В день реставратора хотели бы рассказать об этом кропотливом процессе, благодаря которому до наших дней дошли уникальные произведения искусства. Специалисты возвращают картинам, предметам, документам их первоначальный вид, сквозь века донося до нас авторские сюжеты и идеи.
Реставраторский отдел музея-заповедника «Архангельское» постоянно трудится над сохранением Юсуповской коллекции. И сегодня мы бы хотели рассказать о некоторых произведений, которые недавно вернулись из реставрации.
Картина «Портрет зажиточного крестьянина»
В 2016 году для реставрации в мастерские музея-заповедника «Архангельское» поступила картина «Портрет зажиточного крестьянина». Осмотр показал, что её техническое состояние хорошее, но изображение плохо просматривалось сквозь пожелтевшую плотную неравномерную матовую пленку лака и разнородные загрязнения. Было очевидно, что портрет создан в рамках искусства, принятого называть художественным примитивом и получившим распространение в России в конце XVIII – начале XIX века. Произведения этого жанра гораздо ближе к жизни того времени, чем академическое искусство. Недостаток художественного мастерства компенсировался скрупулезным изображением костюмов, аксессуаров, причесок, интерьеров. В контексте этой традиции «Портрет зажиточного крестьянина» оставлял ощущение информационной недостоверности. Элементы костюма, прическа и аксессуары не сочетались друг с другом, уровень художественного мастерства в изображении отдельных деталей был не одинаков. Некоторый свет проливало описание портрета в документах музея, в котором содержалось описание с указанием «белый вязаный шарф», хотя при взгляде на портрет можно было видеть желтую рубашку с цветным рисунком, которая при исследовании в ультрафиолетовых лучах не визуализировалась как запись.
После удаления поверхностных загрязнений и утоньшения верхнего слоя лака было проведено повторное исследование в ультрафиолетовых лучах, которое выявило, что вся живописная поверхность картины обширно прописана. Пробы на удаление записей на изображении шеи, воротника сюртука и рубашки выявили, что они нанесены с изменением оригинального изображения и не совпадали с границами авторской живописи. Под красочным слоем записи, изображающей якобы крестьянскую рубаху, открылось авторское изображение детали костюма, похожей на шарф светлого холодного тона, который упоминался в архивном описании. В результате проведенных реставрационных мероприятий авторская живопись была освобождена от записей, уточнен уровень и фактура реставрационного грунта в местах утрат. Нанесено защитное лаковое покрытие, проведено живописное восстановление многочисленных утрат и потертостей.
Проведенный комплекс реставрационных работ, позволил выявить авторский живописный замысел и оригинальный колорит произведения. Изменилось образное и эмоциональное восприятие портрета, четко определился социальный статус портретируемого. Стало очевидно, что художественный уровень портрета выше, чем это казалось, поначалу.
Неизвестный художник представил нам мужчину среднего возраста, с окладистой бородой, одетого по-купечески в темный двубортный сюртук со стояче-отложными воротником и лацканами, в вырезе сюртука – белый элемент костюма. Весь вид мужчины, его костюм, наличие трости с серебряным набалдашником, указывает на то, что на портрете изображен купец, а не зажиточный крестьянин или мещанин.
Сопоставление портрета с другими подобными портретами позволяет отнести произведение к каноническому купеческому портрету. Стабилизация и канонизация формы купеческого портрета приходится на 1820-1830-ые годы. Главное в портрете – соответствие определенному сословию с определенным кругом нравственных установок: добродетельный христианин, успешный коммерсант и общественный деятель, примерный семьянин.
Картина «Портрет братьев Колосовых»
Следом из сектора реставрации живописи вернулась картина «Портрет братьев Колосовых» из собрания Николая Борисовича Юсупова.
Картина принадлежит кисти французского художника Николы де Куртейля и была создана в 1819 году. На ней изображены Сергей и Петр Колосовы, внебрачные дети князя Николая Борисовича Юсупова от балерины Екатерины Колосовой.
Процесс работы с картиной проходил в несколько этапов. Сначала были проведены физико-оптические исследования, а также исследования под бинокулярным микроскопом, позволившие определить толщину живописного слоя. Были выявлены участки загрязнения, мешающие восприятию живописи, и их характер. Они имели вид плотной плёнки с трещинами кракелюра. Эта подготовительная работа помогла художникам-реставраторам подобрать методику и подходящие составы для удаления всех загрязнений и восстановления лакового покрытия картины.
