БЕДНОСТЬ И ДЕМОНЫ В индонезийском хорроре я, если что, новичок. Не то чтобы в последнее время в этом плане радовали европейцы или заокеанские товарищи, но от страны, в которой законодательно запрещен старый добрый "сунь-вынь" до брака я, в принципе, ничего хорошего не жду. Тем более, большую часть населения страны составляют мусульмане, у которых, как известно, весьма непростые отношения с хоррором и поднимаемыми в жанре темами. Но я, хоть убей, не могу пройти мимо хоррор-антологий, хотя меня до сих пор передергивает от воспоминаний о "Кабинете редкостей Гильермо дель Торо". В общем, в таких смешанных чувствах я сел смотреть.
И сразу скажу: Джоко Анвари слегка слукавил, обозначая жанр произведения, ведь больше половины из семи эпизодов так или иначе связаны друг с другом сюжетно. Особенно это ощущается в концовках, которые сценарист просто... обрывает, видимо, тем самым, обещая вернуться к сюжетам ближе к концу антологии. Как и происходит. Ну, почти. Итак, попробуем поверхностно прокатиться по некоторым сюжетам, чтобы создать представление о том, что же нас ждет среди этих кошмаров и грез. Кошмаров, кстати, будет не так много, как хотелось бы. Или у меня слишком высокие запросы к кошмарам. Энивей, поехали.
Первый эпизод - самая стандартная хоррор-история о том, как ГГ сдает дементную мать в очень странный дом престарелых. Который вроде как для богатых, но при этом с него не берут ни цента. Более того - никаких стариков на территории он тоже не замечает - только персонал. Более того - со стариками абы когда видеться не дают, а только строго по записи поздним вечером. Разумеется, наш герой залезает на разведку в этот дом престарелых (потому что ему снятся гадкие сны), чтобы раскрыть стряшный заговор... И, собственно, первая серия одновременно и репрезентатив всего, что мы увидим в антологии дальше и, при этом, лучшее, что есть в сборнике. Уже с самого начала нам задают главные темы: бедность, социальное расслоение, демоны, мистические договоры и торжество духа. Сразу нам показывают самые манипулятивные приемы из возможных (как, например, старушка с деменцией сажает годовалого ребенка на край балкона и там его забывает), самые дорогие спецэффекты (и, поверьте, не такие уж они дорогие) и самых криповых монстров (ну-у-у... они и правда неплохие). Таким образом, уже по первой серии можно составить впечатление обо всем сборнике в целом.
Дальше будут истории уже с не столь мощным визуальным рядом, но так или иначе завязанные на мистике и демонах. Например, о семье мусорщиков, которые усыновили демонического ребенка - тот якобы приносит своим опекунам деньги, но на седьмой день они всегда умирают. Или история о бедном добытчике устриц, живущем в грязной халупе, который в один прекрасный день увидел ангела. Или история популярной (в кои-то веки не бедной) писательницы, которая неосознанно описывает судьбу реально существующей женщины, запертой в подвале мужем-арбузером. И так далее и тому подобное. Минимум чудес, минимум монстров, максимум социалочки, притом именно индонезийского образца. И если первые пару-тройку серий действительно интересно наблюдать за этим совершенно иным миром, где бок о бок обитают люди, живущие в мусорных халупах на свалках и заброшенных зданиях, а параллельно с ними кто-то ездит на машинах с кондиционерами в дорогие рестораны и кушает лобстеров, то серии на четвертой это уже откровенно набивает оскомину. В итоге, все говенные истории с персонажами происходят по большей части из-за их жажды наживы. Дом престарелых принимает старичков бесплатно, усыновляют демоническое дитя в погоне за богатством, идут на крайне сомнительное собеседование за большой зарплатой и учатся гипнозу, чтобы подкарауливать людей у банкоматов. И даже чувак идет в кинотеатр из своего далекого прошлого, потому что ТАМ - жизнь лучше, чем здесь.
Что до визуала... ну, что тут скажешь. Картинка вроде сочная, вкусная, снято неплохо, местами даже интересно посмотреть на быт столь непохожих на нас людей и на их отношение к миру и к мистике в частности. Да, надо сказать, что индонезийцы куда более суеверны, чем мы, и в этом плане близки к японцам с их синтоизмом, в котором мир духов сосуществует в объективном симбиозе с миром реальных, и это даже сомнений ни у кого особо не вызывает. Так вот, по визуалу все неплохо, до тех пор, пока на экране не появляется.... мистическое. Я понимаю, что дизайнеры явно работали за еду. Двое дизайнеров. Один крутил динамомашину, присобаченную к велосипеду, а второй судорожно рисовал хоть что-то. В общем-то, наверное, это стоит простить антологии, но меня не покидает навязчивое ощущение, что с натуральными спецэффектами, без использования сиджиай вышло бы дешевле и эффектней. Как, кстати, и вышло со всей (и весьма обильной местами) расчлененой, которая в кадре присутствует весьма открыто и бесстыдно, местами отсылая к фильмам по книгам Томаса Харриса ("Молчание ягнят" и иже с ними).
А главная моя претензия относится к седьмой, последней серии антологии, которая вроде и должна все сшить воедино. Здесь будет СПОЙЛЕР, который, впрочем, не повлияет на ваше восприятие сериала, потому что догадаетесь вы об этом достаточно скоро. Собственно, эта антология представляет собой ПРЕДЫСТОРИИ членов местного "Ночного Дозора". И вот в последней серии эти индонезийские "Мстители" проявляют себя в весьма кринжовой сцене ментального противостояния с местными "демонами". Мда... А я уж думал, так, как с победы над Пеннивайзом, меня ни с чего уже кукожить не будет. И, собственно, я так понимаю, антология должна стать этаким громоздким предисловием к следующему фильму Анвара, который и будет посвящен будням очередных демоноборцев. К сожалению, несмотря на ЧАСОВУЮ предысторию каждого из персонажей, ни один из них не получился достаточно интересным, чтобы мне захотелось посмотреть, в кого он там "вырос". КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ.
В итоге, мы имеем семь весьма средненьких, неоправданно оборванных в конце историй со слабенькой графикой и мощной социалочкой. Стоит ли это смотреть? Возможно. С большими оговорками #БЕЗДНАрекомендует "Кошмары и грезы" Джоко Анвара, но не как хорошую антологию ужасов, а, скорее, как некий "гейтвей"; стартовый пакет для знакомства с индонезийским хоррором, чтобы решить для себя - хотите вы вообще дальше наблюдать за ним или ну его в... Джакарту. Однако, предупреждаю, это весьма... невпечатляющее зрелище. Впрочем, не хуже второй половины дель торовской солянки, а это уже достижение.