Всем здравствуйте! В этом посте я расскажу о созерцательной медитации с отключением внутреннего диалога и о том, как я реально практикую несколько месяцев.
С чего все начиналось?
Начала я практиковать медитацию где-то под новый год, тогда же я нашла группу по медитации (ссылку дам в закрепленном комментарии) и стала практиковать там. Сразу скажу, что группа довольно хороша, она не коммерческая, жесткого расписания занятий там нет, все зависит от настроения хозяина тг-канала. Там я научилась... Тому, что онлайн-практики не для меня. Хотя опыт, вне всяких сомнений был довольно неплох.
Но бросать я не стала, да и не по-воински это - бросить после первой неудачи. Сразу после онлайн-практик я стала подумывать в сторону практик в реале. Так я впервые начала помногу гулять и рассматривать все вокруг. Не думаю, что это можно было назвать полноценным созерцанием, но мне нравилось. Я называла это прогулками силы - в спокойном темпе я обходила все окрестности, как-то раз нашла ежа, два заброшенных огородных участка на пустыре, бомжовские ночлеги из коробок и всяческого тряпья, бетонные плиты, лежавшие в этих местах, кажется, ещё с 90х годов, кстати на них приятно лежать и созерцать небо. Я не уходила в созерцание слишком глубоко, так как ничто меня особо не цепляло и не вовлекало, но тем не менее я пробовала по верхушкам.
В целом, у этой практики была одна единственная задача - найти тот самый объект для созерцания, который мне зайдет. И я его нашла. Это - камни.
Второе внимание - главная цель.
Не хочу писать безоблачный пост, отмечу, что индульгирую я много и практически ежедневно. К примеру, я карьеристка и достигаторка - мне для всего нужна цель, план действий, в целом это неплохое качестве, но наличие цели сбивает с толку во время медитации, ведь задача - отключить внутренний диалог или утихомирить мысли, а как это возможно сделать, если в голову постоянно мелькает "достичь цели, достичь цели, достичь цели", а самое неприятное это то, никто не может довольно четко и на собственном опыте описать - что же такое второе внимание.
Нет-нет, не стоит забегать в комментарии, чтобы начать объяснять что же такое второе внимание. Я верю, что у меня в подписчиках есть сильные теоретики. Увы, быть сильным теоретиков - это такое себе достижение. Достижение внутреннего диалога, достижение в индульгировании. Найти сильного практика - а ещё лучше, стать им самим и не в теории, а набивая шишки и сдирая в кровь коленки выяснить что же такое это самое второе внимание - вот это достижение.
Что такое второе внимание?
Довольно сложно двигаться куда-то, не зная куда идешь, не зная что там будет в конце, откуда-то нужно брать мотивацию. В особенности, если с мотивацией всегда проблемы, а человек (я, к примеру) склонна к депрессивности. Как тот пустырь со старыми бетонными плитами, заброшенными садовыми грядками и ночлежками бомжей. Это довольно депрессивное место. Куда делись те, кто возделывав грядки? Ну ясно куда. Куда деваются все старики? Почему не построили здания из этих плит? Где все те бомжи? Они там же, где и старики... Я склонна к депрессивности, у меня даже диагноз есть. Мне ещё предстоит разобраться с тем, почему моя точка сборки занимает такое интересное положение и наверное поэтому я находила определенное созвучие своей души на этом пустыре. Может быть поэтому, он и стал моим первом местом силы. Как будто минус на минус внезапно дал плюс.
Но со временем это место мне надоело. Мне, в общем, все надоедает в какой-то момент. Именно поэтому я не смогла созерцать часами один и тот же дист.
И когда депрессивность наваливается, вот тогда мотивации нет вообще никакой и не для чего.
Ищу зацепки - что такое второе внимание?
Но все же я не останавливаюсь. Второе внимание - что это? Мне в память врезались вот эти высказывания:
Нагваль учил нас пристальному созерцанию... Мы никогда не догадывались, что пристальное созерцание - один из способов уловить наше второе внимание. Мы думали, что это что-то вроде забавы. Но это было не так. Сновидящие вначале должны стать созерцающими." "Вначале Нагваль положил на землю сухой лист и заставил меня смотреть на него часами. Затем он стал класть передо мной кучу сухих листьев.
Ла Горда и сестрички демонстрировали мне, как с помощью своего второго внимания можно удерживать образы своих снов. Тем самым они раскрыли практический аспект системы дона Хуана. Они были практиками, которые вышли за пределы теории его учения.
Заброшенный карьер.
Небольшой карьер за городом, куда частенько наведываются собачники, мотоциклисты и праздные гуляки стал для меня площадкой для первых открытий.
Моя практика выглядела так. Я приходила на карьер под вечер. Солнце светит не ярко, а на карьере оно вообще не заглядывает. Это место похоже на огромный зал, окруженный с трех сторон каменными стенами. Раньше это место казалось мне мрачноватым, неприятным и даже каким-то криповым. Кажется и до сих пор. Это его сила, сила этого места. Но меня эта сила не пугает. Она вот такая вот - какая есть.
