Найти в Дзене
Жорик – историк

Алгемба — бессмысленная и жестокая ленинская авантюра

Оглавление

Сталина принято считать жестоким правителем, создавшим беспощадный ГУЛАГ, в системе которого ради «строек коммунизма» полегло немало людей. Но при этом мало кто знает о первой советской «стройке века», начатой по прямому указанию Ленина. Имя ей Алгемба — и это бессмысленная и беспощадная авантюра, которая унесла жизни 35 тысяч человек.

Алгемба — аббревиатура, сложенная из первых букв двух топонимов: поселка Александров Гай в современной Саратовской области и реки Эмбы на западе Казахстана. Между ними 700 километров по прямой, и именно эти две точки Советская Россия и решила соединить железной дорогой в 1919 году.

Трофейная нефть

Но постойте, 1919 год, какие стройки? Апогей Гражданской войны, да еще и не самая спокойная местность. Кем строить, из чего строить, а главное — ради чего? На последний вопрос ответ имелся четкий и ясный. Ради вывоза нефти с Эмбинских месторождений. В 1919 году в молодой стране с еще непривычным названием РСФСР ощущался острейший топливный голод. Нефтепромыслы в Баку и Грозном были отрезаны от остальной страны, угля добывалось крайне мало, а тут Эмба с ее месторождениями и нефтяными хранилищами.

Их взяла под контроль 4-я армия Туркестанского фронта, находившаяся в подчинении Михаила Фрунзе, в конце 1919 года. Вообще, эмбинская нефть в структуре нефтепромыслов царской России занимала последнее место с долей в 1%. Главной ее проблемой была транспортировка — нефть поступала на каспийскую пристань Ракуша близ города Гурьева. Но с начала Гражданской войны вся портовая нефтеналивная инфраструктура оказалась уничтоженной.

Из-за невозможности транспортировки к концу 1919 года на промыслах в районе Эмбы скопилось 224 тысячи тонн нефти. Не бог весть сколько, но для Советской России это было щедрым приобретением. Трофейную нефть нужно было срочно доставить в Центральную Россию. Но как? Транспортировка морем отпадала, так как у страны в тот момент не имелось наливного флота. Оставался наземный вариант.

Его-то и выбрал Ленин, а решение оформилось в декрет Совета Рабоче-крестьянской обороны о строительстве железной дороги от селения Эмба до станции Александров Гай. Она была тупиковой в составе Московско-Рязанской железной дороги и ближе всего подходила к нефтяным промыслам. Ну как ближе — 650 вёрст по прямой. И прямая эта пролегала по безлюдным солончаковым степям.

Трасса Алгембы на современной карте
Трасса Алгембы на современной карте

Миллиард наличкой

Строить новую магистраль поручили бойцам Фрунзе. Сначала тот резко протестовал, но 17 января 1920 года получил телеграмму председателя Реввоенсовета Троцкого: «Приказываю перевести 4-ю армию на строительство железной дороги». Отметился в ней и Ленин, сделав в конце приписку: «Прошу товарища Фрунзе в соответствии с указанием товарища Троцкого развить революционную энергию для максимального ускорения постройки дороги и вывоза нефти».

На что Фрунзе спустя два дня ответил в том духе, что приказ партии и Реввоенсовета он, конечно, начал выполнять, но вынужден доложить, что «в условиях безводных степей и отсутствия топлива осуществление постройки встретит большие препятствия».

Фрунзе не обманывал — в голой степи не было ни транспорта, ни пищи, ни воды, ни жилья. Его 4-я армия была преобразована в полном составе во 2-ю трудовую армию, став, по сути, гигантским стройбатом. Но из чего строить, где брать технику и материалы? Проблему решили просто и по-капиталистически: Ленин распорядился выделить дирекции Алгембы 1 миллиард рублей наличными для закупки техники и материалов на рынке.

Примечание: Один миллиард рублей, а точнее совзнаков, для 1920 года не являлся запредельной суммой. Выпущенные советским правительством в 1919 году, совзнаки быстро обесценивались, и ленинское правительство было вынуждено проводить частые эмиссии. Для понятия масштаба цен: пуд муки в 1920 году стоил 130 000 рублей, а извозчики в Петрограде брали по 5000 рублей за самый короткий конец.

Но огромное количество неподотчетной налички не решило всех проблем стройки. Да, материалы появились, худо-бедно построили временное жилье для трудармейцев, завезли тачки и лопаты, где-то раздобыли крупный щебень для насыпи и купили шпалы. Однако из-за отвратительных условий быта строителей стала косить эпидемия тифа. Уже в марте строить стало некем. Ленин, который держал ситуацию с вывозом эмбинской нефти под постоянным контролем, распорядился ввести трудовую и гужевую повинность для местного населения. Но откуда оно в пустынных казахских степях? Тогда из Саратова и Самары на Алгембу экстренно доставили 45 тысяч человек.

