Найти тему
OLEX

Самопознание сознания.

Я несколько десятилетий назад пережил пятиминутную остановку сердца. Поэтому испытал личный опыт выхода сознания из тела в виде околосмертного переживания(ОСП). Мое сознание было вне тела, четко видело, что делают с моим телом врачи, слышало их разговоры. Сознание ощущалось очень легким и подвижным в пространстве, которое перемещалось под влиянием мысли. Само моё физическое тело меня, т.е мое сознание, не волновало, хотя восприятие себя вне тела, было для меня весьма неожиданным событием.

После реанимации я разговаривал с лечащим врачом, врачом-реаниматологом и медсестрой. Я уже тогда был врачом. Поэтому легко обсудил проблему, которую испытал по время клинической смерти. Когда операционная была свободна, я приводил туда каждого коллегу или медсестру отдельно. Показывал, где находился каждый во время реанимации и что говорил и делал. Все участники реанимации подтвердили, что я всё видел и слышал вне тела соответствовало происходящим событиям. Тогда я сам понял, что выход сознания был у меня РЕАЛЬНЫМ, т. к. подтвердили все участники моего оживления. Слово «сознание» у меня сразу начало ассоциироваться со словом «душа»: легкая, невидимая для людей и одновременно цельная.

После клинической смерти прочитал всю Библию. Ветхий Завет мне сразу не понравился, т. к. явно видны противоречия между 10 заповедями Бога и наказанием верующего за их неисполнение. Заповеди даёт Бог (Втор.5:6-21), написанных на скрижалях, но на них не пишется о наказании человека за неисполнение этих заповедей (Втор.5:22). Понятно, что Сам Бог решает, как поступить с таким человеком, который совершил грех. Вместо этого в Библии увидел другое. Например, «не убий» и наказание за нарушение этой заповеди «да будет предан смерти» (Исх.21:12). Получается (по учению Моисея): церковь, которая должна следить за исполнением прихожанами заповедей Бога, она за Бога решает как наказать такого нарушителя, при этом сама же нарушает эти заповеди Бога. Поэтому доверия к Танаху у меня нет.

Понравился Новый Завет, особенно Евангелия, т. к. были созвучны с моим восприятием во время выхода сознания из тела. Тогда было сильное ощущение любви и покоя, которые максимально были выражены при переходе из физического мира в духовный. Эта любовь и покой Христа мощно исходят из Евангелий. Быть просто верующим я не хотел, т. к. во всём стремлюсь найти опору в виде знаний. Так, я начал искать работы ученых, которые изучали сознание человека перед его смертью и после смерти физического тела. Это привело к тому, что я стал получать знания к самопознанию своего внутреннего мира или души.

Я, когда учился в медицинском ВУЗе, нам говорили, что сознание связано с мозгом и последний его формирует. Еще тогда я удивлялся, как мозг создаёт такую чувствительную структуру, которая воспринимает внешний мир у всех людей одинаково. Люди называют предметы, цвета, ощущают холод или жару и у всех восприятие одинаково (совместное знание = сознание). Никто не называл дерево травой, или белую блузку не трактовал как чёрное пальто. Хотя у всех индивидуальной мозг, у которого своё кровоснабжение, обменные процессы, что может влиять на своё личное восприятие мира. Но этого в жизни не происходит, если пять органов чувств здоровы. Значит, у людей какая-то общая для всех, но особая воспринимающая субстанция в мозге, которая не зависитот самого органа.

В начале 20-го века физик Эрнест Резерфорд обнаружил, что атом почти на 100% (99,999%)пуст. Твердая материя потеряла свою прочность и стала эфемерной, странно пустой. Вскоре это стало общепризнанным фактом. Почему же мы воспринимаем окружающий мир разной плотности, формы и цветности, а не пустоту. Значит, все восприятие материи зависит от сознания человека. Это уже говорит об особых свойствах сознания, которые отличаются от материи и проявляют саму материю, своим восприятием.

Всё это, еще до моего ОСП, вызывало сомнения, что мозг формирует сознание. После того, как я испытал выход сознания из тела, понял, что оно нефизического строения, т. к. сознание могло легко проходить твердую стену и качество восприятия сознания от этого не страдало; никто не видел мое сознание вне тела, хотя само моё сознание видело внешний мир во всех красках и очень четко.