Место защищено от яркого света и ветра, там всегда спокойно и даже немного сыро, как в пещере. Однако, при этом, везде растет густая трава, кое-где - костровища, кто-то когда-то давно притащил стволы деревьев, чтобы на них сидеть. Есть прекрасная живописная лужа, в которой живут лягушки и попеременно громко квакают, переквакиваясь с лягушками из соседнего пруда неподалёку.
Я прихожу и раскладываю свой нехитрый скарб - пляжный коврик на одного, рюкзак опираю на ствол дерева, достаю пару автомобильных подушечек и сажусь на землю, опираясь спиной и рюкзак. Надеваю солнцезащитные очки. Не смотря на то, что я сижу в тени, мне довольно ярко, глаза и у меня чувствительные.
Обычно, первые минут десять я вошкаюсь, отвлекаюсь на мошек, на какие-то сторонние звуки и не могу найти себе места. Затем расслабляюсь. Расслабление приходит всегда и довольно четко чувствуется. С научной точки зрения есть две нервных системы - симпатическая и парасимпатическая, одна активная, другая пассивная. Вот когда я переключаюсь в расслабление, то сразу это чувствую.
Все вокруг перестаёт мешать и отвлекать - мошки, звуки, летающие птицы. Дыхание становится ровным. Да, кстати, чтобы быстрее перейти в расслабленное состояние достаточно медленно, глубоко дышать и следить за дыханием. Вначале мне всегда не по себе, я отвлекаюсь, дергаюсь, мне кажется, что не хватает воздуха или я наоборот, дышу слишком быстро, но вот я расслабляюсь и дыхание становится ровным и естественным, комфортным. Как будто я всегда дышала медленно и глубоко.
Это хорошее состояние. В этом состоянии гораздо легче утихомириваются мысли и созерцание раскрывается новыми красками.
В самом начале, когда я ещё ходила по пустырю, я так же пробовала созерцать сухие листья. Они могут быть чертовски красивыми. Но мне довольно быстро надоело. Потом я пробовала созерцать груды сухих листьев, тоже не пошло. С одной стороны искать свой путь в созерцании - интуитивно правильное решение, но какое-то не аутентичное с точки зрения Кастанеды. Есть чувство, что я как будто обязана пройти через тот самый путь от листа к груде листьев, описанных у Кастанеды. И я пыталась, но в какой-то момент психанула, так меня бесило смотреть на листья. Поэтому я переключилась. Однако, мысль пройти через созерцание листьев до сих пор меня не покидает.
И вот, я сижу на карьере и смотрю на каменную стену. Я помню переломный момент в созерцании. Я перестала видеть просто каменную стену, я начала видеть образы каких-то кривляющихся рож, затем маленькую собачку, затем женщину, лежащую на кресле, потому толстую, свернувшуюся змею с мохнатой мордой, ещё я видела морского котика, только ооочень длинного, словно змея, такой классный! Помню, я увидела город в скале, у самого его основания шел одинокий путник, а рядом, справа от него - огромная статуя сидящей женщины, словно это была я...
И вот, в вопросе о том, что такое второе внимание всплывает цитата:
– Если кто-то неожиданно видит что-то такое, чего не было раньше, значит второе внимание человека собралось и фокусируется на этом. (с) Кастанеда.
Когда я вижу необычное - назовем это узоры, ведь именно этот термин использует Дон Хуан:
Нагваль говорил, что если сновидящий вначале видит в сновидении узоры, а назавтра находит их в своей куче сухих листьев, он может считать, что овладел созерцанием листьев. (с) Кастанеда.
Я не придаю особого значения картинам, которые я увидела - город у подножия скал, морской-котик-змея и женщина в кресле, более того, я и в обычном внимании их могу увидеть, достаточно просто представить, что вот эта точка - глаз, а вот эта черточка - рот, и вуаля, вырисовывается рожица. Или рожа. Или страшная морда... По-разному. В общем, я не акцентирую внимание на картинах, но тем не менее сам факт, что именно в состоянии расслабленности эти картины всплывают одна за другой - это довольно интересно. Не это ли первые отголоски второго внимания? Быть может я получила первый левел и ста?
Второе внимание похоже на сон.
Под сном я понимаю сновидение (не сновидение) - то есть некая рядовая серия сериала, который снится нам всем всю жизнь во сне. На днях, к примеру, я снова училась в школе и мне жутко не хотелось доучиваться. Я помню класс по географии... И в общем, нет более занудного стиля повествования, чем рассказ о своем сне. Итак, второе внимание напоминает обычно такое сновидение.
Более того, во втором внимании я вхожу в физическое состояние сновидения. То есть моё тело как будто засыпает. И поэтому, по аналогии, в голове всплывают старинные, некогда приснившиеся мне сны. Что-то, что я видела ещё в далеком детстве. Именно поэтому для меня довольно важной стала вот эта цитата:
– Второе внимание подобно океану, а внимание сновидения – впадающей в него реке. (с) Кастанеда.
Все верно, так и есть. Второе внимание и сновидение - очень схожие физические состояния. И полная релаксация, такая важная для созерцания и физически необходимая для сновидения - базовая основа практики.