«Вы когда-нибудь прятали от брата книги? Нет? Тогда вы ничего не знаете об отчаянии». © Вадим, 6 лет.
Дети: Стас, 17 лет, Паша, 8 лет, Вадим, 6 лет.
Раньше, когда у нас с мужем был только один Стас, мы очень хотели вырастить из него умного ребёнка. Поэтому развивали его изо всех сил. Не жалея своих красивых и любимых денег, покупали электронные конструкторы, книги и всякие развивающие штуки.
А потом у нас родился Паша. Подрос. И стало ясно - всё, что мы когда-то покупали Стасу, мы на самом деле покупали для Паши. Потому что Стас, конечно, и книги читал, и конструктор собирал. Но при этом точно не испытывал такого удовольствия, как Паша.
И вот год назад Стас отдал ему электронный конструктор Знаток. И теперь вся семья в курсе, что такое геркон и пьезоизлучатель. А недели две назад Стас в торжественной обстановке передал брату свою любимую книгу. Вот эту:
-На, Паша, - сказал Стас. - Береги эту книгу как самое дорогое, что у тебя было, есть и будет. Я отрываю её от сердца. И передаю себе.
Паша бережно принял книгу. И сразу стал её читать.
Жить в доме сразу стало тяжело. Потому что все эти научные фокусы Паша захотел проверить на нас. На мне, на отце, на Ваде. На Стасе тоже хотел, но тот пацан умный. Не зря ведь мы на него в детстве деньги тратили. Стас сразу объяснил Паше, что:
-Мне к экзаменам надо готовиться. Так бы я с радостью. Да и потом. Это же моя книга. Я её читал. На мне фокусы не сработают.
Паша шлёпнул себя ладонью по лбу. Мол, ай, как же я сам не догадался? Да, со Стасом эти фокусы не пройдут.
В итоге, нас осталось трое. И вот ладно бы, все эти фокусы Паша нам просто показывал. Так нет. Он же потом ещё спрашивал:
-А вы поняли, почему так?
И, если мы не понимали, то объяснял. Ну, потому что Паша у нас за науку. Не за чудеса. И хочет, чтобы его семья понимала, как устроен этот мир.
Особенно Паше понравился фокус со спичками. Суть там такая, что есть 32 спички. За один ход можно брать одну, две, три или четыре спички. Побеждает тот, кто возьмёт последние спички. Там всё на математических расчётах строится. И если знать алгоритм, то побеждать будешь всегда.
Этим фокусом Паша сперва поразил отца. До глубины души поразил. Батя реально не понял, в чём смысл. Меня Паша тоже поразил, но не в самое сердечко. Я понимала суть, но не сразу посчитала, сколько спичек нужно добирать каждый ход.
А потом пришла очередь Вадима. И он, как человек, который всегда за любую движуху, сперва даже обрадовался. Типа, ууу, какая-то новая игра. Ещё и со спичками. Жаль, конечно, что коробок батя не дал. Но ничего, ничего, мы смекалистые. Придумаем, как из трёх спичек устроить родителям стресс.
Мальчишки сыграли в 32 спички первый раз. Паша победил, забрав последние спички. Сыграли второй. С тем же результатом. Сыграли в третий раз. Вадюха у нас не обидчивый. И проигрыши его не расстраивают. Он бы и дальше мог вот так проигрывать, и был бы счастлив. Но такой несправедливости не вынес Паша.
-Вадя, - сказал он, - давай я тебе объясню принцип. А то ты так и будешь проигрывать.
Вадюха сперва обрадовался. А потом приуныл. Потому что объяснения веселья не добавляли. И шансы на победу не увеличивали. Короче, Вадюха просто ничего не понял.
Но Паша у нас не из тех, кто вот так запросто сдаётся. У него появилась цель - разъяснить брату принцип игры. И эту цель он собирался достичь при любых условиях.
Вадюха хотел играть в пиратов, Паша предлагал ему спички. Да ещё как предлагал!
-Хорошо, Вадя, - говорил он, - не хочешь играть в тридцать две спички, давай не будем! Будем играть в сорок спичек!
Такой расклад Вадима не устраивал. Он хотел играть в нормальные человеческие игры. А не в игры для умных людей. Паша считал, что в нормальные игры могут играть всё. Но нужно же стремиться к большему!
А потом книга Перельмана пропала. Примерно через неделю регулярных объяснений принципа игры в спички. Как будто её тут, этой книги, никогда и не было. Как будто я на неё никогда свои любимые и красивые деньги не тратила.
И я решила, что Паша просто устал. И сдался. Ну не всем нужны эти умные игры. Некоторым хватает и обычных.
В доме наступил мир, покой и беспорядок. Беспорядок - это потому что когда дети читают книги, они не мусорят. А когда не читают, то наступает беспорядок.
Паша с Вадей собрали из конструктора робота на пульте управления. Устраивали им заезды по дому. Играли в пиратов. Дрались подушками. Называли друг друга невежливыми кильками. Словом, жили своей привычной жизнью.
Пока три дня назад Паша не вспомнил про книгу.
Мы искали её всей семьёй. Перебрали стеллаж. Заглянули под диван, в диван и за него. Книги не было.
А сегодня Паша попросил меня убрать на шкаф коробку с электронным конструктором. Он у нас там обычно хранится, потому что места много занимает, ставить некуда. Ну и я принесла стул, залезла на него. Коробку на шкаф пихаю и понимаю, что мешается что-то. Рукой туда залезла.
И достала книгу Перельмана.
-Вадюха! - позвала я.
Тот забежал в комнату и, увидев у меня в руках книгу, сразу всё понял.
-Зачем? - спросила я.
У Вадюхи покраснело лицо. На глаза набежали слёзы.
-А чо он? - грозно спросил Вадим. И у него задрожали губы.
-Моя книга! - обрадовался Паша.
Вадим с видом "наука забрала у меня брата" посмотрел на Пашу. А потом выбежал из комнату. Уселся на диван. И стал грустно смотреть в окно.
К нему подошёл Паша. Сел рядом.
-Это потому что я тебя достал своими фокусами со спичками? - спросил он.
-Да! - выкрикнул Вадим.
И тогда Паша встал напротив него. И объявил:
-Ради тебя, Вадя, я готов отказаться от этого! - и вытянул перед собой книгу.
-Можно просто играть со мной в пиратов, - всхлипнул Вадя. - А не в... не в спичкиии!
-Хорошо, я буду играть с тобой в пиратов! - пообещал Паша. - Но только сперва почитаю.
Вадюха тут же перестал пускать слезу. Шмыгнул носом, потёр его.
-Я тогда пойду пока пиратский корабль построю! - решил он. - А ты, Паша, как раз почитаешь.
И убежал в комнату.
А Паша открыл книгу. Прочитал пару страниц. И унёс её к Стасу в комнату. Чтобы душу не травила, наверное. Вернулся, лёг на диван.
Накрылся подушкой. Полежал так немного. А потом встал. И пошёл играть в пиратов.
Сегодня Вадим сумел отобрать у науки брата. А завтра... завтра он ещё что-нибудь придумает!