А что, собственно, "выдает" прогностическая игра ведущему и участникам? Как это вообще происходит? Из результатов игры делают прогноз или же игра дает нам уже готовый прогноз?
На каком основании ведущий или сборщик игры может делать диагностику или рекомендации участникам??
(Сборщик в деловых, стратегических и прогностических играх - это специальный человек, который снимает информацию с игры - наблюдает, записывает, снимает, иногда даже опрашивает игроков и следит за игровыми событиями. После завершения игры сборщик может помогать ведущему делать анализ, трактовку и интерпретацию результатов игры (это называется, "сборка").
Или же вообще делает сборку самостоятельно.
Такие вопросы иногда задают мне как игроки наших стратегических и прогностических игр, так и ученики (потенциальные ученики). Те, кто интересуется методом, что бы самим делать и вести прогностические, стратегические и психологические игры.
Давайте разбираться!
Начнем с того, что сама по себе прогностическая игра прогнозом не является. Прогноз может либо родиться прямо во время игры (редко), или же результаты игр применяются при создании прогнозов.
Во-первых.
Игра выдает некий "сырой" материал.
Это может быть некий сюжет или игровые события. Сценарий, поступки, решения и выборы игроков, которые они делали в ролях. Игровые динамики и конфликты (если они были). Что вообще во время игры произошло? Важны итоги игры, очки или баллы, призовые места игроков и команд, которые моделировали тех или иных значимых персонажей, процессы, сюжеты, факторы.
Игра может дать множество озарений, выводов, догадок и инсайтов у игроков.
Это могут быть как интеллектуальные выводы , мысли, идеи. Так и прямые проживания, психологическое погружение, сильные чувства и ощущения, творческие и креативные решения, вдохновение и т.д.
Эмоциональный фон игры. Как развивалась эмоциональная динамика игры в целом и отдельных важных игроков?
Игровые квесты, задания, ресурсы, вызовы, мастерские интервенции, форс-мажоры (если все это было). Опишите их. Как игроки с этим справились (или не справились)? Что помогло или помешало? Игра шла по сюжету, по вводным (если они были) или отклонилась от них или вообще была
Огромное значение имеют игровые метафоры. Игра сама по себе метафорична, игра - всегда метафора и модель какого-то кусочка внешней или внутренней реальности мира и человека.
Какие метафоры родились во время Вашей игры? Какими метафорами, образами, символами, можно описать вашу игру? Все эти метафоры, образы, символы можно в будущем использовать при подготовке прогноза.
Крайне редко прямо в игре у игроков рождается уже готовый прогноз. Да еще и понятный Заказчику прогноз, применимый в реальной жизни. Хотя и такое у нас бывало, когда игроки были грамотные и подготовленные. Вообще, игры настолько чудесны, что я уже ничему не удивляюсь.
Наконец, собственные ощущения, проживания, эмоции, мысли, идеи самого ведущего или сборщика тоже очень важны.
Весь материал, рожденный игрой, надо зафиксировать. Не надейтесь на память, делайте записи, видео. Опрашивайте своих игроков, конспектируйте ход игры.
После игры важен проговор и - для желающих - коллективное (а иногда и индивидуальное) обсуждение результатов игры. Это не только повышает тренинговый эффект и психологическую безопасность участников, но и часто позволяет "выудить" у игроков важную информацию (важные смыслы, инсайты, идеи, состояния, намерения), которой они по тем или иным причинам не поделились в ходе игры.
Иногда ценные идеи, передвижения и умозаключения приходят к игрокам и сборщикам не сразу, а в течение нескольких суток после игры. Поэтому полезно сохранять контакты и иногда опрашивать бывших игроков "на холодную голову", когда после игры пройдет некоторое время!
Итак сырой игровой материал у вас есть. Надо
его интерпретировать.
Теперь после игры вы проведете СБОРКУ - то есть, привели в систему, интерпретировали и истолковали результаты игры. То есть все, что получили, пережили, почувствовали в ходе игры ваши игроки и вы сами.
Сборка психологической, деловой или прогностической игры делается по строго определенным правилам. Своим ученикам я даю эти алгоритмы и потом их нещадно тренирую, заставляя "собирать" и трактовать множество самых разных игр.
Сборка выполнена, основные результаты игры осмыслены и понятны?
Вот теперь сконцентрированную и упорядоченную информацию уже можно использовать в работе консультанта, аналитика, прогнозиста, управленца, стратега.
Игровые данные можно применять при диагностике ситуации, сценировании, поиске ресурсов и путей достижения цели, при решении креативных задач, задач на выбор и его последствия, моделировании событий и процессов. И, конечно, при прогнозировании.
Обычно для полноценного прогноза результатов одной игры недостаточно.
Так же надо учитывать, что игра может показать не тот вариант, который реализуется в реальном будущем, но наоборот, очень "заряженный" и высоковероятный альтернативный сюжет!
