Найти в Дзене

Развиваем речь до года!

Казалось бы, как развивать речь у ребёнка, который только что родился? Оказывается, любой родитель может создать прочную базу для дальнейшего речевого развития ребёнка. Что для этого делать, рассказывает Варвара Васильевна Олешова, старший преподаватель ИСОП МГПУ, кандидат педагогических наук и сурдопедагог. Исследования в области слухового восприятия малышей первого года жизни свидетельствуют о том, что младенцы предпочитают звуки человеческого голоса всем другим звукам окружающего мира. Слуховое восприятие малыша развивается в тесной взаимосвязи с развитием эмоционального взаимодействия между младенцем и близким взрослым. Новорождённый малыш может практически не реагировать ни на какие звуки окружающего мира, но уже через 9-12 дней начинает вздрагивать и моргать при громком звуке. К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более продолжительным по времени. В этом возрасте появляется и первая улыбка малыша в ответ на ласковый голос матери. Уже с первых дней жизни важно много эмоцио
Оглавление

Казалось бы, как развивать речь у ребёнка, который только что родился? Оказывается, любой родитель может создать прочную базу для дальнейшего речевого развития ребёнка. Что для этого делать, рассказывает Варвара Васильевна Олешова, старший преподаватель ИСОП МГПУ, кандидат педагогических наук и сурдопедагог.

С первых дней

Исследования в области слухового восприятия малышей первого года жизни свидетельствуют о том, что младенцы предпочитают звуки человеческого голоса всем другим звукам окружающего мира. Слуховое восприятие малыша развивается в тесной взаимосвязи с развитием эмоционального взаимодействия между младенцем и близким взрослым.

Новорождённый малыш может практически не реагировать ни на какие звуки окружающего мира, но уже через 9-12 дней начинает вздрагивать и моргать при громком звуке.

К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более продолжительным по времени. В этом возрасте появляется и первая улыбка малыша в ответ на ласковый голос матери. Уже с первых дней жизни важно много эмоционально общаться с малышом: петь ему простые песенки, рассказывать потешки и просто ласково признаваться крохе в любви. Всё это способствует развитию слухового восприятия и, как следствие, понимания речи и собственной речевой активности ребёнка.

Например, с первых дней жизни, переодевая малыша, можно проговаривать:

Кто проснулся? Потянулся?
С боку на бок повернулся!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

На последней строчке покажите малышу погремушку, погремите ей, поводите сначала вправо, потом влево, вверх и вниз так, чтобы малыш за ней проследил взглядом. Затем спрячьте погремушку и погремите ей еще раз, посмотрите на реакцию малыша. Если реакции не было, погремите снова и затем плавно достаньте игрушку и покажите малышу. Старайтесь предъявлять звук каждый раз с разных сторон, так вы постепенно будете учить ребёнка определять, с какой стороны было звучание.

Поначалу малыш еще плохо реагирует на тихие звуки, поэтому до 2-3 месяцев лучше использовать достаточно громкие игрушки: бубенцы или колокольчик.

С 3 месяцев до полугода

К 4 месяцу жизни доношенный ребёнок реагирует уже на все звучания, даже на совсем тихие погремушки и шёпот взрослого. Малыш уже способен локализовать звук в пространстве. В этот период ребёнок эмоционально начинает реагировать на плясовые и спокойные мелодии, выделять голоса близких людей, по-разному реагировать на свое и чужое имя.

Включайте ребенку классическую музыку, разные детские и взрослые песни, пойте сами, танцуйте с малышом. Поиграйте в игру «Есть звук - нет звука». Когда песенка или мелодия играет, вы танцуете с малышом. Нажимаете на паузу — останавливаетесь и говорите эмоционально: «Чшшш! Нет песенки!»

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Малышам в этом возрасте нравится качаться у мамы на коленках. Лягте на спину, прижмите колени к животу, положите сверху малыша на животик и расскажите стишок А. Барто «Самолёт», покачивая младенчика из стороны в сторону:

Самолет построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

На последней строчке прижмите малыша к себе и поцелуйте.

В этот период у ребенка интенсивно развивается восприятие ритмико-интонационной стороны речи, поэтому важно ребёнку рассказывать потешки, читать стихи, например, К.И. Чуковского, А.С. Пушкина и других классиков русской литературы. Ребёнок ещё не поймёт смысл стиха, но зато усвоит его ритм. А это важно для дальнейшего речевого развития.

К 7 месяцам ребенок на вопрос «Где?» начинает искать взглядом и находить предмет, находящийся на знакомом месте. Поэтому уже с первых дней жизни ребёнку можно показывать игрушки с крупными чертами лица и называть их, а ближе к 5-6 месяцам прятать их под платочком или шляпой и радостно находить.

С полугода до года

В период от 6 до 12 месяцев у ребёнка активно развивается восприятие и понимание речи.

Сначала малыш начинает реагировать на ритм стиха, поэтому актуальны простые игровые стишки с движениями, например: «Ладушки, ладушки», «По кочкам, по кочкам…». Малыш будет смеяться реагируя на ритм, когда вы делаете паузу и говорите: «..в ямкуууу бух!» или хлопать в ладоши при словах: «Ладушки, ладушки…»

К году ребёнок понимает слово «нельзя» и выполняет простые поручения взрослого, у малыша появляются первые облегчённые слова. И всё это происходит благодаря тому, что с первых дней жизни ребёнок был погружен во все богатство звуков окружающего мира. Намного успешнее будет речевое развитие ребёнка, с которым мама много и эмоционально общалась, пела песенки, рассказывала простые потешки и стихи, комментировала всё происходящее вокруг и называла окружающие предметы.

В.В. Олешова, старший преподаватель ИСОП МГПУ, кандидат педагогических наук и сурдопедагог. Фото из личного архива
В.В. Олешова, старший преподаватель ИСОП МГПУ, кандидат педагогических наук и сурдопедагог. Фото из личного архива