Найти тему

Понятия души и загробной жизни в верованиях славян

Из открытых источников
Из открытых источников

В славянской мифологии понятие загробного мира относят к Нави и Ирию (Вирию, Урою).

Наши предки считали, что смерть — это продолжение жизни в другом мире и что жизнь эта мало отличима от той, которой люди живут в Яви. По этой причине умершему давалось все необходимое для жизни: пища, одежда, оружие и так далее.

Славяне не делили миры — Правь, Явь, Навь — на плохие и хорошие, поэтому не было в их понимании и посмертного наказания или вознаграждения. Для них всё было просто: человек прожил отведенную ему жизнь в Яви, закончил все свои дела здесь — улучшил этот мир, сделал его чуточку добрее и уютнее, воспитал детей, передал свою мудрость — и отправился в другой мир, где так же будет жить, выполняя законы того мира, улучшая его, делая его добрее и уютнее.

Духи славянских предков существовали в особой земле, попечение над которой взял на себя Велес. В мифах эта особая земля представлена зеленой равниной. Равнина духов отделена от мира живых водами рек или моря или может существовать в виде острова.

Концепция острова или особой земли, отделенной от мира живых водами, перекликается с концепцией Вирия, в который, считали наши предки, улетают птицы, чтобы вскоре вернуться вместе с Весной.

По поверьям некоторых восточнославянских племен, в Вирий вместе с птицами улетают и души умерших, чтобы, отдохнув от тягот жизни в Яви, вновь возродиться в своем же роду. Такова славянская концепция реинкарнации. Вирий же, по тем же поверьям, располагался в конце Млечного Пути.

Но Млечный Путь — это не единственное название небесной дороги. Также этот путь называли Птичьей, Гусиной или Журавлиной дорогой. И, кажется, Журавлиная дорога — это часть нашего генетического кода. Вспомните:

Помню, мы затихли средь урока:
Плыл в окошке белый клин вдали...
Видимо, надеждой и упрёком
Служат человеку журавли.

Или

Настанет день и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Изначально считалось, что птицы-души продолжают служить людям, но обитают в царстве Рода. Впоследствии эта концепция получила дальнейшее развитие.

Появилось «понимание» Мирового Дерева, где Род в образе Золотого Кура или Белого Рарога (Сокола) восседает на самой его вершине. «Ярусом» ниже расположен Мир Лели, где живут Аисты и водят хороводы Рожаницы. Весной же Аисты, а зимой Вещие Вороны провожали души, вновь готовые к рождению в мире Яви, в материнские лона.

Но, судя по славянским мифам, существовал и еще один мир, что-то вроде Нижнего рая, расположенный в Царстве Предков, на дне Бездны. И сама Бездна, и Мир Предков помещались в подземной части Мирового дерева, и этот мир охранялся Змеем. Согласно русским легендам и былинам, трехголовым Змеем Горынычем.

В «Велесовой книге» — источнике неподтвержденной в научных кругах подлинности — названы Миры славян и дано объяснение сущности этих миров. Правь — это Закон.

Явь — это мир осознанной жизни, мир осознавания, материальный мир осязаемой действительности. Это реальность, в которой все мы живем.

Навь — мир Духов, мир Душ, готовых к рождению в Явь, место отдыха от трудов в мире Яви. Площадка, на которой Дух, Душа готовят себя к новому рождению, чтобы в очередной раз умирая, то ли вернуться в Навь, то ли подняться в Правь.

Но как бы то ни было, но между всеми тремя мирами всегда сохраняется связь, а в определенные дни года эта связь становится настолько прочной, что духи предков, хранители родов, боги-покровители проявляют себя в Яви настолько ясно, что к ним можно даже прикоснуться, задать вопрос или испросить совета, как у старшего и мудрого родственника.

Нужно отметить, что троичность — характерная особенность верований народов индоевропейского корня.