Это не стройка Алгембы, а снимок, иллюстрирующий прокладку железных дорог в начале XX века
Это не стройка Алгембы, а снимок, иллюстрирующий прокладку железных дорог в начале XX века

Нефтепровод без труб

И железная дорога — это еще «цветочки». «Ягодка» созрела в марте 1920-го, когда нетерпеливые большевики в Москве резко усложнили задачу и приняли Декрет «О сооружении нефтепровода от Эмбинского нефтеносного района до Саратова». То есть параллельно железной дороге на Александров Гай должна была нацелиться еще и нитка трубопровода. Да не простого, а самого мощного в стране с пропуском в 90 млн пудов в год (в четыре раза больше всей годовой добычи на Эмбе).

И это яркий пример профанации, ибо проект нарисовать нарисовали, но где взять трубы для его воплощения не указали. В итоге строительство трубопровода забуксовало и увязло в солончаках так же как и железная дорога. Ленин, будучи технически грамотным (хотя бы на базовом уровне) почему-то выдвинул идею труб из дерева. Но это экстравагантное предложение не прошло — и лесов в Казахстане нет, и необходимое давление в трубах поддерживать не получится. Тогда приняли решение разбирать существующие трубопроводы. И ладно, что отрезки труб были разной длины и диаметра, но даже найденного и разобранного не хватило и на половину новой трассы.

Еще и холера

Но самое интересное произошло позже. В апреле 1920 года Красная армия заняла Северный Кавказ, восстановив контроль над нефтеносными районами. Смысл постройки Алгембы полностью пропал. И ладно трубопровод, но бесполезную железную дорогу можно было уж точно сворачивать. Но нет, по непонятным причинам Ленин продолжал настаивать на строительстве. Впрочем, пристальное внимание вождя к первой большевистской «стройке века» не пошло той на пользу. В течение 1920 года темпы прокладки железной дороги сильно замедлились, а про трубопровод и говорить нечего — со всего Поволжья на Эмбу свозили отрезки разнокалиберных труб, над которыми колдовали местные инженеры, пытаясь соорудить из них хоть что-то приемлемое.

-4

К тому же построенные участки дороги пришлось охранять от мародеров — местные жители повадились воровать шпалы прямо из-под рельсов. В общем, сплошная разруха и упадок, а не коммунистический порыв и сознательность. Замедление стройки сильно взволновало Ленина — в конце 1920 года он присылает в дирекцию Алгембы телеграмму: «Ясно, что тут саботаж или разгильдяйство. Обязательно пришлите мне архикратко, что заказано и что сделано, имя-отчество, фамилия каждого ответственного лица».

Неизвестно, что ответили начальники Алгембы Ленину, но в январе 1921 года им стало не до этого — стройку накрыла эпидемия холеры, которая обострилась на фоне резкого снижения продовольственного пайка. И даже несмотря на то, что на Алгембу приехало большое количество добровольцев-медиков, побороть крайне высокую смертность они не смогли.

Конец Алгембы

Но Ленин всё упорствовал, настаивая на продолжении строительства. Его запала хватило до весны. 29 апреля 1921 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление о прекращении строительства трубопровода, а в августе того же года — железной дороги. Впрочем, летом 1921-го прокладывать ее фактически было некем. Многих трудармейцев покосили тиф и холера, часть погибли от голода, часть разбежалась по казахским степям, а оставшиеся просто саботировали стройку, отказываясь выходить на работу.

Станция Александров Гай по-прежнему тупиковая/ © nashtransport.ru
Станция Александров Гай по-прежнему тупиковая/ © nashtransport.ru

И что же осталось после завершения ленинской «стройки века»? Двести километров пути от Эмбы в сторону Александрова Гая и здание вокзала на месторождении в поселке Доссор без перрона и рельсов. Однако назвать полноценным получившийся отрезок пути было нельзя. Как только сняли охрану и вывезли людей, за полтора последующих года местные жители вывезли все шпалы. Рельсы же выкопали и сдали на металл гораздо позднее, уже в новое время.

Фактически от Алгембы не осталось ничего. Только 35 тысяч погибших, данные о которых рассекретили уже в новую эпоху. Ну и еще документы в архивах, а также память о бессмысленной и беспощадной стройке, удивившей полным отсутствием рациональных мотивов и колоссальным экономическим авантюризмом.

По сравнению с первой и единственной ленинской «стройкой века» незаконченные проекты Сталина смотрятся более достойно. У них хотя бы имелось экономическое обоснование, иногда даже рациональное 👇:

Великие стройки коммунизма, которые так и не закончили

(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: ru.wikipedia.org; neftianka.ru; history.wikireading.ru; aif.ru)