Индекс деловой активности Татарстана достиг максимума. Несмотря на то, что улучшения произошли почти во всех сферах, на предпринимателей продолжают давить санкционные ограничения. Разбирались вместе с экспертами, все ли так хорошо.
Татарстан оказался на первом месте по индексу деловой активности малого и среднего бизнеса RSBIr по итогам первого квартала 2024 года, набрав 62,2 пункта. В целом по России этот показатель ниже и составляет 55,9 пункта. Такие данные следуют из исследования, которые провели ПСБ совместно с «Опорой России». В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджеры 1816 компаний сектора малого и среднего бизнеса (МСБ).
Согласно исследованию, улучшения произошли почти во всех анализируемых сферах: увеличились продажи, инвестиции в корпоративное развитие, произошли положительные перемены на рынке труда.
Например, продажи достигли пика благодаря улучшению фактических показателей и ожиданий, до 61,4 пункта. По словам руководителя ПСБ в Татарстане Руслана Ахатова, половина опрошенных предпринимателей рассчитывают на дальнейшее улучшение сбыта, что значительно превышает среднероссийский уровень ожиданий по продажам продукции МСБ (он составляет 51,1 пункта). 51% рассчитывают на рост продаж, 44% предпринимателей считают, что объемы останутся без изменений, и только 8% предпринимателей в республике ожидают, что продажи сократятся.
В предпринимательской среде повысились оптимистичные настроения в отношении кадров: 37% МСБ в Татарстане рассчитывают нарастить штат в ближайшее время.
— Лишь 6% ожидают сокращения штата, что говорит об усилении конкуренции за кадры в регионе, — заметил Ахатов.
Общероссийские показатели по кадрам, опять же, ниже татарстанских: наращивать штат планируют 29% предпринимателей, а 6% сократить.
На высоком уровне находится показатель по инвестициям. 46% опрошенных представителей МСБ собираются расширять и увеличивать присутствие на рынке, что выше среднего значения по стране (российский показатель — 34%). Всего 4% планируют сокращать инвестиции в бизнес, и 50% не планируют менять объем вливаний в развитие.
— Я много общаюсь с руководителями крупных предприятий республики, и они отмечают, что рост заказов привел к предельной загрузке производства, на некоторых предприятиях заказы сформированы на несколько месяцев вперед. Поэтому сейчас и востребованы инвестиции в расширение производственных мощностей, — заметил Ахатов.
На бизнес продолжает негативно влиять высокая ключевая ставка. На фоне высоких ставок кредитная активность бизнеса снижается второй квартал подряд. Однако показатель все еще остается на удовлетворительном уровне 60,6 пункта. Этот показатель оказался ближе всего к общероссийскому: в целом по стране он составляет 60,4 пункта.
Экономическая политика Татарстана нацелена на поддержку бизнеса
Руководитель группы суверенных и региональных рейтингов «Эксперт РА» Татьяна Тирских заметила, что рост показателя отражает позитивные изменения в экономике и настроениях предпринимателей. Татарстан известен своими программами поддержки малого и среднего бизнеса, включая субсидии, гранты и льготные кредиты. Активная роль республики в поддержке предпринимателей способствует созданию благоприятного делового климата.
— Татарстан активно развивает индустриальные парки и технопарки, что привлекает инвесторов и способствует росту деловой активности. Регион делает акцент на внедрение инноваций и цифровизацию. Создание ИТ-парков и программ поддержки стартапов способствует развитию высокотехнологичных компаний и увеличению их доли в экономике. Кроме того, республика обладает развитыми образовательными учреждениями, которые готовят квалифицированные кадры, а сотрудничество вузов с бизнесом позволяет быстро адаптироваться к потребностям рынка труда, — рассуждала эксперт.
Несмотря на позитивные тенденции, Тирских напомнила о рисках, которые могут повлиять на развитие бизнеса в Татарстане. Это внешнеэкономические факторы, такие как колебания цен на нефть и санкции.
