Найти тему
ПРОСТО О ВИНЕ

Ритуальная пища: что особенного в хлебе, блинах и киселе

Оглавление

Разберемся, что необычного наши предки находили в хлебе, блинах и киселе и почему вино было неотъемлемой частью ритуалов.

«Хлеб всему голова!»

Что особенного в хлебе и почему, уезжая заграницу, мы скучаем по этому продукту.

Фото: © Wesual Click / Unsplash
Фото: © Wesual Click / Unsplash

В восточнославянской культуре хлеб, в современном понимании этого слова, зародился не сразу. В древнерусском языке есть слова, отображающие понятия «жидкого» и «пресного» хлеба. Первый делали из протертого зерна и большого количества воды, получалась некая мучная похлебка. Второй готовили без технологии брожения. О «белом» и «черном» хлебе никто не знал, более того, рожь считалась сорняком, росшим среди пшеницы. Лишь через время из-за морозоустойчивости и благоприятного воздействия на пищеварение «сорняк» превратился в злаковую культуру.

Хлеб, сделанный из чистой пшеничной муки, считался очень дорогим. Из него готовили просфоры и калачи, которые были лакомством.

Выпечка хлеба на Руси была важным занятием, от которого во многом зависела сытость народа, поэтому процесс приготовления сопровождался обрядами и присказками: нельзя мести пол, пока печется хлеб; запрещено садиться на печь; нужно окрестить вначале себя, затем муку, тесто и хлеб перед выпечкой и после нее.

Фото: © Vicky Ng / Unsplash
Фото: © Vicky Ng / Unsplash

В быту и обрядах хлеб часто объединялся с солью – оберегом от враждебных сил. В начале и в конце обеда хозяйки обязательно предлагали гостям кусок хлеба с солью. Со временем присказки превратились в приметы, а бытовые слова – в пословицы. Хлеб стал символом достатка и благополучия.

Фото: © Mike Kenneally / Unsplash
Фото: © Mike Kenneally / Unsplash

Блины

Блины часто пекли просто так, но в Масленицу и другие праздники они становились неотъемлемой частью ритуалов и обрядов.

В старину Масленицу воспринимали как обрядовый комплекс. Первая ее часть знаменовала приближение весны и проводы зимы, вторая состояла из поминальных обрядов, третья относилась к семейно-брачной тематике.

Все манипуляции разбивались на дни недели. Масленичная неделя делилась на две части: малую и большую. В первой половине люди работали до захода солнца, после отдыхали. Во второй половине работа полностью прекращалась. Пятницу, субботу и воскресенье считали «прощеными», выделяли их особыми ритуалами и преданиями. Согласно одному из них, именно в эти дни души покойных родственников бродили по земле и заходили в родные дома. В связи с этим хозяева оставляли на столах угощения, часто это были блины.

Фото: © Тadya Spetnitskaya / Unsplash
Фото: © Тadya Spetnitskaya / Unsplash

Блины использовались не только в прощеные дни. По ходу всей недели они появлялись на хозяйских столах. О. А. Пашина в издании «Календарно-песенный цикл у восточных славян» пишет: «На Масленку у нас так было: у понядельник пякли блины оусяныя, с оусяной муки. Понядельник, уторник, сряда. У чатверьг – уже пашенишные. У пятницу, у суботу, и на заговины – все это пашенишные бляны».

В Масленицу заканчивался цикл свадебных обрядов и девушки полностью уходили из родительского дома, поэтому в течение недели «молодухи» (девушки, находившиеся в первом году брака) приходили к своим родителям и угощались блинами.

Заканчивалась масленичная неделя гаданиями. Согласно одному из них, незамужние девушки клали блин на голову и подходили к окнам соседних домов. Если слышали в разговоре «иди» – радовались, что скоро выйдут замуж. Если слышалось «сядь, сиди» – не бывать браку в этом году. При другом гадании девушки с блином на голове подходили к первому встречному и спрашивали его имя. Считалось, такое же будет у суженого.

Фото: © Anna Ogienko / Unsplash
Фото: © Anna Ogienko / Unsplash

Блины в качестве ритуального компонента использовались не только в Масленицу. Хозяйки по всей Руси непременно пекли блины на Вознесение и Рождество Христово.

Кисель

«Киселю да царю всегда место есть; то и благо, у кого кисель и брага»

На Руси киселем называли слегка подслащенную запаренную в кипятке муку. Клейкую массу оставляли «кваситься» в тепле, после сцеживали и парили в печи. Ели кисель холодным, разрезая его ножом. Подавали с медом, маслом или молоком.

Наравне с блинами, кисель использовали как обрядовое блюдо, преимущественно поминального и жертвенного характера. Отобразилось это и в русских сказках: киселем соединяли мир живых с миром мертвых. Поэтому во многих сюжетах герои видели молочные реки с кисельными берегами.

Фото: © Татьяна Платонова
Фото: © Татьяна Платонова

Было у киселя не только мрачное толкование: его повсеместно использовали при свадебных обрядах, на Рождество Богородицы и в ритуалах, приуроченных к смене времен года.

В Великий четверг варили овсяный кисель, выносили его на мороз и, отведав часть, выливали в огород со словами: «Мороз, не бей наш овес!»

В Северной и Центральной России проводили обряды, направленные на защиту скота. Дети шли в овин (строение для сушки снопов), садились на сено вокруг того же овсяного киселя и кричали: «Волки, медведи, лисицы… идите к нам кисель есть».

Мед

Еще один продукт, который повсеместно использовали в праздники.

Мед, наравне с хлебом и блинами, считался символом благополучия и достатка.

На Масленицу пекли блины с медом. На свадьбе молодожены обменивались медовыми лепешками, а после праздника получали бочонок меда (отсюда и пошел «медовый месяц»).

Фото: © Chinh Le Duc / Unsplash
Фото: © Chinh Le Duc / Unsplash

14 августа праздновали Медовый Спас – после интенсивного сбора мед освещался и подавался к столу.

Отдельное место в славянской культуре занимали медовые напитки. Самыми популярными были ставленый и хмельной мед. Первый готовили путем брожения меда и ягодного сока. Во второй до этапа брожения добавляли хмель, из-за чего напиток получался более крепким.

Вино

Вся сакральная история человечества связана с вином, и речь идет не только о причастии.

«Со всей уверенностью будем причащаться сего и как Тела Христова, и как Крови Христовой, потому что под образом хлеба дается тебе тело и под образом вина дается тебе кровь», – говорил святитель Кирилл Иерусалимский.

В Евангелие (Глава 15, стих 1) читаем: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».

В семитском мифе о Ное: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел».

Традиция винопития существует у большинства народов мира. Еще на заре цивилизации нектар и вино являлись средством достижения силы, здоровья и долголетия.

Фото: © DWI
Фото: © DWI

Во многих обрядах вино выступало в виде проводника между миром физическим и метафизическим. А тот факт, что вино является опьяняющим напитком, способным изменить сознание, делало его неотъемлемой частью ритуалов.

А какие продукты вы считаете «особенными»? Делитесь в комментариях!