46,9K подписчиков

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал по Чечне на кроссовере Jetour T2

426 прочитали

Путешествие по Чечне на автомобиле? Пока на это отваживаются только самые продвинутые любители активного отдыха. Но в этом, как ни странно, есть свой плюс – к такому выводу я пришел, проехав по самым красивым местам Чеченской республики за рулем кроссовера Jetour T2.

Изначально организаторами планировался «гибридный» маршрут путешествия, который стартовал в Грозном и заканчивался в Махачкале, но из-за известных событий буквально за несколько дней до вылета программу пришлось срочно перекраивать… Впрочем, Дагестан в итоге у нас все равно был, а Чечню мы изучили еще лучше, что позволило получить более цельное представление об этом регионе Северного Кавказа.

Восстановленные дозорные и боевые башни в Чечне встречаются довольно часто. Доехать к ним можно и на легковушке, но за рулем полноприводного кроссовера Jetour T2 с межосевой и задней межколесной муфтами, высокопрофильными шинами и дорожным просветом 22 см, это будет сделать проще и комфортнее.
Восстановленные дозорные и боевые башни в Чечне встречаются довольно часто. Доехать к ним можно и на легковушке, но за рулем полноприводного кроссовера Jetour T2 с межосевой и задней межколесной муфтами, высокопрофильными шинами и дорожным просветом 22 см, это будет сделать проще и комфортнее.

В Чечне я уже был второй раз, но только сейчас мне удалось познакомиться с ее достопримечательностями. За три дня мы проехали почти полтысячи километров, посетили все знаковые фототочки и попутно проверили возможности кроссовера бренда Jetour, чья концепция «заточена» под путешествия. И в случае с моделью T2 – это не пустые слова. В целом весь маршрут можно было проехать даже на заниженной «Приоре», коих здесь встречается немало. Но испортившаяся погода сделала условия езды более жесткими, размывая горные склоны и грунтовки внезапно разразившимися дождями (штатная стальная защита мотора Jetour T2 неоднократно напоминала о себе характерными звуками ударов камней) и скрывая перевалы плотным туманом облаков.

При движении вдоль Аргунского ущелья горный ландшафт постоянно меняется: здесь можно увидеть и подобие альпийских лугов, и голые скалы и субтропические заросли деревьев. При этом дорожное покрытие тоже может меняться – от идеального асфальта до размытой дождями грунтовки, но за рулем Jetour T2 такие резкие метаморфозы не напрягают.
При движении вдоль Аргунского ущелья горный ландшафт постоянно меняется: здесь можно увидеть и подобие альпийских лугов, и голые скалы и субтропические заросли деревьев. При этом дорожное покрытие тоже может меняться – от идеального асфальта до размытой дождями грунтовки, но за рулем Jetour T2 такие резкие метаморфозы не напрягают.

«Еще вчера здесь было за тридцать» – в ответ на мое удивление, почему на юге сейчас холоднее, чем в Питере, сообщил наш провожатый. Но я знал, что горы в плане погоды непредсказуемы и предусмотрительно захватил худи, чувствуя себя вполне комфортно. А вот коллегам, отправившимся в путешествие в легких рубашках и футболках, приходилось ежится от ветра и моросящего дождя.

Испортившаяся погода добавила драматичности фотографиям, но гулять при плюс десяти градусах и моросящем дожде было некомфортно. Небольшие оползни вдоль горного серпантина движение не затрудняли, но постоянно напоминали о себе ударами камней о штатную стальную защиту мотора Jetour T2.
Испортившаяся погода добавила драматичности фотографиям, но гулять при плюс десяти градусах и моросящем дожде было некомфортно. Небольшие оползни вдоль горного серпантина движение не затрудняли, но постоянно напоминали о себе ударами камней о штатную стальную защиту мотора Jetour T2.

Главный плюс испортившейся погоды – это то, что на фото горы, закрытые плотной шапкой облаков, смотрелись более атмосферно. Коллеги сравнивали увиденное с Норвегией и Шотландией, я же заметил что-то общее с Хакасией и Горным Алтаем. Но могу сказать одно – виды здесь настолько потрясающие, что ни один объектив не способен передать и половины всей красоты, которую я видел глазами.

