Удивительно, как судьба человека иной раз похожа на жизненный путь его небесного покровителя. Будущую святую окрестили с именем подвижницы V в. прп. Ксении Миласской.В миру ее звали Евсевией, имя же Ксении она взяла сама. Не желая вступать в брак, девушка с двумя служанками покинула отчий дом, так, что многие десятилетия родные не имели о ней известий. Евсевия удалилась в город Миласс. Здесь она основала женскую обитель. Там же подвижница назвалась новым именем «Ксения» с греческого значит – «чужая», странница.
Прошли годы, святая прославилась добродетельной жизнью, неустанной помощью страждущим. А когда она скончалась, над ее обителью многие видели венец и крест – зримое воздаяние ей за подвиги.
С тех пор множество девочек при Крещении получали имя Ксении.
Петербургская же святая в чем-то повторила путь святой странницы, бывшей Евсевии. Возможно, ее дорога оказалась даже тяжелее, ведь блаженная не покидала родного города, но здесь, среди не понимающих ее людей, со смирением терпела холод, зной, насмешки, укоры, и так стяжала святость.
Какие только эпитеты не сопровождают её имя:
и Юродивая, и Святая, и Скорая Помощница, и Блаженная...
Но ещё её называют Душой Петербургской Стороны, да и всего Петербурга. Стала она Святой покровительницей всех влюблённых и ищущих семью, заступницей детей, студентов и болящих.
Её жизнь была подобна загадочной русской женской душе: страдающей,щедрой,бесхитростной и преданной.
Её путь - это удивительная история любви сначала к мужу,а после его смерти - к миру и ко всем людям.
Целых 45 лет совершала Ксения свой путь юродства и покаяния на улицах Петерябурга после смерти своего мужа, еле одетая,босая,худенькая и слабая, терпя голод и холод, под промозглыми дождями и пронизывающим ветром Санкт-Петербурга, но в постоянной готовности оказать добро и милосердие всем и каждому.
Она знала цену горю и умела сострадать всем страждущим. Через лишения и молитву она несла свет в души петербуржцев,призывая обратить
свой взор к Богу.
6 февраля – день Блаженной Ксении Петербургской.
Родилась Ксения Григорьевна в начале 18 века в семье благородных и богатых родителей.
Почти не сохранилось сведений о ее рождении, воспитании, семье. Даже год рождения определяется от 1719 до 1730. А о дне рождения не известно ничего.
С детства была она непредсказуема в своих действиях, всегда исполняла задуманное и была тверда в своих решениях, которые тщательно обдумывала.
В 23 года, полюбив горячо и искренне, она вышла замуж за отставного полковника и придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова.
Ксения и сама хорошо пела и музыцировала.
Молодая семья поселилась на Петербургской Стороне на 11 линии в богатом доме( ныне Лахтинская улица). Молодая хозяйка образцово вела дом и хозяйство и молодые жили душа в душу .
Брак был счастливым,но недолгим. Ей было только 26 лет,когда Андрей Федорович скоропостижно скончался.
Эта неожиданная смерть любимого мужа ,в котором была вся цель, весь интерес её молодой жизни ясно показали Ксении как непрочно и суетно земное существование.
Ксения была убита горем и не понимала как жить дальше без любимого человека.
Истинная любовь сродни безумству и для своего окружения молодая женщина отныне становится безумной.
Вместе с мужем в ней умерла земная женщина Ксения, а у гроба в ней возродилась новая бессмертная душа Андрея.
На похоронах,переодевшись в старый мундир мужа, вдова объявила себя Андреем Федоровичем и возвестила, что Андрей Петров возродился в её теле чтобы нести покаяние, творить добро и милосердие, во имя спасения бессмертной души.
Уйдя из дома и ,по- монашески забыв своё земное имя, Ксения стала откликаться только на имя мужа и непрестанно повторяла,что нет больше Ксенюшки - умерла,жалко !
В знак этого вдова носила только зелёный мундир мужа с красными эполетами, а когда он истлел, принимала в дар только простую суконную одежду - зелёную кофту и красную юбку или наоборот и ничего более,а голову повязывала белым простым платком.
Всё своё имущество вдова раздала бедным, а дом подарила своей бесприданной постоялице и подруге Праскеве Антоновой, с тем условием,что в этом доме всегда будут открыты двери для нищих,сирых и убогих.
