20 мая 1779 года французский король Людовик XVI не поленился приехать в город Севр по очень важному делу. Несколько дней назад на местной мануфактуре закончили работу над огромным сервизом, заказанным императрицей Екатериной II. Сервиз, рассчитанный «на 60 кувертов», с очень сложным в изготовлении бирюзовым фоном, состоящий из 797 предметов, был настолько дорог, что французский король мог себе позволить только полюбоваться на готовую работу, к которой он тоже в некотором роде приложил руку – дал образцы камей, которые использовались при изготовлении этой прекрасной фарфоровой посуды. Король Людовик XVI осмотрел удивительный фарфор, после чего его тщательно упаковали и повезли в далекий Петербург.
Работа над этим грандиозным заказом Екатерины II продолжалась с 1777 по 1779 годы. И все это время Севрская мануфактура просто не принимала заказы на другие работы, потому что почти все рабочие и художники работали над русским заказом, настолько он был грандиозным.
Для понимания грандиозности проекта: для того, чтобы изготовить 797 предметов сервиза запустили изготовление 3000 предметов. То, что не вошло в состав сервиза – отбраковали.
И это не считая материала и того самого знаменитого бирюзового фона.
Дело в том, что такой фон получается только на так называемом «мягком» фарфоре. Я, увы, не слишком большой технолог фарфорового производства, но, наверное, о сложности технологии, по которой изготовили сервиз, наглядно говорит простой факт. Когда при Николае I потребовалось восполнить часть предметов, специалисты Императорского фарфорового завода в Петербурге сообщили царю, что они точно повторят форму посуды, точно скопируют рисунок, но повторить бирюзовый оттенок Севрской мануфактуры им не по силам.
Порой можно услышать мнение, что этот фон небесно-голубой лазури попросила сделать Екатерина II, но на самом деле это не так. Фарфор с таким фоном в Севре делали до заказа Екатерины, например, для Людовика XV и после ее заказа делали тоже, вплоть до того момента, когда перестали заниматься мягким фарфором. Например, сервиз с таким фоном заказал себе Николай Юсупов в 1783 году. Он, что, хуже императрицы, что ли! Почему бы не заказать, раз деньги есть! Но, конечно, у Юсупова сервиз был все-таки попроще Камейного.
Кстати, о деньгах. За сервиз Севрская мануфактура запросила ни много, ни мало – 331 тысячу ливров. От такой цены присвистнула даже Екатерина II. Императрица потребовала от русского посла во Франции Ивана Барятинского разобраться, почему так дорого?! Разборки привели к тому, что у Екатерины сложилась репутация скупердяйки, которая пытается не платить по счетам. Впрочем, себестоимость сервиза в 245 тысяч ливров была выплачена в апреле 1781 года. А вот остальные деньги, даже с небольшой переплатой (следовало заплатить 86 тысяч ливров, а оплатили 90), заплатили только в 1792 году, когда во Франции уже бушевала революция. Но с другой стороны эти деньги в 1792 году спасли Севрскую мануфактуру от банкротства. Так что, может быть и хорошо, что так получилось.
Для кого же Екатерина II заказала такой дорогой и уникальный сервиз?!
Не для себя.
Это был подарок.
Соратнику и, с большой вероятностью, мужу Григорию Потёмкину.
Правда, у него он пробыл недолго. После смерти Григория Александровича сервиз забрали в казну, то есть в Зимний дворец.
Григорий Александрович в ответ тоже сделал подарок императрице. Он подарил ей ангорского кота:
«…Будьте добры, занесите в список ангорского кота, которым князь Потёмкин одарил меня за севрский сервиз. Это над котами кот: веселый, умный, вовсе не упрямец, и именно такой, какого бы Вам хотелось - чтобы был кот с бархатными лапками…»
А с Камейным сервизом потом случилась еще и детективная история. Но несмотря на все детективы и частичные пропажи этот прекрасный фарфор хранится в Эрмитаже. Там ему самое место.
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.