После этого начался долгий и кропотливый процесс реставрации произведения, который позволил вернуть былую свежесть и яркость красок авторской живописи. И теперь нам снова доступна картина в том исполнении, каком её создал Никола де Куртейль.
На фотографиях вы можете увидеть, как выглядели повреждения при разных типах исследования картины.
Картина «Проводы рекрута»
Третья картина, о которой мы хотели бы вам рассказать – произведение «Проводы рекрута», копия неизвестного русского художника с картины Ивана Лучанинова «Благословение ополченца» (1812 год).
Иван Васильевич Лучанинов (1781–1824) – живописец; автор исторических композиций, портретист. Окончил обучение в Императорской академии художеств, получив большую золотую медаль за картину «Рекрут, прощающийся со своим семейством». Отечественная война 1812 года изменила название картины с «Прощание рекрута» на «Благословение ополченца».
В силу особой актуальности темы войны 1812 года, в тот период картина молодого живописца приобрела большую известность и была многократно воспроизведена самим автором и копирована другими художниками. По картине с этим историческим сюжетом на Петербургской шпалерной мануфактуре выткали в размер оригинала шпалеру. В первой половине XIX века этот сюжет повторялся в литографии и на фарфоре.
Копия этой картины, выполненная неизвестным художником, поступила в фонд хранения живописи Музея-заповедника «Архангельское» из Егорьевского историко-художественного музея в 1930 году.
До реставрации она имела структурные загрязнения холста и жесткий приподнятый кракелюр грунта. С годами лак помутнел, а более поздние тонировки картины изменились в цвете и тоне. Всё это мешало целостному восприятию живописного произведения.
Наши специалисты провели реставрацию, укрепив грунт и красочный слой, удалили загрязнения холста и регенерировали лаковое покрытие. Были восстановленные утраченные части живописного слоя, и холст был натянута на новый подрамник.
Благодаря этой сложной и кропотливой работе картина вновь приобрела экспозиционный вид.
Картина «Ночная ловля рыбы»
И последнее произведение, о котором мы бы хотели сегодня рассказать – картина «Ночная ловля рыбы», выполненная неизвестным крепостным художником.
Она является копией произведения «Ночной вид на реке с рыбаками, развешивающими сети», которая хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Её автор – Арт ван дер Нер – голландский живописец эпохи Золотого века, родоначальник жанра ночного пейзажа.
Художник, создавший копию, оставил монограмму «AVN». Автор использовал сшивной холст, состоящий из двух частей. При поступлении в реставрацию картина находилась на своем первоначальном не раздвижном подрамнике и ранее не перетягивалась. На живописной поверхности развились участки приподнятого грунтового кракелюра.
Картина имела признаки реставрационных вмешательств – укрепление живописного слоя, участки реставрационного грунта, живописное восстановление утрат, позднее неравномерное лаковое покрытие. На обороте холста следы прохождения реставрационных материалов в виде темных пятен.
Ослабление натяжения холста из-за ветхих кромок привело к провисанию и появлению значительных деформаций основы. Картина имела небольшие сквозные прорывы холста и тенденцию к расхождению нитей основы по линиям кракелюра, что свидетельствовало о деструкции холста и необходимости ее дублирования на новое основание.
Во время реставрации были заделаны прорывы основы, проведено укрепление грунта и красочного слоя. В процессе подготовки к дублированию, картина была снята с оригинального подрамника и закреплена на реставрационном подрамнике с помощью крафтовых полей, а соединительный шов холстов был срезан. Затем картина была дублирована на новый холст и натянута на новый экспозиционный подрамник. Музейные этикетка, марка, бирка и подписи были перенесены на подрамник.
После подведения реставрационного грунта в места утрат красочного слоя специалисты провели регенерацию лаковой пленки и ее выравнивание. Тонирование красочного слоя велось в границах утрат масляными красками. Потемневшие тонировки предыдущих реставраций уточнены по цвету и тону. Реставрация позволила провести укрепление всех элементов структуры картины. Живописное изображение стало светлее, появились пространство и объем.