Пару недель назад мне в руки попала книга 1960 года - "Перелицовка и восстановление одежды" Зинаиды Дудиной.
Когда листала пожелтевшие страницы пособия, в голове всплыла давняя картинка, из 70-х: маленький чёрный человечек в грубом суконном пиджаке с тряпичным рюкзаком за спиной, в разношенных кирзачах . Этот странный мужичок возникал на наших деревенских улицах изредка и, как мне казалось в детстве, уходил потом куда-то далеко-далеко в лес. Звали его Портняжкой.
В моём родном уральском селе в ту пору жило немало мифологизированных мною земляков: Лидка Пикулева, Гриша-печник, Яша-молочник, Сано-пьяница, старуха Женихова, Немко, ветеринарка Липа (представляла буквально) и вот этот Портняжка.
Я, маленькая фантазёрка (Сколько мне тогда было? Четыре? Пять?), воспринимала их не как реальных людей, а как волшебных персонажей. За их прозвищами стоял какой-то таинственный мир. Их образы жгли моё воображение, заставляли забираться под стол, когда кто-то из них мельтешил за окошками.
С годами моё прекрасное неведение об их обыкновенности рассеялось. Печник оказался отцом подружки сестры, а Немко был инвалидом, служившим при больнице... Но вот Портняжка...
Сегодня не удержалась, позвонила маме и спросила, кем на самом деле был этот "фольклорный элемент"?
- Почему ты о нём вспомнила? - удивилась она.
Хороший вопрос! Да разве объяснишь, отчего самые ранние впечатления, такие яркие и острые, служат бесценным образным сырьём для творческого человека.
- Он в Заполудённом жил. Я даже помню, где его дом стоял, у дороги. Жил с баушкой. Шил, одежду перешивал, перелицовывал. В селе бывал мало. Старые люди нечасто ходили в магазины, всё свое было - пчел держали, скотину. А вот как звали по-настоящему - не помню, надо у заполудённовских спрашивать. Да жив ли кто-то? Деревни-то уже давно нет.
Вот такая история. Думал ли, горемыка, что вспомнят о нём в другом веке, запнувшись на пустом месте - на слове "перелицовка"?
Это понятие вшито в культурный код нашей страны. Много лет навыки починки и переделки одежды выручали людей.
В книге даны подробные рекомендации для мастеров, как правильно проводить ремонт - от разборки старых изделий до создания "новых". Несколько глав посвящены описанию передового опыта Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности по клеевому соединению деталей. В ход шёл термопластический клей БФ-6 (кстати, помню его запах).
С какой-то особой грустью прочитала о заплатках. "При починке применяется штопка, штуковка, вставка заплат, притачка приставок, пришив полосок ткани для укрепления изношенных участков деталей... Повторную утюжку перелицованных деталей производят по бывшей лицевой стороне" - не инструкция, а документальная повесть о минувшей переломной, тяжёлой, бережливой эпохе.
СПАСИБО!