Это действительно очень интересно!
Инки — индейский народ, один из самых развитых, во-многом опередивший даже индейцев Майя и Ацтеков.
Примерно 1000 лет назад они начали собирать Империю, которая по итогу занимала площадь свыше 2 млн км2 (как 4 Франции) и простиралась вдоль Тихого океана примерно на 2500 километров.
При этом, любопытно, что у инков имелась мощная система почты, которая позволяла доставлять сообщение или посылку из конца в конец всего за 5 дней. То есть со скоростью 500 километров в сутки.
При этом у них, естественно, не было никакого транспорта. И даже лошадей — они были завезены европейцами гораздо позже.
Почта работала настолько быстро, что у верховного правителя империи (т.н. «Истинного Инки»), заседавшем в городе Куско, на столе всегда была свежая морская рыба. А ведь город Куско расположен минимум в 500 километрах от моря, да еще и за чередой горных хребтов.
Для примера. От моего дома (Новороссийск) до Краснодара — всего 150 км. Однако если я сегодня отправлю туда письмо Почтой России, оно будет идти минимум пару дней. А до Москвы (1300 км) и вовсе дней 5.
Инки доставили бы письмо в Краснодар за несколько часов, в Москву — за 3 дня от силы :)
Как?
Почтовая служба считалась у инков стратегическим объектом. Они быстро смекнули, что скорость передачи информации очень важна для эффективного управления государством, а особенно в период войны.
Поэтому для начала всю империю связали сетью дорог. Конечно, это был не асфальт и не бетонка, но по этим дорогам по крайней мере можно было с комфортом передвигаться пешком и на ламах (которые использовались как вьючные животные).
Дороги использовались не только для почты, но и для перемещения армии, грузов и т. д. Проходили они чаще всего в горной местности. На дорогах устраивались мосты, лестницы.
Общая протяженность дорог составляла (вдумайтесь) — 25-30 тысяч километров! То есть это как минимум половина окружности Земли.
Самая длинная дорога в империи имела длину не менее 6600 километров. А вообще дороги связывали все крупные города и обязательно вели в столицу (Куско).
Далее — самое интересное
На основных дорогах примерно через каждые 3 километра инки устанавливали почтовые посты. Это были маленькие домики, всего их насчитывалось 5-7 тысяч штук на всю империю.
В каждом домики несли службу по 2 человека — это были почтовые гонцы (т.н. часки). Итого в империи насчитывалось 10-14 тысяч почтовых гонцов.
Работали гонцы по принципу «перекладных лошадей». То есть один гонец брал необходимое сообщение (или посылку) и бежал с ней что есть мочи до следующей станции (3 километра). Там он передавал эстафету следующему гонцу, а сам спокойным шагом возвращался на свою исходную станцию.
Второй гонец на его станции был на подстраховке на случай, если за время отсутствия первого гонца придет новое сообщение.
На отрезке в 500 километров в среднем располагалось 170 почтовых постов. Т.к. эти 500 километров в сумме преодолевались за сутки, то можно сделать простой расчет:
От одного поста до другого (3000 метров) гонец бежал примерно 8 мин 30 сек. Это примерно соответствует уровню мастера спорта по бегу (современный рекорд мира по бегу на 3000 метров — 7 мин 20 сек, но это точно не в горной местности).
Иначе это — около 20 км/ч. Причем: в любую погоду, в любое время суток, в любое время года.
Гонцы бежали и в мороз, и в проливной дождь… За нерасторопность их могли сурово наказать, вплоть до отрубания ног (надеюсь, это не читают в Почте России).
И вообще жизнь гонцов была скверной… Им не разрешалось наедаться досыта и быть сексуально активными, т. к. считалось, что это отнимает силы и не позволяет бежать максимально быстро. Жили они не очень долго, до почтенного возраста не доживал почти никто
Готовили гонцов с самого юного возраста, выбирая мальчиков, которые генетически предрасположены к быстрому бегу. В них воспитывали выносливость, неприхотливость, готовность к максимальному подчинению и чувству долга.
Все это и позволяло совершить чудо по доставке поручений за считанные часы.
Однако не стоит думать, что почтой в империи инков пользовались все граждане, отправляя «варенье внучку из деревни в город». Вовсе нет.
Почта служила прежде всего государственным интересам, по ней передавались военные сообщения, поручения властей, важная разведывательная информация и т. д.
Так что гонцы не бегали без остановки, в день у них могло быть несколько забегов, а иногда могло не быть ни одного.
Вместе с тем, они не могли расслабиться и просто лежать в своем домике до прихода эстафеты от соседнего гонца. Один из них постоянно нес вахту и наблюдал за соседними почтовыми станциями, чтобы видеть приближающегося бегуна и быть готовым ко старту.
Кроме того, для самых экстренных случаев была придумана и вовсе молниеносная система передачи «сигнала бедствия» — поджигание костров.
Если, например, начиналась война, то бегуны уже не бежали сами, вместо этого они поджигали костры (специально приготовленные) и таким образом передавали «зрительную» эстафету на следующий пост, где также разжигалось пламя…
Таким образом сигнал тревоги мог долететь до столицы всего за несколько часов из любого уголка империи.
Вот такая вот хитрая система.
Нужно сказать, что она была воспроизведена много где. В том числе и в Российской Империи почта работала по схожему принципу, только там никто пешком не бегал. Вместо этого примерно через каждые 20 километров располагались так называемые «ямы» (отсюда — «ямщик») — это почтовые станции, на которых можно было заменить уставших лошадей на новых.
Почтовый гонец перемещался от яма к яму, каждый раз получая в свое распоряжение отдохнувших лошадей. За счет этого достигалась высокая для своего времени скорость доставки грузов, пассажиров и сообщений.