Найти тему

Как сделать сотрудников амбассадорами вашего бизнеса

Оглавление
Мария Гаранина, руководитель направления по работе с розничными  сетями Сибири и Дальнего Востока NielsenIQ, автор и модератор  образовательных программ, в том числе в центре «Мой бизнес» Новосибирской области и Лилия Эсауленко, ведущий менеджер по маркетингу и связям с общественностью регионального отдела внешних коммуникаций hh.ru
Мария Гаранина, руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока NielsenIQ, автор и модератор образовательных программ, в том числе в центре «Мой бизнес» Новосибирской области и Лилия Эсауленко, ведущий менеджер по маркетингу и связям с общественностью регионального отдела внешних коммуникаций hh.ru

Чтобы не только привлечь, но и удержать ценных работников, нужно создавать для них такие условия, чтобы они сами хотели рассказывать, как здорово работать в вашей компании. В статье мы расскажем, как сделать, чтобы сотрудники стали настоящими амбассадорами вашего бизнеса.

Авторы:

Мария Гаранина, руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока NielsenIQ, автор и модератор образовательных программ, в том числе в центре «Мой бизнес» Новосибирской области

Лилия Эсауленко, ведущий менеджер по маркетингу и связям с общественностью регионального отдела внешних коммуникаций hh.ru

Состояние рынка труда в Новосибирской области

По данным hh.ru на май 2024 года работодатели активно размещают вакансии: на 24% больше, чем в прошлом году. Основная причина такого роста — высокий уровень конкуренции за работников. На 1 вакансию в регионе приходится 2.9 резюме, что ниже нормального показателя — более 4 резюме на вакансию.

Активность работников также продолжает расти: количество опубликованных резюме на 14% больше, чем в это же время в прошлом году. При этом на рынок труда выходят не только новые кадры, а ещё и сотрудники, которые уже работают и ищут лучшие условия труда. Поэтому работодатели стараются не только подбирать новых сотрудников, но и удерживать существующих.

В условиях дефицита кадров бизнес все чаще обращается к дополнительным возможностям поиска сотрудников. Так работодатели Новосибирской области в рамках господдержки могут опубликовать две бесплатные вакансии на hh.ru и получить доступ к контактной информации соискателей. Подробная информация об услуге и прием заявок на сайте регионального центра «Мой бизнес». Специальные условия действуют для социальных предпринимателей: они также могут воспользоваться бесплатным поиском сотрудников на hh.ru. Подать заявку на поддержку можно на сайте центра.

Больше всего сотрудники востребованы в сферах:

  • рабочий персонал
  • автомобильный бизнес
  • производство и сервисное обслуживание

Больше всего кандидатов на вакансии в сферах:

  • продажи, обслуживание клиентов
  • рабочий персонал
  • транспорт, логистика и перевозки
  • административный персонал

При этом в регионе растут как предлагаемые, так и ожидаемые зарплаты. По сравнению с маем прошлого года средняя зарплата, которую предлагают работодатели, выросла на 33% и составляет 61 440 рублей, а ожидаемая зарплата увеличилась на 20% — 60 000 рублей. Это показывает, что работодатели пытаются соответствовать ожиданиям работников, чтобы оставаться конкурентоспособными.

В таких условиях, когда претендентов на вакансию меньше, работодателям необходимо не только искать новых сотрудников, но и активно работать над удержанием существующих и превращать их в амбассадоров своего бизнеса.

Разработайте ценности вашего бизнеса

Амбассадоры бренда — это сотрудники, которые активно транслируют ценности компании внутри коллектива и за его пределами. Эти люди искренне любят свою работу и готовы рекомендовать компанию другим.

Любой бизнес строится на ценностях. Это могут быть принципы, которые вы отстаиваете лично. Например, честность, стремление к инновациям, уважение, справедливость. Эти принципы, которые близки вам, можно перенести в работу вашей компании и превратить в ценности, которые будут разделять и использовать ваши сотрудники.

То есть ценности — это правила и принципы, по которым работает ваша компания. Их наличие делает команду более сплоченной и помогает всем двигаться в одном направлении. Они помогают сотрудникам принимать правильные решения, служат ориентиром в сложных ситуациях. Если сотрудники знают, что их работа важна и соответствует ценностям компании, они работают с большей отдачей и нацелены на результат. А еще компании с чёткими ценностями привлекают тех, кто разделяет эти принципы. Это помогает нанимать подходящих сотрудников и удерживать их на работе.

Определить ценности вашей компании несложно, это можно сделать самостоятельно всего за несколько шагов.

Шаг 1. Составьте список ваших личных принципов, убеждений и ценностей по категориям

Определите ключевые ценности, которые лежат или будут лежать в основе вашего бизнеса. Для удобства можно опираться на эти категории:

-2

Подумайте, какие ценности наиболее важны для вашей компании в каждой из категорий, и пропишите, как они будут способствовать развитию бизнеса и поддержанию его репутации.