Я ходил в медицинскую библиотеку, искал описания клинической смерти, которые были подобно моей и не нашел. Только в конце 80-х годов прошлого века появилась книга американского исследователя, Р. Моуди, «Жизнь после жизни», переведенная на русский язык. После этой книги понял, что существует малоизученный феномен, соответствующий моему случаю, который ученый назвал «околосмертным переживанием или опытом» (ОСП или ОСО). Значит, выход сознания из тела зафиксирован другими пациентами и он не единичный. Сам труд Рэймонда был основан на 150 случаях ОСП.

Думал, что после открытия Р. Моуди такого интересного феномена , появится во всем мире огромное количество работ ученых от официальной науки, которые будут с интересом исследовать подобных больных, т. к. такие случаи доказывают, что существует у человека сознание, которое может выходит из тела при критических состояниях, которые находятся на границе жизни и смерти. Нет, ничего подобного. Появлялись только редкие работы ученых-энтузиастов. Официальные ученые откровенно не проявляли интереса к ОСП.

При поиске научной информации об ОСП, мне хотелось выяснить ценность подобного опыта и получить подтверждение, что сознание может выходить из тела.

Майкл Сабом (Sabom M.), кардиолог, в своей книге «Воспоминания о смерти» (1982 г.) приводит очень интересный случай Пэм Рейнольдс. Пэм подверглась редкой нейрохирургической операции из-за огромной аневримы базилярной артерии в основании мозга. При этом требовалось снизить температуру тела пациентки до 60 градусов по Фаренгейту (15.5 градуса по Цельсию). При такой температуре перестало биться сердце. Три критерия, используемые при определении смерти мозга, подтверждали его «смерть»: ЭЭГ головного мозга была без всплесков, реакция мозгового ствола на акустически индуцированные потенциалы отсутствовала, прекратился кровоток через мозг. Пока больная пребывала в таком состоянии во время операции, она пережила самое глубокое и выраженное ОСП среди других больных, участвующих в исследовании Майкла Сабома. Ее удивительно подробные внетелесные наблюдения были позже проверены и подтверждены с очень высокой точностью. Этот случай рассматривается, как в ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ убедительный пример достоверного ОСП, из-за точности описания больной уникальных хирургических инструментов и методик, которые использовались во время операции.

Интересные исследования проводит Сэм Парния (Sam Parnia). Он в настоящее время специалист по интенсивной терапии и реанимации в медицинском центре Лангоне Нью-Йоркского университета. Парнии не нравится термин NDE (ОСО), который дал Р. Моуди. Он предпочитает “actual death experience” (ADE), т. е. “фактический опыт смерти”. Парниа пишет: «...ничто так близко не подходит к пониманию реального переживания смерти, как остановка сердца.»

Когда сердце останавливается, артериальное давление падает до «0»,мозг функционально отключен. Если считать, что мозг создает сознание, значит, при клинической смерти не должно возникать восприятие сознанием внешнего мира в виде образов и звуков, но после реанимации больные говорят, что «… способны формировать воспоминания, описывать разговоры и то, во что были одеты люди». Многие скептики считают, что при остановке сердца у больного возникают галлюцинации, которые связывают с гипоксией, умиранием мозга, воздействием эндогенного ДМТ и др. На это Парниа отвечает, что после ОСО у больных очень четкое мышление и ориентировка в пространстве. Таким образом, по определению, у них не могут быть галлюцинации, потому что они описывают РЕАЛЬНЫЕ события.

Сэм Парниа пишет: «...разум или сознание — психика, “я”, то, что “делает меня Сэмом” и что делает нас уникальными теми, кто мы есть, — не может возникнуть в мозге и может быть отдельной, неоткрытой научной сущностью, подобной по своей природе электромагнитным волнам, которые могут нести звук и изображения. Современной науке просто не хватает инструментов, чтобы показать это.»

Другой ученый, Грейсон Б. (Greyson B.), пишет: «Четкое чувственное восприятие и сложный процесс перцепции (восприятия) в период явной клинической смерти ставит под сомнение саму концепцию сознания, локализованного исключительно в мозге».