— Они могут оказывать влияние на региональную экономику и инвестиционный климат. Кроме того, рост конкуренции, как внутренней, так и внешней, требует от компаний постоянного улучшения качества продукции и услуг, а также внедрения инноваций, — предупредила эксперт.
По мнению директора по стратегии ИК «Финам» Ярослава Кабакова, на улучшение показателей деловой активности повлияли несколько ключевых факторов. Во-первых, активная экономическая политика региона, направленная на поддержку бизнеса и улучшение инвестиционного климата, сыграла важную роль. Во-вторых, значительные инвестиции в инфраструктуру и логистику способствовали росту деловой активности, улучшив условия для ведения бизнеса. В-третьих, программы поддержки малого и среднего бизнеса также внесли свой вклад в общие позитивные тенденции. Например, развитие индустриальных парков и технопарков в Татарстане предоставило МСБ новые возможности для роста и развития.
Эксперт подчеркнул, что, несмотря на впечатляющие результаты индекса деловой активности и позитивные настроения бизнеса в Татарстане, для дальнейшего устойчивого роста необходимо внимание к проблемам малого и среднего бизнеса, таким как доступ к финансированию и инвестициям. Для экономического роста и развития предпринимательства в республике Кабаков считает необходимым появление новых федеральных или региональных мер поддержи в ближайшей перспективе.
Нехватка кадров и недоступность мер поддержки тормозят развитие
Еще год назад ситуация для бизнеса представлялась более перспективной, но произошло повышение ключевой ставки Банка России, заметил гендиректор ГК «Далини», депутат Госсовета Татарстана, председатель регионального отделения партии «Новые люди» в Татарстане Руслан Нигматулин. Это вызвало скачки валютных курсов и проблемы с платежами в Китай.
Политик подчеркнул, что индекс деловой активности предпринимателей отражает не только объективные показатели, но и субъективные ощущения предпринимателей, их ожидания. Многие предприятия загружены, обеспечены заказами в связи с уходом иностранных производителей. Поэтому оптимистично оценивают себя.
— При этом у всех чувствуется нехватка кадров. Зачастую предприниматели считают, что, дополнительно наняв специалистов, смогут нарастить объемы в два-три раза. Создается ложное ощущение благополучной ситуации. А людей больше не становится, дефицит по всей стране, — рассуждал Нигматуллин.
Выходом из ситуации предприниматель видит автоматизацию и роботизацию производств. Но новые станки требуют серьезных вложений, кредиты стоят дорого, и поэтому продолжится гонка за кадрами и рост зарплат.
В исследовании ПСБ большая часть компаний (36%) заявила, что они не пытались воспользоваться мерами поддержки из-за несоответствия критериям и неосведомленности о конкретных льготах (27%). По мнению Нигматуллина, это происходит из-за того, что меры поддержки бизнеса в России направлены в основном на крупные уже действующие предприятия. Малым компаниям, начинающим, без большого залогового капитала, сложно получить господдержку.
— Да, хорошо, что правительство поддержало системообразующие предприятия. Сейчас необходимо поддержать тех, кто эти предприятия обеспечивает комплектующими. И не только существующих производителей, но и тех, кто готов запускать новые заводы, — подчеркнул народный избранник.
Малый бизнес встревожен возможными изменениями в УСН
Напомним, что в 2025 году планируются изменения в налоговом законодательстве. Изменения коснутся предпринимателей, которые пользуются упрощенной системой налогообложения (УСН). Порог применения этого режима по доходам предлагают увеличить до 450 миллионов рублей в год вместо действующего лимита в 251,4 миллиона, при этом бизнес с оборотом свыше 60 миллионов должен будет уплачивать НДС по одной из двух схем: либо полную ставку в размере 20% с сохранением всех налоговых вычетов, либо сокращенную ставку НДС в 5% или 7% в зависимости от оборота, но без права на вычеты. Предложение внесли на майском заседании Госдумы.