Например, если вы определили ценность «ответственность» — вы держите своё слово и соблюдаете договорённости как с сотрудниками, так и с клиентами.

Шаг 2. Подумайте о полученных ценностях

На втором этапе важно детализировать полученные ценности. Запишите их на листе бумаги и проанализируйте каждую из них:

  • Что конкретно подразумевается под этой ценностью?
  • Понимают ли её сотрудники? Поймут ли клиенты?
  • Какие мысли, образы и слова ассоциируются с этой ценностью?

Определите, как эта ценность будет проявляться в повседневной работе компании и как её можно донести до сотрудников и клиентов. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал значимость этой ценности и стремился следовать ей в своей работе.

Шаг 3. Превратите ваши ценности в набор руководящих принципов

Каждая ценность должна быть подкреплена чёткими принципами, которые легко применимы на практике. Когда все сотрудники разделяют ценности и применяют их в работе, формируется устойчивая корпоративная культура. А новые сотрудники адаптируются к уже принятым нормам и стандартам, что способствует единству и сплочённости коллектива.

Например, для ценности «уважение» руководящим может быть принцип: я открыт в общении с другими людьми и ожидаю, что люди будут открыты со мной. Это значит, что вы можете подойти к своему сотруднику и в корректной форме объяснить ему, что вам не нравится в его работе. И он может откровенно с вами поговорить, если ему сложно справляться со своими задачами или некомфортно в коллективе.

Шаг 4. Выберите основные ценности

С помощью предыдущих шагов выделите ключевые ценности, которые станут основой для вас и ваших сотрудников.

Запомните: лучше иметь всего несколько основных ценностей, которые все знают и используют. Поэтому, выберите 3-5 главных пунктов из вашего списка и сконцентрируйтесь на них.

Внедряйте ценности в корпоративную культуру

После того, как вы выделили несколько основных ценностей, необходимо сделать их частью своего бизнеса, то есть использовать их в каждом направлении работы.

Отбирайте и продвигайте сотрудников на основе их ценностей. Смотрите не только на навыки кандидата, но и на ценности. Например, на собеседовании спрашивайте кандидата о его жизненных принципах и отношении к коллективу. Такой подход поможет выбрать сотрудников, которые будут разделять цели и культуру вашей компании, а значит останутся с вами надолго.

Для социального бизнеса трансляция ценностей компании важна вдвойне. Найти сотрудников, которые будут разделять их, можно бесплатно в рамках совместной программы поддержки социальных предпринимателей от Минэкономразвития России и hh.ru. Узнайте условия и подайте заявку на сайте новосибирского центра «Мой бизнес».

Говорите о нарушениях ценностей. Открыто и честно обсуждайте нарушения с сотрудниками. Поднимайте эти вопросы на совещаниях, чтобы напомнить всем, какие действия соответствуют ценностям компании и какие решения нужно принимать, полагаясь на эти ценности.

Сделайте ваши ценности видимыми и понятными. Ценности компании должны должны быть чётко выражены и присутствовать в повседневной работе и общении. Например, вы можете разместить их на стенах офиса, включить в материалы для новых сотрудников, упоминать на встречах и в корпоративных новостях. При этом важно, чтобы эти они не только исходили от вас, как от руководителя, но и отражали внутреннюю культуру компании. Такой подход помогает всем членам команды лучше понять и принять принципы, на которых строится работа компании.

Компания Patagonia, специализирующаяся на продаже верхней одежды и снаряжения для активного отдыха, сделала принципом доверительные отношения внутри коллектива. С 1984 года в компании отказались от закрытых кабинетов. Руководство активно поощряет совместный отдых сотрудников, считая, что это сплачивает коллектив и позволяет персоналу чувствовать себя счастливыми.

Создайте доверительную обстановку в коллективе. Оптимальная форма доверия между начальником и работником строится по принципу «сказал — сделал» в обе стороны. Это базовый принцип, который позволяет создать атмосферу доверия и взаимного уважения в коллективе. Если вы перестаёте держать своё слово в отношении сотрудников, они также не считают важным и нужным делать всё, что они сказали.

В атмосфере доверия работники чувствуют себя безопасно и уверенно, это мотивирует их работать лучше и быть преданными компании. Когда сотрудники знают, что их руководитель справедливый и честный, они готовы вкладываться в общее дело и добиваться высоких результатов.

Сформируйте авторитет

Руководитель играет ключевую роль в создании рабочей атмосферы в коллективе. Чтобы построить авторитет, основанный на уважении, а не на страхе, нужно честно и открыто общаться, показывать пример, помогать сотрудникам развиваться и признавать их успехи.

