Что объединяет фонтаны на Елисейских полях, музей современного искусства Франсуа Пино, часовню Saint-Michel de Brasparts в Бретани и стулья в парижских кафе? Над каждым из этих проектов трудился Ронан Буруллек – гений современного дизайна и законодатель интерьерной моды более четверти века.
Мы встретили Ронана во время iSaloni и не могли упустить возможность расспросить его о работе, жизни и отношении к дизайну.
Ронану сейчас 53 года; карьеру начал в 1998 году – тогда он реализовывал проекты для бренда Capellini совместно с младшим братом Эрваном. До недавнего времени тандем успешно существовал и работал над совместными проектами. И хотя в прошлом году братья приняли решение развиваться в дизайне по-отдельности, их общие «детища» надолго останутся связующим звеном в архитектуре и интерьерах Парижа.
Мы встретили Ронана во время iSaloni и не могли упустить возможность расспросить его о работе, жизни и отношении к дизайну. Мы буквально одолели его вопросами, главным из которых, пожалуй, о том, куда движется современный дизайн: в сторону collectible design, арта, крафта или полного преобладания искусственного интеллекта?
Ронан, отвечая на вопрос по теме искусственного интеллекта, рассмеялся: «Мир движется в сторону одного качественно сделанного предмета. Я и сам активно изучаю ИИ, интересуюсь, какие возможности он открывает для нас. Но вместе с этим учусь и ремеслу: в данный момент работаю с одним мастером в Киото, и не поверите – он использует технологии, которые не менялись столетиями! Стать свидетелем этой работы – равно, что войти в закрытую на протяжении веков сокровищницу. Но, конечно, подобные проекты требуют много сил, времени, попыток и финансовых вложений. И такие предметы создаются для галерей – ведь это настоящее искусство!
Но одинаково сильно люблю и массовые проекты: например, стулья для Vitra. Приятно видеть их в городах, в кафе.
Не вижу противоречий: новое отлично уживается со старинным, а современные технологии для меня – как палитра красок. Бери и рисуй!».
Ронан – в некотором роде дизайнерский феномен. Для него нет границ и рамок: он умеет работать как с предметами для частных коллекций, так и создавать пространства «для всех».
Так, с родным братом разработали современные фонтаны авангардной формы на Елисейских полях. Это и правда архитектурный уникум, и вот почему: каждый фонтан украшен кристаллами Swarovski, отражающими атмосферу Парижа, а сама композиция движется, вторя трафику.
Вот как об этом проекте рассказывает сам Ронан: «Вы представить себе не можете, каким печальным местом был Rond-Point на протяжении многих лет! Постоянный поток машин на Place d’Etoille и Place de la Concorde, хаотичное движение, мрак! Никакой эстетики.
При этом, сами бассейны закладывались еще при бароне Османе в середине XIX века. Изначальная планировка была гармоничной, но с течением времени и развитием прогресса Рон Поинт оброс постройками, магазинами, создавая визуальный хаос. И, конечно же, появилось намного больше трафика.
Поэтому первой нашей с братом мыслью было добавить в квартиру вертикалей, создать некие «монументы», которые бы вернули симметрию в городской ландшафт.
Второй серьезной задачей стал звук: учитывая загруженность площади, мы хотели сделать так, чтобы плеск воды перекрывал городской шум. Это было нужно для придания месту гармонии: так переход от сада к автостраде был бы более плавным.
Третье: наши фонтаны механически сконструированы так, что вращаются вокруг оси. Это плавное движение вторит трафику, придавая месту динамики.
И, наконец, кристаллы Swarovski: мы намеренно соединили бронзу фонтанов и хрусталь, чтобы тот работал как зеркало. Париж – город меланхоличный, и наши фонтаны отражают его настроение, погоду, а ночью зажигаются, подобно миллионам светлячков в сердце серого мегаполиса».
Еще одним впечатляющим проектом, стала парижская круглая биржа – сегодня это частный музей современного искусства миллиардера Франсуа Пино. Здесь хранится часть из 5 000 работ, каждая из которых датирована с 1960-х годов. Для реализации объекта Пино привлек выдающихся архитекторов и дизайнеров: Тадао Андо занимался проектированием, а Буруллеки – дизайном мебели и экстерьера.
Братья занимались созданием мебели, освещения, текстиля… Одни ковры проектировались аж два года! Ронан: «Мне нравятся килимы, идея номадов, вдохновляет изнаночная сторона жаккарда».
У стульев производства Artek спинки и подлокотники выполнены из толстых канатов, и это – гениальное решение. Так, подобный дизайн дает менее формальную посадку с одной стороны, а с другой – «сливает» стулья с дизайном музея, так как из точно таких же канатов сделаны и музейные ограничители.
Светильники, вазы и зеркала выполнены из литого стекла, отражающего идею постоянного движения жизни, ее неидеальность.
Все гениальное – просто. Так подумали братья, и приступили к реализации. На самом деле задача состояла в том, чтобы поставить на классическом мощении знак, символизирующий музей современного искусства. Буруллеки сконструировали тонкую 12-метровую скамью, состоящую из золотых и алюминиевых цилиндров с патиной, добавили флагшток, закрепленный в камне, и, конечно, сам флаг, ткань которого разрабатывалась с нуля. «В Париже так много золота и серого», говорит Ронан. «Мы хотели сделали так, чтобы все в этой конструкции отражало город, вторило бы его эстетике».
В стиле Ронана присутствует еще одна черта, витально необходимая для востребованного дизайнера – память о корнях. Так, его работы сочетают универсальность интернационального дизайна и национальную идентичность. В 2000-м году дизайнер спроектировал кровать-кабину Lit Clos, вдохновленную традиционной бретонской мебелью.
А еще Ронан Буруллек стал участником реставрации часовни Saint-Michel в родной Бретани – эта область сильно пострадала при пожарах летом 2022 года. Ронан спроектировал предметы с учетом антивандальных свойств – ведь часовня открыта постоянно. Так, венецианское зеркало, гранитный алтарь и кованые подсвечники – почти неподъемные.
В 2024 году, когда Ронан начал работу вне братского тандема, у него случилось целых 7 премьер (и это за полгода!) в самых разных сферах дизайна. Дизайнер спроектировал авторские предметы, используя впечатляющий опыт и вдохновляясь тенденциями современников. Давайте взглянем на них.
Деревянный стул для Vaarni, представленный впервые на выставке в Стокгольме.
Коллекция керамики для Mutina в Центре Жоржа Помпиду, которую уже можно посмотреть, а полноценная презентация запланирована на период iSaloni.
Лампы для Flos, выполненные из керамики.
Коллекция одежды (!) для бренда Homme Plissé Issey Miyakе, презентованная на неделе высокой моды в Париже.
Коллекция аксессуаров для BD Barcelona, вдохновленная таким, казалось бы, обыденным предметом, как трость.
Двухсторонние ковры для Nanimarquina.
Фарфоровые предметы для Северной мануфактуры.
Ронан Буруллек – феномен в мире дизайна, гармонично сочетая в работе новое и традиционное. Вдохновляемся и спешим творить!
***
Еще больше историй – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, вдохновляйтесь и будьте в курсе последних тенденций в дизайне!