С. Гроф, выдающийся исследователь сознания, пишет: "сознание не продукт мозга, но изначальный принцип существования, и что оно играет решающую роль в творении чувственного мира".

Изучала ОСП академик Н.П. Бехтерева. Она писала: «Впечатляет, когда «воскресшие» рассказывают о том, что они видели, что на самом деле происходило. Но, лёжа на операционном столе, они ни при каких условиях не могли видеть описываемых событий, происходивших иногда даже на известном пространственном отдалении от операционной. Сходный феномен (а возможно, один и тот же) может наблюдаться, причем столь же нечасто, при родах (Л.И. Спивак, Д.Л. Спивак, сотрудники лаборатории). При популяционных исследованиях феномен появляется у 6–10% рожениц.» Наталья Петровна отмечала: «Науке известно, что нарушение, тем более прекращение деятельности органов зрения и слуха обязательно приводит к нарушению, соответственно, зрения и слуха. Как же тогда при выходе из тела можно видеть и слышать? Предположим, что это некое состояние умирающего мозга. Но как тогда объяснить неизменность статистики: лишь 7-10% от общего числа переживших клиническую смерть помнят и могут рассказать о “феномене выхода из тела”…»

Академику было неприятно, когда факты, связанные с выходом сознания из тела больного, не признавали другие исследователи, т. к. они не вписывались в их мировоззрение. Она говорила: «...ученый ни при каких обстоятельствах не имеет права отвергать факты на том основании, что они не вписываются в его мировоззрение. С моей точки зрения, в этом случае разумнее переосмыслить позиции.»

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля (Pim van Lommel). Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в биологическом английском журнале «The Lancet» за 2001 г. «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами. Сознание "живет" само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует», — заявил руководитель исследования ученый Пим ван Ломмель.

Станислав Гроф, современный американский психоаналитик, пишет: «Выход за пределы телесной оболочки (ВПТО), происходящий в ситуации на пороге смерти, имеет особое значение для проблемы существования сознания после смерти, так как демонстрирует, что сознание может действовать независимо от тела. Если сознание не более чем продукт нейробиологических процессов в мозге, то нельзя было бы отсоединить сознание от тела и мозга, оно не должно было бы становиться автономным и воспринимать окружающую среду непосредственно, т. е. без органов чувств. Но именно это и происходило во множестве хорошо запротоколированных случаев ВПТО. Естественно, что люди испытавшие ВПТО в ситуациях, близких к смерти, и вернувшиеся к нам рассказать о своих впечатлениях, быть может, подошли очень близко к смерти, но по какой-то причине не перешли рубежа. Однако представляется разумным сделать вывод, что если сознание может функционировать независимо от тела во время жизни, то оно способно делать это и после смерти.»

Исследования, выше приведенных ученых, подтверждали, что при остановке сердца возникает выход сознания из тела, которое обладает чувствительностью к внешнему миру (видит духовным зрением, слышит, обладает памятью и разумом). Поэтому эта живая, но невидимая для других, сущность вне тела помнила увиденное и услышанное. При возвращении сознания больному после реанимации, он уже мог рассказать о реальных событиях, которые происходили во время клинической смерти. Скептики обычно отвергают ОСП, т. к. считают их галлюцинациями. Галлюцинации - это явление, при котором человек воспринимает ощущения, которых нет у других людей. Если сознание больного во время клинической смерти, видит и помнит, что делают медики для реанимации его тела и это совпадает при верификации (дальнейшей проверке), то это говорит о РЕАЛЬНОСТИ восприятия сознания вне тела и исключает галлюцинации. Об этом отмечают ученые указанные выше в статье.

Для меня эти исследования ученых были очень ценными, т. к. они подтверждали, что сознание может выходит из тела и мой опыт клинической смерти с ОСП не единичный. Это и подтверждало христианское представление о душе (сознании), что она существует в теле человека и может выходить из тела.

Возникла определенная сложность при оценке состояния сознания, когда уходило из физического мира в тоннель, т. е. в зону, которую нельзя было подтвердить после реанимации, опрашивая медперсонал. Я исходил из следующих представлений: информацию, которую я там получал от телепатического голоса имеет ли она реальность? Мне там было сказано мысленно: «Ты умирал и тут уже был раньше». Значит, этот телепатический голос мне говорил о реинкарнации. Это меня озадачило, т. к. в Библии нигде прямо не говорилось о повторных воплощениях духа (души) в новое тело.

