Стрим – прямой эфир на интернет сервисе, например, Twitch или Youtube. Иван ШипнигОв транслирует прямое включение персонажей в текст.
Читатель параллельно наблюдает сразу за несколькими героями. Повествование строится по принципу дневниковых заметок или онлайн трансляции своей жизни в режиме реального времени (или ближайших событий в форме воспоминаний/рефлексии).
Первый наш герой – Алексей. Офисный планктон низшего звена, считающий каждую копейку. Страшно доволен собой, когда удаётся обмануть систему и купить по акции (не все могу знать). Снимает квартиру пополам с Наташей, к которой «неровно дышит» и надеется покорить её сердце, но без особых финансовых вложений.
Наташа не только соседка Алексея, но и продавщица в обувном бутике Охотного ряда. Узнаём мы и о разрыве Наташиных отношений с неким Сергеем, который, вообще-то, не относится должным образом к прекрасной Натали. А ведь она себя не на помойке нашла и достойна лучшего. Поэтому отношения разорваны, ну а дальше пора сосредоточиться на поиске «нормального мужика»: при деньгах, чтобы мог баловать Натали, дарить ей подарки, ну и квартирой обеспечить, в конце-то концов, сколько можно уже.
Всё крутится-вертится между Лёшей и Наташей до поры до времени, пока автор не выводит на виртуальную сцену новых персонажей (пора-пора, а то сколько можно уже наблюдать за драмой этих двоих, ну я не могу).
Так, в поле нашего зрения постепенно появляются: Настя (почти тридцатилетняя девушка-филолог, у которой ни кола, ни двора и на шее у родителей до сих пор сидит), Владимир Георгиевич (пожилой сосед Наташи и Алексея, который становится жертвой хитрого и коварного Лёши – этот раскатал губу на квартиру одинокого старого москвича), а ещё Элеонора Владленовна, Владислав Эдуардович и их дочь Катя – семейка, от которой больше всех достанется Наташе, но она, как принято говорить, сама виновата.
Переплетутся жизни персонажей в витиеватый клубок, и, кажется, что не распутать его, ведь так и выглядит жизнь.
Пока читаешь, складывается чёткое ощущение, что ШипнигОв (ударение на последний слог, не вздумайте перепутать) пишет откровенную сатиру на нашу с вами реальность. Выбирает «типичных» представителей современного общества, с их проблемами и драмами, обстоятельствами, мыслями и перспективами – ну и до жути они похожи на ваших соседей или знакомых, коллег по работе и т.п. Все эти орфографические ошибки, цитирование статусов ВКонтакте, покупки по выгодным акциям в «Пятёрочке» (она же «Перекрёсток», не все могут знать), размышления об осознанности, принятии себя и своего тела, вегетарианстве и ретритах на Гоа – разве не всё это находится вокруг каждого из нас в окружающем инфополе и бытовой действительности?
Но чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что автор не смеётся над героями (в отличие от Теккерея и его «Ярмарки тщеславия»), а пытается каждому дать шанс и путёвку в светлое будущее. Да, комичности не теряет, но ведь в жизни всё именно так.
Автор фиксирует реальность до начала пандемии, то есть в книге герои живут в 2019 году, а под конец уже и вовсе все на самоизоляции, и ШипнигОв показывает и первых жертв жуткого коронавируса (не буду раскрывать карты, ибо смерть одного из персонажей – очевидный спойлер).
Несмотря на то, что в какой-то момент персонажей становится слишком много, но в то же время – нет ни одного случайного, каждый занимает своё место и доводит собственную линию до логического завершения.
Особая форма, выбранная автором, идеально подходит для отражения того, что происходит с героями: у каждого есть свой значок, предваряющий повествование (так у Лёши это монетка, у Наташи – туфля, у Владимира Георгиевича – ключи). И это позволяет «нарисовать» жизнь обычных людей – без высокомерия и карикатуры (комичность персонажей – это другое).
Люди – вот что особенно ценно в этом романе. Да, обычные, совсем не герои нашего времени, но живые и искренние. Ведь каждому хочется найти в книге что-то похожее на его собственную жизнь (хоть косвенно), и за это спасибо автору.