Матушка королевы Виктории и её прогулочный наряд

2,7K прочитали

Будем сегодня с вами рассматривать один старинный портрет. Не юной красавицы в бальном наряде, а дамы в летах, и в одежде повседневной. Но это-то и интересно! Как было уместно одеться даме "шестьдесят плюс" середины XIX века на прогулку?

Правда, это не просто дама, а матушка королевы Виктории, герцогиня Кентская. С дочерью у них были, мягко говоря, сложные и нелёгкие отношения... Однако ж мы с вами о платьях и шляпках говорим!

Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции
Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции

Винтерхальтер, конечно, истинный "художник королей". На этом портрете герцогиня выглядит отлично в свои шестьдесят три и для нашего с вами времени, а уж для той эпохи... И одета она, на первый взгляд, довольно скромно, как и нужно для прогулок на свежем воздухе. Однако здесь довольно много интересных деталей!

Видите белые кружева, которые выбиваются из-под капора у самых щёк и виднеются чуть ниже, окружая шею? Скорее всего, ими отделан чепец - ведь перед нами женщина замужняя (пусть к тому времени и давно вдова, да ещё дважды), а они носили чепчики. И пусть многие уже тогда вместо них носили изящные кружевные наколки, скорее, намёки на чепчики, дамы пожилые были верны прежним обычаям.

Слева и справа под полями капора мы видим уложенную петлями отделку - кажется, это жёлтые гофрированные ленты в сочетании с узкими красными, возможно, бархатными. Хорошая вещь, эти широкие поля капора! Можно уместить что0ибудь красивое не только на них, но и под ними.

Сам капор бледно-жёлтого цвета, и "внешняя" отделка у него ровно тон к тон - и завитые перья сбоку, и покрывающее его кружево, и длинные широкие шёлковые ленты, которыми он завязан у подбородка небрежным бантом.

А ниже белых кружев чепца (оцените - такой закрытый вариант должен был красиво маскировать все возрастные изменения - и менее чёткий, чем в молодости, овал лица, и шею) мы видим маленькую кружевную чёрную косыночку. Так, милый акцент, не более!

Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.
Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.

Платье герцогини, разумеется, закрытое, без декольте и с длинными рукавами - утром-то! И какая милая ткань - что называется "в мушку". идеальный вариант для прогулки в первой половине дня. Однако тут есть одна тонкость, о которой ниже.

А на плечи наброшена шаль очень сложного, изысканного, сине-серо-зелёного оттенка.

Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.
Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.

Возможно, это шаль местного производства - ведь именно при Виктории привозные шали постепенно вытеснялись теми, что ткали в Англии и Шотландии, и королева даже предоставила мастерам доступ к своей коллекции шалей, чтобы те смогли ознакомиться с лучшими образчиками "кашмирских".

На правой руке между манжетой и светлой перчаткой виднеются довольно массивные золотые браслеты, а левая, тоже затянутая в перчатку, сжимает длинную ручку со светлым, вероятно, костяным набалдашником. Может поначалу показаться, что это тросточка, но нет - это зонтик!

Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.
Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.

Вот он, виднеется ниже? почти сливаясь с фоном. Скорее всего, из чёрного шёлка. Зонтики-парасольки той поры не обязательно были светлыми. И, мне кажется, его край отделан длинной бахромой. До нашего времени дошло сколько-то таких экземпляров.

А ещё здесь видно, что юбка платья многоярусная - возможно, ярусов больше чем два, их может быть и три. Можно лучше рассмотреть ткань платья - да, она светлая, но... где же мушки, которые мы видим на корсаже? А, скорее всего, они на тончайшей ткани, например, тюле или муслине, которая наложена поверх основной, и украшает только корсаж (даже на рукавах, кажется, её нет). То есть платье более сложное, чем кажется поначалу.

Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.
Портрет Виктории, герцогини Кентской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.

Что ж, спасибо художнику за возможность подглядеть детали пусть не парадного, но интересного наряда!

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!