После этого я занялся исследованием научных работ по реинкарнации. Этому посвящена моя вторая статья - «Круговорот сознания (души)». Основной ученый, который исследовал это вопрос был Ян Стивенсон. Его спрашивали, верит ли он в реинкарнацию. Он отвечал: «Во что я действительно верю, так это в то, что перевоплощение является наилучшим объяснением большинства известных нам случаев. Существует впечатляющая масса доказательств, и они становятся с каждым разом все более убедительными. Полагаю, что разумный человек, если он того хочет, на основании ДОКАЗАТЕЛЬСТВ может поверить в перевоплощение.» Я поверил в его доказательства, т. к. некоторые факты моей жизни объясняли некоторые события.

Когда мне было пять лет, то часто снились необычные сны: я жил в другой семье, другая была мебель, обстановка, другой дом и, главное, другая мать, которую я любил. После сна нынешняя мать, которую я, конечно, любил, воспринималась какое-то время менее родной, чем во сне. Сны были очень яркими, цветными и запомнились на всю жизнь. Значительно позже я понял, что у меня была еще жизнь, которая не связана с нынешней. Стивенсон отмечал воспоминания детей о прошлой жизни до 6-8 лет, а мне было 5 лет и воспоминания шли во сне.

На голове у меня с рождения существует родинка в виде дефекта кожи, который слегка возвышается и пигментирован. По размеру и форме походит на входное отверстие от пулевого ранения. Ян Стивенсон отмечал в своих работах, что после насильственной смерти с помощью огнестрельного и холодного оружия возникает в нынешней жизни, в местах ранения, дефекты кожи с пигментацией и без неё. Значит, я умер в прошлой жизни от убийства. Известно, что после насильственной смерти реинкарнация происходит в среднем через 4,5 года. Учитывая мой год рождения, моя смерть приходится на ВОВ. Значит, я воевал и погиб во время войны.

Тогда стала понятна телепатическая фраза, сказанная мысленно в тоннеле: «Ты умирал и тут уже был раньше». Значит, мысль была реальной, т. к. совпадает с проявлениями прошлой жизни. Мысль исходила от яркого света в конце тоннеля. Этот телепатический голос-мысль меня тогда спросил: «Ты готов прийти в мой мир?». Я ответил телепатически, что не готов к этому. Моё сознание (душа) мгновенно вернулось в тело. Кто меня спрашивал? Не знаю, но возможности этой светящейся сущности очень велики.

Понятие реинкарнации обычно связывают с восточными религиями (индуизм, буддизм и др.) Почему нет понятия повторного воплощения души в христианстве? Стал искать научную литературу по этому вопросу. Есть книга «Реинкарнация. Утеренное звено в христинстве», написанная Профет Э.К. и Профет Э.Л. Вот в ней доказывается на основе анализа раннехристианских текстов, что в учении Христа было понятие реинкарнации. Поэтому учение Христа отличается от учения церкви, которое изложено в Библии. В связи с этим, надо дополнительно к Новому Завету изучать раннехристианские тексты, включая апокрифы.

Об этом писал и в1934 году профессор университета в Германии Вальтер Бауэр (Walter Bauer), библеист, историк раннего христианства. Он отверг идею канона Нового Завета, отражающего все учение Христа. Он писал, что любая книга, написанная любым ранним христианином, так же важна для понимания происхождения христианства, как и любая другая.

Сама Библия была написана, как окончательный вариант, только через 500 лет после казни Христа. Часть документов раннего христианства не вошли в Новый Завет, т.к. церковь, вероятно, посчитала их мало значимыми для христианства. К сожалению, работы самого Христа не остались для потомков (может они есть в библиотеке Ватикана, но сами работы библиотеки не оцифрованы и практически не доступны для общего пользования), хотя остались некоторые работы его учеников (апостолов). Поэтому трудно сейчас сказать об полном учении Христа.

Для меня важно, что реинкарнация не отвергалась Христом. Понятно, что христианство сосредоточено на выборе добродетели над грехом или добра над злом, т.к. судьба души важнее темы реинкарнации. Поэтому Новый Завет для меня не потерял значение, хотя стал его читать под другим углом зрения.