Путешествие по Чечне на автомобиле? Пока на это отваживаются только самые продвинутые любители активного отдыха.-4

Причем рельеф и пейзаж местности может меняться буквально за каждым поворотом Аргунского ущелья. Вот мы едем вдоль альпийских лугов с пасущимися отарами овец и гуляющими по дороге меланхоличными коровами, а буквально через несколько километров на смену «зеленке», где практически нет деревьев, приходят брутальные скалы, утыканные соснами. Но стоит подождать еще немного и картинка за окном кроссовера опять другая: теперь горы облепили плотные заросли кустарников и деревьев, как в субтропическом Сочи…

Когда под колесами оказывается отличный асфальт, мощный двухлитровый мотор Jetour T2 позволяют ехать быстро, но делать этого не хочется, так как голова буквально идет кругом от красоты и величия гор.
Когда под колесами оказывается отличный асфальт, мощный двухлитровый мотор Jetour T2 позволяют ехать быстро, но делать этого не хочется, так как голова буквально идет кругом от красоты и величия гор.
Путешествие по Чечне на автомобиле? Пока на это отваживаются только самые продвинутые любители активного отдыха.-6

Помимо самих гор, точками притяжения здесь являются дозорные и боевые башни, которыми усеяно практически все Аргунское ущелье, где, по словам нашего гида, когда-то проходил Шелковый путь. Находились они на расстоянии взгляда, обеспечивая быструю коммуникацию в случае вторжения врага – при помощи дыма и сигнальных колоколов.

В новой каменной кладке местами используются древние камни. К сожалению, полностью восстановить башню в первоначальном ее виде, задача практически невыполнимая.
В новой каменной кладке местами используются древние камни. К сожалению, полностью восстановить башню в первоначальном ее виде, задача практически невыполнимая.

До наших дней эти башни практически не сохранились, но в последние годы в республике идет активное восстановление древнего наследия. Где-то получается очень похоже на оригинал (даже камни по большей части используются древние), а где-то это новодел, строители которого не особо старались воссоздать исходную архитектуру.

Путешествие по Чечне на автомобиле? Пока на это отваживаются только самые продвинутые любители активного отдыха.-8

Например, в музейном башенном комплексе в местечке Шарой, при раскопках были обнаружены и водопровод (крепости обязательно строились на источнике, чтобы выдержать длительную осаду) и даже канализация, но воссозданные постройки всего этого лишены. Даже низкие дверные проемы (они не дают уходить теплу и затрудняют штурм здания) прошли «апгрейд»: в оригинальных постройках они были еще ниже и в случае нападения закрывались изнутри плоским камнем с несколькими засовами, полностью соответствуя выражению «мой дом – моя крепость». Укрытые профнастилом крыши «древних» построек тоже не добавляют им аутентичности. Но, если учесть, что еще десять лет назад здесь были руины, то даже такой новодел – это лучше, чем просто груда заросших травой камней.

Шаройский музейный комплекс – это новодел, лишь приблизительно повторяющий те постройки, которые были на этом месте сотни лет назад.
Шаройский музейный комплекс – это новодел, лишь приблизительно повторяющий те постройки, которые были на этом месте сотни лет назад.
Путешествие по Чечне на автомобиле? Пока на это отваживаются только самые продвинутые любители активного отдыха.-10

Помимо гор и башен в Чечне есть также красивейшие водопады и озера. Обязательно стоит остановится в отеле возле горного озера Казеной-Ам – с шикарными видами, чистейшей водой и окуневой рыбалкой. Это озеро находится на границе с Дагестаном, и буквально свернув на выезде в противоположную сторону от Грозного, вы попадете в соседнюю республику.

Горное озеро Казенной-Ам расположено на границе с Дагестаном и отличается чистейшей водой бирюзового цвета. От него в соседнюю республику ведет отличный асфальтовый серпантин с потрясающими видами.
Горное озеро Казенной-Ам расположено на границе с Дагестаном и отличается чистейшей водой бирюзового цвета. От него в соседнюю республику ведет отличный асфальтовый серпантин с потрясающими видами.

