742,5K подписчиков

Почему еврейство передаётся по женской линии - новейшей генеалогическое исследование

5,1K прочитали

Это не уникальный, однако всё-таки редкий случай среди народов мира. Приоритетной для определения национальности человека у евреев считается национальность не отца, а матери. Почему так?

Это не уникальный, однако всё-таки редкий случай среди народов мира. Приоритетной для определения национальности человека у евреев считается национальность не отца, а матери. Почему так?

Разноголосица мнений

На этот счёт можно встретить самые разные мнения. Согласно одному из них, этот обычай уходит корнями ещё в очень древние времена – не то, что до обретения евреями «земли обетованной» в Палестине, но даже ещё до переселения в Египет (мифического, кстати, как считает большинство историков). Когда сын Исаака Иаков с помощью своей матери Ревекки отнял право первородства у своего брата Исава, то в благодарность матери и установил, чтобы происхождение по матери считалось приоритетным. Но это вряд ли было так. Во всяком случае, генеалогия у евреев всегда считалась по отцу – достаточно прочитать списки поколений как в Ветхом завете (книга Бытие), так и в Новом (предки Иисуса).

Другие полагают, что инициатор введения этого обычая – царь Соломон. В какой-то момент мудрый законодатель обнаружил, что детей в Израиле рождается слишком мало. Царь расследовал это дело и выяснил, что виною – распространившееся среди евреев, несмотря на все заповеди, мужеложство. И тогда Соломон повелел, что всякий, кто рождается еврейкой, независимо от отца, будет считаться евреем. Но это, скорее всего, тоже новейшая легенда.

Третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Второй сын царя Давида и Вирсавии, соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.
Третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Второй сын царя Давида и Вирсавии, соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.

Многие считают, что обычай считать евреем любого сына еврейки сложился вследствие тяжёлых условий жизни в древнее время, когда население часто подвергалось войнам и связанным с ними бедствиями. Евреи часто бывали лишены своей родины, их переселяли в другие страны, и т.п. Мужчин-евреев обращали в рабов, заставляли трудиться на завоевателей, и т.д. В этих условиях единственным способом сохранить еврейский народ и его традиции оставалось только считать евреем всякого, рождённого еврейкой, даже в результате изнасилования в военное время.

Вообще, в любое время, не обязательно военное, не всегда можно установить национальность отца. А факт материнства сомнению не подлежит. Значит, определение национальности по матери является более надёжным. Это было особенно важным для евреев, у которых национальная самоидентификация всегда означала соблюдение особых обычаев, отличавших их от окружающих народов.

Влияние римского права

Большинство знатоков вопроса, в том числе и среди самих евреев, подчёркивают, что правило определять еврейство по национальности матери сложилось только в первые века нашей эры, с возникновением Талмуда и его предписаний. До-талмудическое еврейство не знало этого обычая. Это тоже могло быть связано с трудными условиями жизни евреев в рассеянии, когда после двух подавлений еврейских восстаний римлянами (в 66-73 и 132-135 гг. н.э.) евреи были изгнаны из Палестины и расселились по всей Римской империи, а также по соседним странам Древнего Востока.

Весьма вероятно, что на этот еврейский обычай повлияло римское право. В древнем Риме считалось, что сын римского гражданина, рождённый вне брака, не становился римским гражданином. Отсюда евреи заимствовали обычай, что сын еврея, рождённый не-еврейкой, также не считался евреем.

Это не уникальный, однако всё-таки редкий случай среди народов мира. Приоритетной для определения национальности человека у евреев считается национальность не отца, а матери. Почему так?-3

Но еврейские комментаторы подчёркивают, что внешние условия сыграли тут второстепенную роль. А главным было – подчёркивание решающей роли матери в вынашивании и воспитании ребёнка. Сохранение еврейской национальности означает передачу ребёнку традиций и культуры народа. Мать проводит с детьми значительно больше времени, чем отец. Значит, она больше влияет на их воспитание, приобщает их к своей культуре.