Наконец, прогностическая игра может вообще выдать вытесненный, "теневой" сценарий. Или же показать ту информацию по поводу той или иной ситуации, сюжета, общественных событий, которую люди не желают видеть или учитывать. То, что важно, но общество это игнорирует или же не понимает.
Подобные игры иногда называют "зеркальными", теневыми и играми-альтернативками.
Они тоже могут быть крайне полезны и важны для опытного прогнозиста, поскольку показывают варианты и сценарии. Делают понятными альтернативы и скрытые ресурсы ситуации, скрытые риски и "слепые зоны".
Однако просто так и брать "напрямую" такие игры как основу для прогноза, по меньшей мере, рискованно...
Вообще-то для качественного прогнозирования той или иной темы всегда очень желательно провести несколько прогностических или исследовательских, диагностических игр на эту тему. Еще лучше - провести несколько игр с разными людьми, разного уровня подготовки, убеждений, с разным отношением к прогнозируемой ситуации, с игроками онлайн и офлайн, в разных городах (а еще лучше в разных странах). И если в большинстве игр проявляется постоянно и систематически одно и то же - вот тогда это важный прогностический признак, который нельзя не учитывать.
Ведь качественно сделанная и проведенная прогностическая игра - это очень мощная модель соответствующего общественного процесса или ситуации!
... Но бывает, что и так все ясно. Иногда все ясно становится даже после одной, но качественной и мощной игры!
Вообще-то потому и говорят: "Искусство прогнозирования" и "Искусство игропрактики", в искусстве не всегда есть четкие правила и алгоритмы решений. Поэтому при игровом прогнозировании поступайте творчески, ориентируйтесь на собственную логику и интуицию, эрудицию и умение обобщать. И не забывайте про здравый смысл + чувство юмора, они - наше все.
Всякий прогноз - это некое описание будущего, это модель реальности плюс отношение к данному будущему и управленческие решения для заказчика.
Главная проблема применения материала прогностической ролевой игры в прогнозировании - это решить задачу соответствия метафорических игровых моделей и аналитических моделей прогнозирования. Как правильно встроить игровые метафоры (помним, игра всегда - система метафор) в логические построения и модели прогноза.
Что может дать прогностическая игра для прогноза?
На самом деле много чего!
- важные подсказки, инсайты, предостережения, послания;
- сильные метафоры для описания ситуации;
- показать скрытые ресурсы, риски и возможности, альтернативные и неочевидные варианты, маловероятные сценарии и сюжеты. Дать совет, как эти ресурсы найти, как в эти развилки и варианты попасть (или как их избежать);
- найти сильные действия для достижения целей, неожиданные ходы и хорошие решения;
- игра может протестировать те или иные гипотезы прогнозиста или аналитика. Тестировать выборы, планы, проекты и стратегии в играх безопаснее и эффективнее, чем в "живой" реальности или в классическом мозговом штурме;
- игры часто указывают на наши "слепые зоны" обеспечивают более широкое и полное видение ситуации;
- за счет метафоричности и живых динамик прогностическая игра может моделировать очень сложные и противоречивые процессы, состояния и события, которые адекватно даже описать словами и цифрами сложно. А игры прекрасно справляются.
- сама по себе прогностическая игра - отличный инструмент моделирования реальности. У вас нет понимания, как правильно "подступиться" к прогнозу чего-то там? Сделайте и запустите спонтанную игру! Игра поможет создать любую модель или описание интересующей вас системы - хоть метафорическую, хоть интуитивную, хоть аналитическую. И наоборот, в игре можно "потестить" , насколько полны и верны представления о ситуации - ваши или вашего Заказчика.
- игра может подсказать верные и лучшие решения, ресурсы и ответы в противоречивых неоднозначных ситуациях или в ситуациях заведомой нехватки данных;
- игра помогает структурировать бесструктурное, описать трудноописуемое, нарисовать карту неведомого. Пусть сначала эта карта будет грубоватой и не всегда подробной. Потом, аналитическими методами, прогнозист сделает эту карту удобнее и точнее!
Когда стратег делает прогноз, то создает некую модель или описание интересующие ситуации. Прогностическая игра помогает "уловить" тренды, зарождающиеся развилки, прочувствовать ресурсы, выявить неочевидные взаимосвязи и факторы ситуации, отыскать "окна возможностей". Обо всем этом могут деликатно намекнуть (ну, или громогласно заявить) игровые отсылки и совпадения, знаки, подсказки и действия игроков. Или же протестировать на адекватность данную прогностическую модель и сами представления прогнозиста о реальности!
Итак, прогностические и стратегические игры делают наши модели и прогнозы более живыми, точными, применимыми.
Да, я здесь вообще не касаюсь и не имею в виду коррекционные, управленческие, трансформационные или тренинговые игры - там совсем другие истории и о них надо говорить особо!
Павел Волошин - персональный стратегический консультант, прогнозист, психолог. Канд. наук, доцент. Обучаю игропрактике и прогнозированию с 2012 года
e-mail: pavelvoloshin1@gmail.com
телеграм: @dorogavzavtra1