Как вы наверняка помните из школьного курса истории, в 1861 году произошло знаковое для всех русских крестьян событие - отмена крепостного права, что для большинства подневольных людей означало лишь одно - получение личной свободы, причем мирным и законным путём. И всё благодаря Александру II, царю Освободителю, реформы которого заложили фундамент для создания гражданского общества в России.
Однако сегодня речь пойдёт не о заслугах монаршей особы, а о тех, для кого отмена крепостного права открыла путь в совершенно новую, свободную и, главное, благополучную жизнь.
Вообще надо сказать, что некоторые крестьяне получали вольные и до манифеста Александра II. Правда, этот жест носил не регулярный характер, да и получить вольную могли очень немногие. Например, помещик мог отпустить своего крестьянина, если тот обладал каким-либо уникальными умениями или талантами.
Также крестьянина мог выкупить сторонний меценат, предложив помещику значительную сумму за вольную. Но такое, как вы понимаете, происходило крайне редко, поскольку крестьяне - это, прежде всего, рабочая сила, а добровольно лишаться работников, а уж тем более хороших, никто не хотел.
Несмотря на сей факт, история знает несколько весьма показательных случаев, когда крепостные крестьяне не просто получали свободу и возможность жить как им вздумается, но и становились известными и богатыми.
Одним из самых ярким примеров трансформации крепостного крестьянина в благородного и уважаемого гражданина является Михаил Щепкин - знаменитый актер Московской императорской сцены. Родился Миша Щепкин 6 ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных крестьян графа Г. С. Волкенштейна.
Скорее всего, жизнь Миши Щепкина сложилась бы примерно также, как и у его родителей, если бы однажды он не стал случайным зрителем оперной постановки, представленной к какому-то семейному празднику в усадьбе графа. Миша настолько впечатлился увиденным, что решил для себя, что обязательно станет артистом.
Во время своей учёбы в Суджанском народном училище, Миша Щепкин сыграл свою первую роль - слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». Затем он играл в домашнем крепостном театре графа Волкенштейна, а в период обучения в Курском народном училище был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров.
На профессиональную сцену он впервые вышел в 1805 году и заменил в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье ушедшего в запой актёра, который должен был исполнять роль Андрея-почтаря. С этого момента и, с разрешения графа Волкенштейна, разумеется, Щепкин стал играть в театре братьев Барсовых на постоянной основе.
В 1816 году Щепкин поступил в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского, а затем был приглашён в труппу Полтавского театра, где практически сразу занял ведущее положение: специально для него были написаны роли в пьесах главного драматурга театра Ивана Петровича Котляревского «Наталка-Полтавка» и «Солдат-чародей».
Ну а затем руководство театра приняло решение выкупить Щепкина у графини Волкенштейн за баснословные по тем временам деньги -10 000 рублей. Для этого в театре был поставлен спектакль «по подписке», а первые двести рублей внес директор театра. В 1822 году актёр всё-таки получил «вольную».
В том же 1822-ом Михаил Щепкин был приглашен в труппу московского театра (с 1824 года - Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Его дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице».
За Щепкиным быстро закрепилась слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц». За всю свою карьеру Михаил Щепкин сыграл десятки ролей в таких выдающихся спектаклях, как "Венецианский купец" У. Шекспира, «Скупой» Мольера, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Бедность не порок» Островского и так далее.
Знаком ли вам человек по имени Орест Адамович Кипренский? Скорее всего, нет, а вот с его работами вы знакомы практически наверняка, ведь кисти этого замечательного художника принадлежит один из самых известных портретов А. С. Пушкина и еще несколько десятков других полотен с изображением представителей российской элиты начала 19 века - литераторов, политиков, военных...
Орест Кипренский являлся внебрачным сыном помещика А. С. Дьяконова, однако во избежание скандала, он был записан в семью крепостных крестьян Адама Карловича и Анны Гавриловны Швальбе. Единственным «подарком», которым удостоил Кипренского его родной отец, стала «вольная», которую мальчик получил, когда ему было всего 6 лет. Отчество Орест получил от крепостного Адама Швальбе, записанного ему в «отцы», а вот фамилией своей он обязан острову Кипр, родине древнегреческой богини любви Афродиты.
Получив вольную, Орест Кипренский поступил в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств, окончив которое в 1803 году получил аттестат 1-й степени и шпагу и был оставлен при Академии в качестве пансионера (воспитанника пансиона).
В 1812-ом получил звание академика за портреты Его Императорского Высочества принца Голстейн-Ольденбургского; Лейб-гусарского полковника Давыдова; Шталмейстера князя Гагарина; Портрет А. И. Кусова. В последствии был назначен советником Императорской Академии художеств и профессор 2-й степени Академии художеств.
Орест Кипренский завоевал всеобщее признание, благодаря таким работам, как портрет мальчика А. А. Челищева, портреты супругов Ростопчиных и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, собственный автопортрет и, конечно, известный всём портрет Пушкина по заказу Антона Дельвига.
Русский композитор, пианист, скрипач Александр Львович Гурилев также родился в семье крепостного крестьянина, музыканта, находящегося в подчинении у графа Владимира Григорьевича Орлова.
Его отец, Лев Гурилев, был не только одаренным композитор и дирижером, но и возглавлял крепостной оркестр. Поэтому, когда Саша подрос, то освоил скрипку и альт и получил настоящее музыкальное образование, обучаясь у лучших преподавателей того времени - Джона Фильда (композитора) и Иосифа Геништы (пианиста и дирижёра).
Когда Саше Гурилеву было 28 лет, скончался граф Орлов. Музыкальное семейство получило «вольные» и было приписано к сословию мещан. Переехав в Москву, Гурилев вскоре стал известным композитором, пианистом и педагогом, а также, сблизившись с представителями московской интеллигенции, начал писать романсы на стихи Грекова, Кольцова, Ивана Макарова.
Самыми известными произведениями Гурилева, а всего их более 60, стали романсы «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны, и, став народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось море широко».
Имя русского металлурга, изобретателя, создателя оригинального способа производства высококачественной инструментальной стали Семена Ивановича Бадаева известно, к сожалению, очень немногим. Однако его вклад в отечественную промышленность был настолько велик, что в один прекрасный момент Россия получила возможность самостоятельно производить прочные сельхозорудия и промышленные станки, огнестрельное оружие и хирургические инструменты.
Семён Бадаев родился в деревне Верхи Орловского наместничества в семье крепостного крестьянина и долгое время служил «дворовым человеком» у помещика Рогозина. Свои первые эксперименты Семён Бадаев начал проводить, ещё будучи крепостным.
В 1808 году на Петербургском заводе хирургических инструментов он использовал для выплавки стали печь, состоящую из двух отделений: цементационного и собственно тигельного. В первом отделении железо подвергали цементации, а во втором его расплавляли с получением при этом стали.
В 1810 году были получены первые положительные результаты по производству инструментальных и штамповых сталей. В дальнейшем за этими сталями закрепилось название «Бадаевской».
Достижение Семена Бадаева, по факту, избавило Россию от вынужденного импорта стали, и в знак благодарности правительство выкупило изобретателя из крепостной зависимости за 3 тысячи рублей у подпоручика Рогозина и наградило золотой медалью на Владимирской ленте. Кроме того, Бадаев получил право самостоятельно выбрать любой государственный завод для последующей работы.
Всю оставшуюся жизнь Семён Бадаев посвятил производству литой стали, выявлению закономерностей процессов её получения и обработки.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!