Романы Томаса Майн Рида вот уже более века любимы юными читателями. Благородные герои, побеждающие отпетых негодяев, чувственные красавицы и целый калейдоскоп приключений - все это не может не нравится.
Особое место в творчестве британского писателя занимает "Всадник без головы". Трудно сказать, сколько раз я перечитывал этот роман. Последний раз, кстати сказать, в конце мая - чуть больше месяца назад.
Конечно, с точки зрения искушенного взрослого читателя роман порой кажется наивным, но, вместе с тем, в самом тексте обращаешь внимание на то, что прежде оставалось незамеченным. Так что те, кто отрядил "Всадника без головы" в литературу для среднего школьного возраста, уж очень поторопились.
До революции, к примеру, никто и не думал ставить возрастные штампы. И правильно, надо сказать, делали: взрослым тоже порой крайне полезно взглянуть на мир с точки зрения максимализма и благородства. Внизу, кстати, пример издания романа 1910 года товарищества М.О. Вольфа.
Чем же мне так нравится "Всадник без головы"?
Прежде всего, смесью приключений, детектива и мистики. Для времени написания произведения - 1865 год - это чуть ли не новаторский прием. В России роман, кстати, вышел уже в 1868 году.
Не менее важна продуманность сюжета. Например, моменты появления всадника без головы. Для кого-то он остается незамеченным, а кого-то напротив повергает в смятение и ужас.
Примечателен роман и тем, что главный его герой, бедный мустангер Морис Джеральд, оказывается не в силах изменить свою судьбу и уходит на второй план, уступая место Зебу Стумпу, ведущему расследование.
Очень необычно вообще, не только для Майн Рида. Мало кто и в наше время вот так вот запросто возьмет и задвинет на треть содержания романа главного героя за ширму бессознательности и болезни, давая сюжету развиваться без его участия.
Майн Рид осмелился и не прогадал. Кстати, линию Зеба Стумпа он пытался в дальнейшем развивать, но дальше рассказа "Уловка Зеба Стумпа" дело не пошло.
В романе есть одна сцена, которая многократно использовалась и будет использоваться в американских вестернах. Это, конечно же, дуэль между Морисом Джеральдом и Кассием Колхауном - безумная перестрелка со стрельбой из последних сил. Очень яркая, кстати, сцена.
Порой встречаю критику в адрес писателя, что в начале романа излишне много времени уделяется всяким прогулкам. Да ничего подобного! Я, конечно, понимаю, что лучше б все друг друга поперестреляли бы уже в первой главе, но героям произведения надо было продемонстрировать свой характер, а кому-то и самому влюбиться, и впечатление на избранницу произвести.
Хотелось бы сказать, на какие детали обратил внимание при прочтении во взрослом возрасте. Например, на такую
– И я тоже, – добавила сестра, выглядывая из-за занавесок и всматриваясь в даль. – Я уверена, что мне приснились бы Плутон и Прозерпина в аду.
– Хи-хи-хи! – осклабился черный кучер, числившийся в книгах плантаций как Плутон Пойндекстер. – Мисса Луи увидит меня во сне на этой черной прерии!
Бог Плутон в аду - негр Плутон в рабстве. И все это тут же сглаживается автором юмором.
А помните заявление Кассия Колхауна о метках на пулях, которое висит чеховским ружьем до финала произведения?
Отличнейшее произведение! Перечитал - и вспомнил эмоции из детства, и взгрустнул по-взрослому.