Татьяна Тирских считает, что изменения в налоговом законодательстве имеют как позитивные, так и негативные аспекты. Так, увеличение порога доходов предоставляет значительные возможности для роста и развития бизнеса. Однако введение обязательного НДС может увеличить налоговую нагрузку и усложнить учет.
— Малому бизнесу необходимо тщательно подготовиться к этим изменениям и разработать стратегию, которая позволит минимизировать негативные последствия и воспользоваться новыми возможностями, — предупредила эксперт.
Директор Департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев всерьез обеспокоен возможными изменениями в налоговом законодательстве. Он рассказал, что в Торгово-промышленной палате Татарстана прошел круглый стол с участием предпринимателей и экспертов, по итогам которого сформулировали инициативы, которые палата направила в парламент. Одной из них стало предложение поднять планку доходов с 60 до 100 миллионов рублей для предпринимателей, сидящих на УСН.
— Администрирование для компаний, особенно для малого бизнеса, тяжелым грузом ляжет на плечи предпринимателей. Понадобится бухгалтер по НДС, который должен будет заниматься только ведением налоговой отчетностью. 60 миллионов дохода не та сумма, при которой возникает такая необходимость, — подчеркнул Николаев.
По данным ТПП, доход, превышающий 60 миллионов, показали более 4 тысяч компаний, использующих данную систему налогообложения, и они значительно пострадают от налоговой реформы.
— Получается, что ты только подрос, немного оброс жирком, и тебя тут же «прибивают» на НДС. Конечно, компаниям придется тяжело, — прогнозирует Николаев.
Что еще тянет предпринимателей вниз?
Основным фактором, обеспечившим улучшение настроений малого и среднего бизнеса заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох обратил внимание, что бизнес сталкивается с ограничениями, которые во многих случаях сдерживают возможности роста.
— Существующие производственные мощности во многих секторах уже предельно загружены, а их расширение требует новых инвестиций и новых рабочих рук. Финансирование сейчас доступно не всем из-за высоких процентных ставок, а на рынке труда наблюдается дефицит квалифицированных кадров, — перечислил Кох.
Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов уверен, что в текущей нестабильной экономической ситуации речь идет не о развитии бизнеса, а о его выживании. Он подчеркнул, что повышение заработных плат не связано с увеличением объемов и достижением высоких финансовых результатов.
— Выручка может вырасти из-за инфляции, но не из-за эффективной рентабельности. Параллельно увеличению объемов продаж индексируются зарплаты, — поделился мнением собеседник.
По его словам, малый бизнес набирает персонал и расширяет границы присутствия, но это происходит за счет заемных средств. Масштабирование бизнеса, как и создание новых рабочих мест, требуют колоссальных инвестиций.
— Чтобы было производство, нужны профессиональные кадры, система образования, менторства. Целый пласт профессиональных технических учебных заведений убрали, и это сказалось на рынке труда. Это привело к дефициту квалифицированных специалистов, — резюмировал Галямов.
Высокая ключевая ставка тормозит развитие бизнеса, согласился член фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Николай Атласов. У малого и среднего бизнеса и в более благополучные времена был затруднен доступ к банковским кредитам, а всякое повышение ставки осложняет этот процесс, кредиты становятся все более недоступными.
— Естественно, настроения на этом фоне возникают не особо позитивные, кто-то начинает корректировать свои планы развития, поэтому определенная стагнация в секторе МСБ возможна. Хотя отчасти это объективный процесс, потому что меняется структура экономики России: приоритет крупным производствам, они и развиваются в соответствии с государственными задачами, и кредитные линии у них по льготным процентным ставкам. Речь прежде всего об оборонке и предприятиях, технологически завязанных на этот сектор, — рассказал Атласов.
По мнению политика, перспективы откроются перед теми предпринимателями, которые смогут встроиться в этот процесс.
Автор материала: Алия Резванова