Научный мир находится в рамках ньютоно-картезианской парадигмы: здесь всё измеряемо - от времени до объектов, подчинено логике. Такой мир "линейный" или измеряемый. Наука имеет дело с силами и измерениями. При таком способе восприятия внешнего мира и его формулировки позволяют относительно точно предсказывать события. Эта парадигма не признает важнейший субстрат субъективности, лежащий в основе всякого опыта и наблюдения. Вся информация, знания и совокупность опыта – это продукт субъективности, необходимый элемент, присущий жизни, осознанию, существованию и мышлению.

Помимо этого мира существует еще "нелинейный" мир. Нелинейная сфера невидима, не связана с формой и находится за пределами времени и измерений. К нелинейному миру относятся важные элементы человеческой жизни: любовь, вдохновение, уважение, радость, счастье, покой, удовлетворение, завершение и исполнение. Наука отнесла их к "сомнительным" реалиям и отнесла их к "ненаучным". К нелинейной сфере относится и сознание. Оно также невидимо для исследователя и неизмеряемо. Вот по этой причине до сих пор сознание не обнаружено в мозге и не доказано наукой.

Наука совсем недавно обратилась к нелинейной сфере – "нелинейная динамика", т.к. появились быстрые современные компьюторы, способные анализировать сверхкороткие события, которые ранее трактовались как бессмысленные, находящиеся вне мира предсказуемости. Вот по этой причине сейчас официальными учеными не признаются нелинейные проявления жизни: околосмертные переживания и реинкарнация. Наука будет объективной в медико-биологических дисциплинах, когда будут изучаться линейные и нелинейные сферы жизни, включая сознание человека.

Любой субъективный опыт человека – это нелинейная сфера. Я стремлюсь соединить свой или чужой опыт с косвенными научными доказательствами реальности факта. Вот так постепенно я начал заниматься самопознанием своего сознания. Надо ли это кому-то доказывать, как я познаю себя? Нет, конечно. Духовный опыт – это личный опыт каждого человека. Главное, чтобы мой опыт жизни совпадал с доказательными для меня научными данными. Я продолжу подобное исследование и дальше.

Если читателям этой статьи интересно, то они и сами могут заняться самопознанием своего сознания, используя тот путь, который я прошёл в своё время. Я сам получаю удовлетворение от этой работы,

Литература:

  1. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. - СПб.: Нотабене, 1999 г.
  2. Бехтерева Н.П. Интервью журналу“Домовой” (N6 (43) июнь 2004 г.).
  3. Грейсон Б. «После. Что околосмертный опыт может рассказать нам о жизни, смерти и том, что будет после». - М., 2022 г.
  4. Гроф С. «Величайшее путешествие: сознание и тайна смерти». - М., 2022 г.
  5. Гроф С. «Космическая игра: исследование рубежей человеческого сознания». - М., 2020 г.
  6. Моуди Р. «Жизнь после жизни: Тетралогия». - М., 2022 г.
  7. Профет Э.К. и Профет Э.Л. «Реинкарнация. Утеренное звено в христинстве», - М., 2007 г.
  8. Хокинс, Дэвид «Взгляд в себя. Око, от которого ничего не скрыто». - М., 2024 г.
  9. Charlotte Allen «The Search for a No-Frills Jesus»: The Atlantic, January 1, 2001, - https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1996/12/the-search-for-a-no-frills-jesus/376729/
  10. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands; Dr Pimvan Lommel MD, Ruud van Wees PhD, Vincent Meyers PhD, Ingrid Elfferich PhD // The Lancet. Dec 2001 2001. Vol 358. No 9298 P. 2039-2045. https://pimvanlommel.nl/wp-content/uploads/2017/11/Lancet-artikel-Pim-van-Lommel.pdf
  11. New Research Supplies Evidence Of “Life After Death” In Near-Death Experiences via #planet today: https://www.planet-today.com/2021/08/new-research-supplies-evidence-of-life.html#gsc.tab=0
  12. Sharon Kirkey «Life After Life: Does Consciousness Continue After the Heart Stops?», Posted on 04/18/2019 - https://www.sca-aware.org/sca-news/life-after-life-does-consciousness-continue-after-the-heart-stops