О новом предмете исследования, опыте создания исследования и его представлении на суд жюри универсиады «Ломоносов» в 2024 году мы побеседовали с призером направления «Международное право», выпускницей бакалавриата кафедры юриспруденции университета «Дубна» Аленой Саркисовой.
Научным руководителем Алены в исследовании на конкурс была доцент кафедры юриспруденции университета «Дубна» Сона Григорьевна Бунина. Она рассказала о том, какое большое впечатление на нее саму в период ее студенчества произвело участие в конференциях, конкурсах в различных вузах, поэтому с первого года работы преподавателем она предлагала студентам такие поездки.
«Конференции и конкурсы расширяют границы познания, учат новому, добавляют восторженных чувств в процесс обучения, а универсиада у меня значится в списке интересных мероприятий для участия. С 2006 года мои студенты-юристы успешно выступают на конференциях молодых ученых МГУ. Алена сама проявила инициативу участия именно в универсиаде и именно по международному праву».
– Расскажите о ваших мотивах участия в универсиаде «Ломоносов».
– Универсиада проводится на всех факультетах МГУ, в том числе юридическом. Она создана для того, чтобы выявить талантливую молодежь, поспособствовать развитию творческих способностей студентов, а также повышению результативности выступлений студентов на различных конференциях и конкурсах. Кроме того, мне было важно попробовать себя в другой среде, потому что за время обучения ты четыре года находишься внутри определенного круга лиц, от чего немного сужаются рамки восприятия, и ты не понимаешь уровень подготовки студентов за пределами нашего университета. А так как я стала призером универсиады, то мою работу высоко оценили, значит, я не хуже тех, кто учился на протяжении четырех лет в МГУ. Это был очень полезный опыт и настоящий успех для меня.
– Что из себя представляло участие в универсиаде?
– На юридическом факультете я выбрала секцию «Международное право». В свободной форме надо было написать эссе по теме «Актуальные проблемы международного экономического права». В введении я сделала упор на историю формирования современной финансовой системы. Затронула проблемы, которые уходили больше в экономический спектр, но были тесно связаны с международным экономическим правом – валютные спекуляции на мировом рынке, долларизация, демонетизация золота, а также специальные права заимствования и роль развивающихся и наименее развитых стран на международной экономической арене. В дальнейшем я вместе с моим преподавателем, Соной Григорьевной Буниной, более глубоко исследовала последние две проблемы. Сона Григорьевна является доцентом нашей кафедры, вела у нас курс «Международное право», поэтому я обратилась к ней за помощью и научным руководством: разработать план, подсказать, какие нормативные договоры нужно изучить, какие проблемы осветить первоочередно.
Описывая свои впечатления от совместной работы с Аленой, Сона Григорьевна отметила:
«Банально, но каждый студент действительно по-своему уникален и задача преподавателя увидеть эту уникальность. Алена представляет собой олицетворение ума, интереса, стремлений, а я преподаватель, который открывает возможности и дает право выбирать. Успех конкурсов, олимпиад там, где выбор сделан не самостоятельно преподавателем, а совместно со студентом. Обязательно должен быть интерес студента, интерес – это мощный инструмент. А потому в процессе преподавания я предлагаю темы, возможные мероприятия, а студенты выбирают. Работа со студентами – это моя суть, а потому успех и интерес студента – это главный индикатор качества работы преподавателя».
– Расскажите о ходе защиты.
– Первым был отборочный этап, вторым – заключительный, проходивший очно. На отборочном мы писали работу и отсылали на проверку жюри без указания авторства. Работа должна была быть написана самостоятельно, логично изложена, обладать высоким процентом оригинальности, хорошей теоретической проработкой. Если работа получает определенное количество баллов, то участник проходит на следующий этап. На заключительном этапе оценивается устное выступление, насколько глубоко ориентируешься в теме, укладываешься ли в отведенное время, оригинальность авторского подхода. Я пользовалась не только русскоязычными источниками, но и литературой на английском языке.
– Какие сложности при работе над исследованием возникли?