Славяне верили в существование души у людей и животных. По мнению лингвистов, душа, в соответствии с ее праславянским источником, была у славян дыханием, отождествляемым с дыханием — прозрачной, тонкой материей, наполняющей тело. Но душа может улететь из тела, когда дела ее в этом мире закончены. С такой улетающей душой ассоциировались, помимо дыхания, еще и разного рода воздушные эффекты — вихри, ураганы, ветры и т. д. Обычно душа символически изображалась в виде птицы, реже бабочки, светлячка или пчелы.

- Аз есмь или душа-я, мысль, определяющая состояние собственного сознания (местом ее обитания считалась голова);
- Дух — сама жизнь, воля, сила, жизнелюбие, определяющий состояние жизненной силы (местом ее обитания считалось сердце или живот).

Душа, как ее понимает среднестатистический наш интеллигент и полуинтеллектуальный современник и подавляющая часть славянских владык, - это сложное творение. Несколько различных по содержанию и генезису концепций смешиваются в нем довольно свободно, так что он может совсем легко расщепляться. Основные составные части, из которых возникло сегодняшнее понятие души, обнаружить нетрудно. Некоторые из них существовали с остальными когда-то совершенно самостоятельно. И даже, как мы увидим ниже, до сих пор сохранились у славян вполне явные остатки веры в так называемое множественность душ (в скобках сразу отметим, что, используя последний термин, а также используя такую номенклатуру, как душа-призрак, душа-я и душа-дыхание, иначе душа-дыхание-жизнь, следует четко понимать, что первоначально-как констатируют отношения в неславянских и в особенности экзотических странах и вообще данные сравнительной этнографии и лингвистики - некоторые понятия, слияние которых сформировало наше понятие души, имели иногда совершенно разные названия и представляли для человека не разновидности одного и того же, а совершенно самостоятельные, отдельные вещи. Это касается, в частности, дыхания-жизни и посмертного явления человека. Поэтому, если мы применяем к ним одно и то же имя: душа, мы поступаем по существу неточно... - К. Мошинский "Народная культура славян" (1934), ч. 2, с. 1, стр. 589 и 590

Один из этих элементов, как искра божья, являлся реинкарнированным элементом жизни, который после смерти (через ясное Небесное или древо предков) возвращался в этот мир, чтобы возродиться. Другой проникал в другую плоскость бытия или (как тень, способная в определенных ситуациях представлять опасность для живых) отправлялся или уходил как можно раньше в Навь, чтобы воссоединиться с предками.

Человеку для телесной жизни необходимы обе упомянутые души, хотя на мгновение каждая из них может покинуть тело, чтобы затем вернуться к нему. Например, это происходит иногда, когда мы мечтаем или когда мы бредим в лихорадке, теряем сознание или впадаем в летаргию. Одна из этих душ может улететь в прошлое или будущее, в другие места на Земле, чем то, где сейчас находится тело, к другим людям, к другим действиям, чем совершенные здесь и сейчас. Полная смерть человека наступает только тогда, когда обе души покидают тело, то есть когда из человека выходит Дух (изгнание духа). В особых случаях, когда полный уход Духа нарушается, одна из этих душ может способствовать возникновению полудемона (например, стригоя).

Независимо от вышеупомянутых делений, выделялась еще душа-призрак (жизнь), являвшаяся образом-копией человека при жизни, - по отношению к умершему она называлась прямо мертвецом, Марой, проклятием или же Тенью. Она была распределена по всему телу (и в некоторых отношениях имела несколько общих черт, с описанной ранее душой-жизнью).

Этот образ после смерти (в определенных ситуациях, способный принять форму дематериализованного двойника человека) улетал с ветром, уходил в загробный мир, где находился, и из которого иногда (минимум раз в год) также возвращался и тогда он мог есть и пить... В то время этот дух должен был быть соответствующим образом принят — отсюда и обычай отмечать дедов или оставлять для предков дополнительный Покров во время больших праздников. Другая концепция-дуалистическая и она заключалась в выделении человеческого и животного аспектов души, вероятно, в результате более поздних воздействий контакта с христианством.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал Ковен теней: Былины древней старины