На вопрос родных,а где теперь будет жить сама Ксения, она отвечала:
" У него под покровом птицы небесные не сеют, не жнут. А я не хуже птицы небесной. Пусть на всё Его воля будет!"
Огорченные родственники не сразу приняли ее подвиг веры и кинулись за помощью к чиновникам, чтобы те установили её слабоумие и запретили распоряжаться своими имуществом.
Однако,те, побеседовав с вдовой,пришли к выводу,что она в своем уме и твердой памяти. Ксения отвечала за свои поступки и была тверда в своём решении отказаться от всех земных благ, дабы мирская суета не мешала сосредоточить все душевные силы на выбранном пути скитаний и юродства.
Чиновники вынесли заключение,что Ксения - человек здравый, обладающий большой духовной силой и желающий жить по законам Бога и никто не вправе запретить ей это.
Так освободившись от всех земных попечений и ограничений, Ксения избрала для себя тяжёлый путь юродства Христа ради. Она стала странницей, бездомной нищенкой, проповедуя,что истинное счастье может быть только в Боге!
Так в Петербурге на берегах грязной речки Карповки на Петербургской( ныне Петроградской) стороне появилась Блаженная Ксения.
Она бродила в своей красно- зелёной одежде, босая и голодная по самым нищим улицам Санкт-Петербурга вдоль реки Карповки и всё время что-то бормотала.
Сначало её дразнили и гнали,над ней смеялись и бросали вслед камни. Однако прошло совсем немного времени и люди стали слышать в несвязном бормотание нищенки пророчества и предсказания,которые сбывались чудесным образом.
Своим духовным подвигом отречения от всего земного снискала она дар пророчества.
Много необъяснимых и чудесных событий произошло по пророчествам Блаженной : мать находила сына,невеста жениха. Предотвращались пожары и убийства. Будто сама любовь и благодать Божия приходили в дома и семьи бедной Петербургской стороны.
К юродивой стали прислушиваться,уважать,почитать и одаривать.
Но она радовалась своей нищете и не принимала даров и, даже ту малость,что удавалось ей подать,она раздавала нищим.
Милостыню и подаяние Ксения принимала не от всякого, а исключительно от людей порядочных и сердечных. А от жестоких ,лживых и жадных - убегала.
Особенно это стали замечать торговцы на рынке и, если Ксенюшка брала милостыню в какой-нибудь лавке,то торговля в ней спорилась и товары распродавались.
Чтобы заслужить расположение Блаженной,торговцы на перебой стали раздавать подаяние . Поэтому к рынку стали стекаться нищие и бродяги со всего Петербурга. И со временем этот рынок на Петербургской стороне стал называться Сытным.
Удивительным образом Ксения оказывалась там,где нужна была её помощь так быстро и неожиданно,что её стали называть "Скорая Помощница".
В это время на Смоленском кладбище на Василеостровской стороне стали строить новую церковь. Кирпичи надо было затаскивать по шатким лесам высоко к куполам и многие каменщики срывались вниз, калечились и гибли. Строители взбунтовались и стройка встала.
Но тут каждую ночь чудесным образом большая кладка кирпичей оказывалась наверху. Выяснилось,что каждую ночь худенькая, босая, пожилая женщина,рискуя жизнью, поднимается по лестнице и носит кирпичи. Это была Ксения.
Блаженную спрашивали когда же она спит и где,на что та отвечала:
" Успею выспаться в земле под крылом Божьим".
Ночи напролёт Ксения либо помогала нуждающимся, либо таскала кирпичи для Храма, либо приходила на берег реки Карповки и ,коленопреклоненно, молилась за убогих,болящих и несчастных.
Особенно Ксения любила молится на возвышении над рекой. Как-то раз застали её там горожане плачущей и причитающей,что река эта наполнится кровью. Так и случилось. На этом месте в 1900году святым отцом Иоанном Кронштадтским был основан женский монастырь. Во времена революции многих монахинь расстреляли,а трупы спускали по реке.
Умерла Блаженная Ксения в 1806 году так же тихо и неприметно как и жила. Похоронили её ,по завещанию ,на Смоленском кладбище .На могилу положили плиту с надписью,которую оставила сама Ксенюшка:" Кто меня знал да помянет душу мою для спасения своей души."