенадцать монахинь, которые беспрекословно подчинялись Терезе.
7 октября 1950 г. монахиня получила папское благословение на создание ордена сестер милосердия, который помогал бы нуждающимся людям, независимо от их происхождения. В 1969 г. журналист Малкольм Маггеридж посетил один из домов милосердия, где, благодаря новой пленке для ночной съемки, смог сделать снимки в условиях отсутствия освещения. BBC представил это как чудо, утверждая, что божественный свет помог им при съемке в темноте.
Популярность Агнес быстро росла. К ней присоединились тысячи монахинь, желающих работать в ее учреждениях. Мать Тереза активно участвовала в международных событиях, общаясь с политиками и выступая за гуманитарные ценности. Она призывала к отмене смертной казни, выступала против принудительной стерилизации и даже помогла достичь временного прекращения огня между израильтянами и палестинцами для спасения детей.
Тонкости исцеления
Хотя официально утверждалось, что в приютах матери Терезы людей всех национальностей и вероисповеданий обслуживали в соответствии с их верой, выяснилось, что монахини уговаривали находящихся в бреду мусульман и индуистов принять католицизм, после чего совершали над ними ритуал крещения.
Условия в приютах были спартанскими: старые кровати, обритые наголо пациенты (что для индийских женщин является позором) и ограниченное использование горячей воды. Еда была скудной.
Несмотря на заботу монахинь, они не имели медицинского образования и не могли отличить излечимых от неизлечимых пациентов. Это приводило к тому, что люди, которые могли бы выжить, умирали от инфекций. Пациентам давали самые дешевые лекарства несмотря на то, что организация располагала достаточным финансированием.
После публикации, организация подверглась ряду проверок, которые подтвердили наличие нарушений. Одна из проверок показала, что две трети пациентов умерли от болевого шока.
«Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует», – отвечала мать Тереза в ответ на обвинения.
В 2013 году во всеобъемлющем обзоре, охватывающем 96 % литературы о Матери Терезе, группа учёных из Университета Монреаля отметила практику миссионерок «нахваливать страдания больных вместо того, чтобы избавлять от них».
Статус матери Терезы как гуманитарной иконы, по всей видимости, не соответствовал действительности. В 1991 г. немецкий журнал Stern опубликовал шокирующий отчет, в котором утверждалось, что лишь 7% пожертвований ее организации действительно доходили до нуждающихся. Судьба остальных средств осталась неизвестной.
Помимо финансовых нарушений, у общественности возникли вопросы к образу жизни матери Терезы. Несмотря на свой аскетический облик, она пользовалась услугами престижных медицинских учреждений, носила высококачественную одежду и питалась изысканными блюдами. Ее передвижения осуществлялись на частных самолетах и в первом классе, а для монахинь были приобретены роскошные автомобили.
Она имела тесные связи с некоторыми политическими лидерами, в том числе с премьер-министром Индии Индирой Ганди. Это позволило ее организации избежать проверок.
Мнения Матери Терезы по некоторым социальным вопросам были противоречивыми. Например, она поддержала политику принудительной стерилизации бедных в Индии несмотря на то, что сама выступала против абортов и контрацепции.
Также, будучи противницей разводов, она выразила поддержку решению принцессы Дианы и принца Чарльза развестись.
У веры нет лица
Мать Тереза, оказалась в центре скандала. Ее обвиняют в том, что она принимала пожертвования от людей, замешанных в преступной деятельности, таких как воры, наркоторговцы и убийцы.
Среди ее спонсоров был Роберт Максвелл, британский издатель, который украл 450 млн. фунтов стерлингов из пенсионного фонда своих сотрудников. Часть этих денег он передал матери Терезе, которая не вернула их пострадавшим.
Чарльз Китинг, осужденный за мошенничество, передал матери Терезе миллионы долларов из украденных средств и одолжил ей свой частный самолет.
Агнес Бояджиу поддержала выдвижение на Нобелевскую премию по литературе Личо Джелли, итальянского криминального авторитета, замешанного в убийствах и коррупционных преступлениях.
Журнал Studies in Religion/Sciences religieuses опубликовал исследование, которое показало, что фонд не оказывал финансовой поддержки пострадавшим от стихийных бедствий и техногенных катастроф. В частности, после наводнений в Индии и после взрыва на химическом заводе в Бхопале, монахини фонда ограничились молитвами и раздачей медальонов, в то время как фонд продолжал получать пожертвования от пострадавших стран.
Страна чудес
Процесс канонизации матери Терезы включал в себя требование подтверждения чудес. Два случая, представленные в качестве доказательств, были подвергнуты критике.
Первый случай – это исцеление Моники Бесру от «рака желудка». Однако, позднее выяснилось, что у женщины была киста яичника, которую лечили медикаментозно. Несмотря на это, Ватикан признал этот случай чудом.
Второй случай – исцеление Марсилио Андрино от «рака мозга». Но в этом случае отсутствуют официальные медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания и его исчезновение. Несмотря на это, Ватикан также признал его чудом.
За маской веры
Мать Тереза, известная во всем мире как самоотверженная благотворительница, была сложным и противоречивым человеком. Ее личные записи, опубликованные после ее смерти, раскрыли неизвестные ранее стороны ее личности. Решение покинуть монастырь и посвятить себя помощи бедным, как оказалось, было связано с глубоким кризисом веры.
В своих дневниках Мать Тереза признается в сомнениях в существовании Бога и в борьбе с глубоким чувством отчаяния. Ее мысли были неоднозначной, и она зачастую сомневалась в любви Бога к ней:
«Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог не может быть Богом. Возможно, его нет».
До самого конца своих дней, до 87 лет, Мать Тереза руководила своим орденом, уйдя в отставку лишь за полгода до смерти.
Несмотря на противоречивые факты ее биографии, образ Матери Терезы прочно закрепился в общественном сознании как символ бескорыстной помощи ближнему, самоотверженной жертвы личным удобствами во имя чужого блага.