740,1K подписчиков

Боярыня Морозова: что о ней не написали в учебниках

2,6K прочитали

Всем известна эта картина Василия Сурикова, где боярыню в цепях везут в открытой телеге по Москве. Народ провожает её кто со смехом, кто с сочувствием. Сама боярыня высоко вздымает вверх руку со сложенными двумя пальцами – символом отстаиваемого старообрядцами двоеперстия для совершения крестного знамения. А кем в действительности была эта боярыня?

Всем известна эта картина Василия Сурикова, где боярыню в цепях везут в открытой телеге по Москве. Народ провожает её кто со смехом, кто с сочувствием.

Богатейшая женщина в России

Феодосия Прокофьевна Соковнина родилась в 1632 году. В семнадцать лет она вышла замуж за пятидесятичетырёхлетнего боярина Глеба Ивановича Морозова – брата воспитателя и любимца царя Алексея Михайловича, Бориса Морозова. Морозовы были богатейшим семейством в тогдашней России и самым приближенным к власти. Борис Морозов умер бездетным, и всё его состояние досталось брату Глебу. Когда же в 1662 году умер и Глеб, то номинальным наследником огромного состояния оказался сын Глеба и Феодосии – Иван, фактическим же распорядителем всего богатства стала Феодосия Морозова.

Феодосия Прокопьевна Морозова и Глеб Иванович Морозов в исполнении Ю.Мельниковой и В.Мадянова. Киносериал Раскол
Феодосия Прокопьевна Морозова и Глеб Иванович Морозов в исполнении Ю.Мельниковой и В.Мадянова. Киносериал Раскол

Морозова благодаря своей родне по мужу была так называемой дворовой или верховой боярыней, то есть одной из самых влиятельных, уважаемых и почитаемых женщин в Российском государстве. Её уважал сам царь Алексей Михайлович. Особенно любила боярыню царица Мария Ильинична, урождённая Милославская.

Боярыня жила на широкую ногу, сообразно со своим статусом. Её усадьба в подмосковном селе Зюзино (ныне в черте Москвы) была устроена её мужем по тогдашней западной, отнюдь не московской моде. Морозова ездила в роскошной карете, запряжённой шестёркой или дюжиной лошадей. В таких выходах её всегда сопровождала огромная свита из своих холопов – до сотни человек. Боярыне принадлежало больше 8000 душ крестьян. Дома ей прислуживало три сотни человек дворни.

Мученичество за веру

Но все эти атрибуты жизни воспринимались боярыней как само собой разумеющиеся и не занимали её помыслов. А вот вопросы веры принимались ею близко к сердцу. Морозова не приняла обрядовых нововведений патриарха Никона, считая их вредящими спасению души – тому, что всегда было в центре внимания русского человека. Боярыня стала самой влиятельной и близкой ко двору представительницей старообрядчества.

Морозова принимала у себя различных странников, юродивых и нищих, неизменно находивших у боярыни приют и покровительство. Эти традиционные для России носители благочестивых скреп тоже держались старых обрядов. Морозова щедро раздавала им милостыню и активно переписывалась с вождём Раскола – протопопом Аввакумом.

Фрагмент картины П. Е. Мясоедова "Сожжение протопопа Аввакума"
Фрагмент картины П. Е. Мясоедова "Сожжение протопопа Аввакума"

Царь долго терпел такое поведение боярыни. Но оно являлось для раскольников одним из их оплотов – если придворная боярыня исповедует старую веру, значит, можно и дальше не подчиняться государственной церкви. Наконец, Алексей Михайлович решил начать репрессии против Морозовой. Этому способствовало его семейное положение: умерла его жена, царица Мария Ильинична, благоволившая к боярыне. Царь решил жениться во второй раз – на Наталье Нарышкиной. Теперь уже рядом с царём не было человека, который бы мог сдержать его гнев против носителей Раскола.

Боярыня как раз проигнорировала свадьбу царя, не явившись на торжества по случаю её. Воспользовавшись этим как предлогом, Алексей Михайлович велел заковать в кандалы Морозову и её сестру Евдокию Урусову, также староверку. Обеих сестёр заточили в монастырь, где продержали три года. Режим их содержания всё время ужесточался, пока их не перевели за город в земляную тюрьму, где уморили голодом по приказу царя. Четырнадцать верных слуг боярыни, упорствовавших в расколе, заживо сожгли в срубе, согласно уголовным законам того времени.

Старообрядцы почитают Феодосию Морозову как святую, мученицу за веру.