92,5K подписчиков

Владимирская икона Божией Матери – кому она покровительствует

4,5K прочитали
Согласно преданию, апостол из семидесяти и евангелист Лука написал три иконы Богородицы.

Согласно преданию, апостол из семидесяти и евангелист Лука написал три иконы Богородицы. Когда Дева Мария их увидела, Она благословила образы и пообещала, что благодать Ее Сына будет сопутствовать всем трем иконам. Один из этих образов мы знаем под именем "Владимирского".

Предания сохранили кое-что о внешности Богородицы.

Церковный историк Никифор Каллист пишет, что Богородица была среднего роста, волосы Ее имели золотые оттенки, взгляд был быстрым, зрачки по цвету походили на маслину, брови Ее были темные и дугообразные, нос –продолговатым, лицо – без острых черт, а кисти рук и пальцы – длинными.

Святой прошлого века – преподобный Паисий Святогорец – говорил, что ему несколько раз являлась Дева Мария, и что лицо Ее похоже на лик, изображенный на Иерусалимской иконе.

До 450 года будущая Владимирская икона хранилась в Иерусалиме, а затем ее перенесли в Константинополь. Затем Патриарх Лука Хрисоверг в качестве подарка отправил икону на Русь великому князю Юрию Долгорукому. Князь отдал икону в Вышегородский девичий монастырь. Село Вышгород с 1155 года перешло под власть князя Андрея Боголюбского – сына Юрия Долгорукого.

Андрею Боголюбскому сообщали о множестве чудес, исходивших от иконы, и князь решил, что она должна находиться в другом месте.

Князь отправился из Вышгорода в Суздальскую землю и взял чудотворный образ с собой. По пути перед иконой служили молебны. Достигнув Владимира, князь со свитой продолжили путь в Ростов Великий, но проехали недалеко – кони остановились и отказывались идти дальше. Запрягли отдохнувших лошадей, но и те стояли как вкопанные. Князь стал коленопреклоненно молиться перед иконой. Пресвятая Богородица явилась ему и повелела оставить икону во Владимире, а на месте остановки лошадей построить храм в честь Ее Рождества.

С 1160 года святую икону стали называть Владимирской.

Согласно преданию, апостол из семидесяти и евангелист Лука написал три иконы Богородицы.-2

В 1164 году князь Андрей взял образ в поход против волжских булгар, которых он успешно разбил. После битвы, перед образом отслужили благодарственный молебен, и во время богослужения произошло чудо: от иконы и Креста заблистал яркий свет.

Когда в 1175 году во Владимире полыхнул мятеж, князя Андрея Боголюбского убили. Во время бунта некий священник Николай пронес по улицам Владимирскую икону Божией Матери, и по его молитве мятеж прекратился.

В 1395 году Тамерлан с огромной армией пришел на Русскую землю. Великий князь Московский Василий Димитриевич приказал принести чудотворный образ из Владимира в Москву. Через десять дней в Москве икону торжественно встретили: совершили грандиозный крестный ход. Князь, духовенство, бояре и народ вышли на Кучково поле, встретили икону и проводили ее до Успенского собора Кремля.

Это произошло 26 августа, когда Тамерлан спал в своем шатре. Ему приснилась высокая гора, с которой к нему спускались благолепно облаченные епископы. Над епископами в воздухе стояла сияющая величественная Жена, а Саму Ее окружали огромные полчища вооруженных огненными мечами святых Ангелов. Войско из видения ринулось на Тамерлана и напуганный полководец проснулся, и созвал совет колдунов и гадателей, которые сказали, что Женщина из видения – защитница Руси. Тамерлан решил отступить.

В благодарность Богородице в месте встречи иконы начали строить Сретенский монастырь.

Согласно преданию, апостол из семидесяти и евангелист Лука написал три иконы Богородицы.-3

Икона осталась в Успенском соборе Москвы.

В благодарность за избавление Москвы от этого нашествия Церковь чтит Владимирский образ каждое 26 августа церковного календаря.

Случай с Тамерланом не единственный, в котором Матерь Божья помогала русским против нашествий превосходящих по численности войск. Поэтому Русская Церковь чтит Владимирский образ Богородицы еще и в следующие дни церковного календаря: 21 мая – в благодарность за избавление от нашествия Мехмед Гирея и его войска казанских, крымских и ногайских татар в 1521 году; и 23 июня – в благодарность за избавление от татарских полчищ хана Ахмата в 1480 году.

Перед чудотворной Владимирской иконой традиционно стали молиться при избрании московских митрополитов и патриархов. Перед образом также помазывались на царство русские государи.

В наши дни на время богослужений Владимирская икона переносится из Третьяковской галереи в храм-музей святителя Николая в Толмачах.

Согласно преданию, апостол из семидесяти и евангелист Лука написал три иконы Богородицы.-4

По иконографическому типу Владимирская икона является "Елеу́сой" – "милостивой", или (у греков) "Гликофилу́сой" – "сладко любящей". На образе Младенец тянется к Деве Марии и прижимается Своей щекой к Ее щеке. Видно подошву левой ступни Младенца. Взгляд Божьей Матери грустный.

Раньше на Руси старались реставрировать иконы как можно реже, поэтому лики на Владимирской иконе с XI века не изменились.

Традиционно перед чудотворным Владимирским образом верующие просят у Царицы Небесной помощи в принятии верного решения, помощи при бедствиях, нападении врагов, в исцелении от болезней. Молясь на Владимирскую икону, молодые матери получают от Богородицы помощь в родах и здоровье для своих малышей.

Мы всегда должны следить внутренним взором, чтобы в наше христианское сознание не проникли плевелы магического мировоззрения и помнить, что помогает нам в каждой разновидности жизненных трудностей не икона как предмет, не тот или иной образ Богородицы, а Сама Пречистая Дева.