– В университете «Дубна» на нашей юридической кафедре есть дисциплина «Международное право», но отдельно международное экономическое право не изучается. У меня были лишь небольшие, общие представления об этой отрасли права, и мне пришлось переработать большой объем информации.
Еще такой момент: так как я впервые участвовала в подобном мероприятии, я, наверное, не совсем верно выбрала стратегию – затронула слишком большой объем тем в рамках своего эссе. И поэтому на заключительном этапе пришлось в сжатые временные рамки осветить и раскрыть основные тезисы исследования, в том числе предложить свои решения проблем. Но с этим я тоже справилась – репетировала, засекала посекундно время выступления. Доклад я сопровождала презентацией. Некоторые студенты МГУ взяли темы более узконаправленные. Например, автор работы о принципах международного экономического права стал победителем.
– Как долго вы работали над эссе?
– Впервые о возможности участия я узнала в октябре. Но некоторое время раздумывала, стоит ли соглашаться. Стоит. Эссе на конкурс надо было направлять в конце ноября – начале декабря, поэтому в ноябре я активно писала работу. Это проходило параллельно с основной учебой. Было нелегко, но я справилась. 03 февраля я поехала на заключительный этап. К этому времени я подготовила еще и краткое выступление по написанному эссе, которое я собиралась доложить на очной защите. Это потребовало много времени и усилий, так как мне нужно было учесть всевозможные варианты вопросов комиссии. По результатам своего исследования я написала статью, опубликованную в сборнике статей Международного научно-исследовательского конкурса «Молодой исследователь года 2024», состоявшегося 27 мая в Петрозаводске.
– Какие предложения по итогу исследования вы сделали?
– Расскажу о специальных правах заимствования – продукте Международного валютного фонда. МВФ – международная организация, которая занимается вопросами финансирования государств и связанной с этим иной деятельностью для реализации их потребностей. Специальные права заимствования распределяются в соответствии с квотами государств-участников. К данной теме я добавила иную проблему, связанную с представительством развитых и развивающихся стран, поскольку реальное экономическое положение последних в недостаточной мере отражено в том же самом МВФ. Например, несмотря на то, что КНР по ВВП (ППС) заняла первое место, это никак не отразилось в системе квот. И если смотреть на систему квот, то видно, что у США наиболее высокий процент голосов (который зависит от квот), и они могут блокировать практически любое решение. И хотя де-юре право вето не предусмотрено в уставе МВФ, де-факто оно существует. Поэтому я поддерживала риторику развивающихся стран, которые агитируют за перераспределение квот в их пользу. Это возможно во время общего пересмотра квот. Итогом очередного 16-го пересмотра стало повышение квот всех стран на 50%, что говорит о пока что неизменном положении дел. Требования КНР, Индии, РФ и других стран игнорируются, а в МВФ доминирующая позиция остается у США.
Сона Бунина, отмечая уникальность исследования, заметила:
«Алена в своей исследовательской работе вышла за пределы изучаемого курса «Международное право», посвятив исследование специальным вопросам международного экономического права и сделала это на высоком профессиональном уровне. Это еще раз подчеркивает ее таланты, умения и целеустремленность».
– Каковы ваши планы в учебной деятельности?
– В этом году я закончила бакалавриат и сейчас нахожусь на стадии поступления в магистратуру МГУ. Я выбираю программу обучения, которая связана с секцией универсиады, в которой я участвовала – международное экономическое (коммерческое) право. Мне интересно международное право, в том числе геополитика. Плюс у меня есть знание языков – английский на хорошем уровне и параллельно изучаю французский язык. Я участвовала в конференциях в нашем вузе, которые проводились в том числе на английском языке. Тема одного из моих исследований была связана с международной правовой отраслью, поскольку я докладывала о суверенитете государства в современных условиях, как изменился этот феномен и существует ли вообще. В идеале, когда я закончу обучение на юридическом факультету МГУ, передо мной откроется возможность работать в международных корпорациях, организациях. Время покажет.
Текст: Юлия Цепилова
Фото: из домашнего архива