Найти в Дзене
Речная газета

«Утопия» не могла не утонуть (из истории катастроф)

Нет, не зря стала крылатой фраза «Как корабль назовешь, так он и поплывёт» из известного мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».

Помнится, что на яхте Врунгеля, названной «Победа», буквы «П» и «О» отвалились – и осталось «БЕДА». Отсюда всё и пошло «наперекосяк» у мультяшного капитана и его команды…

Яхта "БЕДА". Кадр из упомянутого мультфильма.
Яхта "БЕДА". Кадр из упомянутого мультфильма.

Эту прямо-таки мистическую связь названий с дальнейшей судьбой кораблей наблюдали с древнейших времен (так что думайте над названиями своих проектов и своих детищ…).

А мы вспомним вот какую историю. В 19-м веке кому-то в Англии пришла в голову бредовая идея назвать пассажирский пароход именем «Utopia» (то есть «Утопия»).

Возможно, этот то ли остряк, то ли чудак был поклонником книги Томаса Мора «Утопия» (сим именем английский писатель-философ в 1516 году обозвал придуманный им идеальный остров, где все равны).

Только для русского уха это название судна было у очень зловещим и навело мысли о непременном «утоплении» парохода.

И оно состоялось. 17 марта 1891 года на Гибралтарском рейде пассажирский пароход «Утопия», ища местечка, где бросить якорь, столкнулся с дремавшем в заливе и стоявшем неподвижно британским линкором HMS Anson (Корабль Её Величества «Энсон»), названным в честь адмирала Джоржда Энсона.

Был ли туман или рулевой у штурвала «Утопии» был пьян, история умалчивает. Но налицо была ситуация «Бодался теленок с дубом», поскольку бронированней «Энсона» в ту пору не было корабля!

У стометрового «Энсона» было столько брони с толщиной на броневом поясе до 46 см, что из-за нее длина линкора увеличилась на 1,5 метра.

Но еще ужасней, что у этого бронированного чудовища был подводный «таран» – в те годы на носу линкора ниже ватерлинии делали массивный стальной бивень для удара (тарана) подводной части судов противника с целью потопления.

И вот пассажирская «Утопия» боднула именно этот «таран» линкора «Энсона» и получила 5-метровую пробоину в своем корпусе. Отчего пароход с неудачным именем затонул за 20 минут.

О каких-то повреждениях на «Энсоне» история умалчивает – да и что могло быть с бронированным линкором?

Так что верной оказалась поговорка «Как судно назовешь…». Как после этого не верить в магию названий? От плохих имен и названий надо бежать, как от пожара.