Не зная этих нюансов, мы очень удивились, когда через несколько десятков километров нас тормознули на КПП для регистрации водителя и пассажиров. И только потом узнали, что уже давно едем по Дагестану! Визуальных отличий почти никаких – петляющая вдоль скал асфальтовая горная дорога такого же отличного качества, как и в Чечне, а вот горные пейзажи, по своей колористике смотрятся даже более фактурно. Светлый известняк накрывают зеленые «шевелюры» лугов, а потом и вовсе начинается черная горная порода, издалека напоминающая гигантские кучи свежеснятого асфальта…

Путешествие по Чечне на автомобиле? Пока на это отваживаются только самые продвинутые любители активного отдыха.-12

Впрочем, одно важное отличие при переезде из Чечни в Дагестан все же есть. Остановившись возле «инстаграмного» места с каменными шарами и «парящими» над пропастью качелями, я обнаружил кучи мусора и пластиковых бутылок, чего в предыдущие дни путешествия не замечал. В Чечне за чистотой и порядком следят гораздо лучше.

Это уже Дагестан. Каменные шары, как ни странно, не рукотворные, а следствие причудливой эррозии горной породы. На фото не попал оставленный туристами мусор – в Чечне такого я не видел.
Это уже Дагестан. Каменные шары, как ни странно, не рукотворные, а следствие причудливой эррозии горной породы. На фото не попал оставленный туристами мусор – в Чечне такого я не видел.

Возвращаясь в Грозный, я увидел женщин, собирающих мусор вдоль обочин. Ну а там, где начинались населенные пункты, практически не было ветхих построек, заборы выглядели плюс-минус одинаково (чем ближе к столице Чечни, тем это заметнее) и даже стволы деревьев возле трассы были побелены. Коллеги провели аналогию с такими же аккуратными белорусскими деревнями и здесь я с ними полностью согласен.

Путешествие по Чечне на автомобиле? Пока на это отваживаются только самые продвинутые любители активного отдыха.-14

Да, Чечне еще нужно поработать над туристической инфраструктурой – за пределами Грозного очень не хватает качественных гостиниц и ресторанов, а также привычного «столичного» сервиса в них. Есть проблемы с логистикой, поэтому без своего автомобиля (желательно с внедорожными способностями, как у Jetour T2) здесь не увидишь и половины того, что видели мы. Но то, то процесс идет в нужном направлении видно и слышно – это подтверждали наши гиды и экскурсоводы на местах. Они отзывались о министре по туризму, как об очень открытом и болеющим за свое дело человеке, не зная, что он принимал участие и в организации нашего путешествия. Развитию туристической отрасли в регионе дан зеленый свет, но процесс этот займет немало времени. Пока Чечня, как место для самостоятельных путешествий, в том числе на автомобиле, известно не очень широко. Но в этом есть и свой плюс: при посещении самых интересных мест нет толп любителей горных красот и местная кухня еще не растеряла своей аутентичности.

Мечеть "Гордость мусульман" в Шали – самая большая в Европе, вмещает до 30 тысяч человек. Ниже – смотровая площадка рядом с Грозным и вид центра столицы Чечни на закате.
Мечеть "Гордость мусульман" в Шали – самая большая в Европе, вмещает до 30 тысяч человек. Ниже – смотровая площадка рядом с Грозным и вид центра столицы Чечни на закате.

В Чечне нет каршеринга, Яндекс Такси и сетевых магазинов/заправок. Банковские карты за пределами крупных населенных пунктов принимают мало где: расплачиваться в такси и лавках (даже в аэропорту!) нужно наличкой или переводом по номеру телефона. Но к этим особенностям быстро привыкаешь, тем более что местные жители и представители закона всегда готовы помочь решить возникшую проблему.

Путешествие по Чечне на автомобиле? Пока на это отваживаются только самые продвинутые любители активного отдыха.-16

При этом в плане безопасности – это один из самых спокойных регионов Северного Кавказа. В Чечне вы не встретите гаишников, которые «стригут» автотуристов за надуманные нарушения. Здесь нулевой уровень воровства, поскольку человек совершивший такой проступок, навлекает позор на всю семью. Ну а то, что нужно учитывать местные традиции в том, что касается дресс-кода или употребления спиртных напитков – объяснять, наверное, не нужно. Те, кто едут сюда, должны об этом знать. Это правило хорошего тона, которое работает в обе стороны.

Центр Грозного сейчас активно застраивается и местами напоминает Дубай
Центр Грозного сейчас активно застраивается и местами напоминает Дубай

Максим Федоров, фото автора

Что еще почитать:

Как я ездил в Дагестан на машине: опыт путешествия на Фольксваген Тигуан

Вулканы, сивучи и необычные внедорожники: как мы съездили в свадебное путешествие на Камчатку

Как я объехал 42 страны на «Хаммере» и хочу еще