Не допускайте панибратства. Важно поддерживать профессиональные отношения в коллективе. Если в компании принято обращаться друг к другу по имени и отчеству, соблюдайте это правило, даже если отношения с некоторыми сотрудниками стали ближе. Держите баланс между дружелюбием и профессионализмом.

Дистанцируйтесь. На работе важно обсуждать рабочие вопросы и не вмешиваться в личную жизнь сотрудников. Это не значит, что вы должны быть равнодушны к их проблемам, но ваше участие должно быть в меру. Поддерживайте профессиональную дистанцию, чтобы избежать ненужного влияния на личные отношения, но будьте готовы помочь в сложных ситуациях, сохраняя границы.

Не фокусируйтесь на контроле. Вместо постоянного контроля создайте среду, в которой сотрудники чувствуют мотивацию и желание развиваться. Наблюдайте, как ваши действия влияют на поведение сотрудников. Старайтесь создавать условия, в которых работники будут видеть смысл и ценность своей работы.

Подсвечивайте сильные стороны и зоны роста. Регулярно проводите встречи один на один, где вы можете обсудить достижения сотрудника и области, которые можно улучшить. Ежеквартальные и полугодовые оценки помогут структурировать этот процесс и создать план для дальнейшего развития каждого сотрудника. Это помогает им осознать свои сильные стороны и работать над слабыми.

Избегайте предвзятости. Убедитесь, что все сотрудники, независимо от их пола, возраста или других характеристик, имеют равные возможности для выполнения задач и карьерного роста. Избегайте стереотипов и предвзятости в своей работе.

Создайте здоровую атмосферу в коллективе

Чёткое распределение ролей в команде. Один из главных факторов стресса — режим многозадачности, когда сотрудник выполняет множество задач одновременно. Это снижает продуктивность и негативно влияет на микроклимат в коллективе. Важно разграничить роли и ответственности каждого сотрудника. Хотя взаимопомощь важна, особенно в небольших компаниях, сотрудники должны знать свою зону ответственности.

Создание внутренней зоны комфорта. Помимо чёткой структуры обязанностей, необходимо создавать благоприятную атмосферу в коллективе. Благодарность за идеи, признание достижений и поощрение инициативности помогают сотрудникам чувствовать себя и свои достижения ценными.Это способствует их профессиональному и личностному росту, повышая общую удовлетворённость работой.

Компания Amazon внедрила практику создания кабинок для медитации на своих складах и в логистических центрах, где сотрудники могут уединиться и снять стресс. Такой подход к управлению персоналом показывает, что компании важно психологическое благополучие сотрудников. Это помогает снижать уровень стресса и повышать общую продуктивность.

Поощрение взаимопомощи и дружеских отношений. Поощряйте совместное времяпрепровождение и пресекайте жёсткую конкуренцию внутри команды. Это поможет создавать слаженный коллектив, ориентированный на общие цели и развитие компании. При этом в здоровой конкуренции нет ничего плохого.

Оперативное решение конфликтов. Конфликты неизбежны, важно решать их быстро и эффективно. Разговаривайте спокойно, выслушайте всех участников, выясните причины конфликта и ищите компромиссы. Следите, чтобы процесс был прозрачным и понятным для всех, чтобы поддерживать здоровую атмосферу в команде.

Здоровое отношение к ошибкам. Сотрудники должны знать, что могут ошибаться и учиться на своих ошибках.

Поддержка в кризисные моменты. В непростых ситуациях коллектив должен чувствовать вашу поддержку. Это касается не только случаев на работе, а еще и трудных личных ситуаций. Если это необходимо, предложите сотруднику возможность удалённой работы, онлайн-обучение или бонусы к зарплате, чтобы он смог пережить кризисную ситуацию.

Итоги: когда рядовой сотрудник становится амбассадором бизнеса

Сотрудник становится амбассадором бизнеса, когда в компании есть все важные для него факторы: и материальные, и психологические.

Во-первых, ему нужно достойно платить — размер заработной платы всё ещё самый весомый аргумент для работника. Во-вторых, создавать комфортную атмосферу в коллективе, заботиться о сотрудниках, чётко разделять обязанности.

Также важно быть адекватным в конфликтных ситуациях и доверять сотрудникам, давать им свободу действий без тотального контроля. Официальный соцпакет, удобный график работы, хорошая репутация компании и удобное расположение офиса также важны, хотя и в меньшей степени.

Когда сотрудникам максимально комфортно, они сосредоточены на решении рабочих задач, снижается тревожность и стресс в коллективе. Работники становятся лояльными компании, заинтересованными в достижении общих результатов. Сотрудники, довольные своим местом и условиями работы, начинают транслировать ценности компании и становятся её амбассадорами.