В Москве есть величественный список иконы Богоматери «Нерушимая Стена», находящийся в храме святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортове. Сначала скажем несколько слов об этом храме. Свидетельства о его возведении противоречивы. Исторические сведения гласят, что на этом месте существовал более древний храм. Одни источники утверждают, что церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделами святых апостолов Петра и Павла и великомученицы Ирины была построена и освящена в присутствии царя Михаила Федоровича Романова 5 мая 1613 года. В других документах говорится, что церковь перестраивалась и была освящена в 1696 году в честь святых апостолов Петра и Павла по инициативе Франца Яковлевича Лефорта. В путеводителе по древностям и достопамятным московским местам написано, что церковь апостолов Петра и Павла с приделами Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского построена для первого Московского полка полковником Лефортом, о чем на памятном кресте (ныне утраченном) была сделана надпись: «Жертвенник Господа Бога во храме Свв. Апостолов Петра и Павла, что при Москве, в новой солдатской слободе, в Лефортовском полку, освятился в лето 1711-е месяца июля в 1 день при державе Благочестивейшего Великого Государя Петра Алексеевича, всея России, меж патриаршеством, преосвященные митрополиты собором».
Существуют противоречия и относительно времени строительства каменного храма: 1711 год, во время царствования Екатерины Великой и сохранил облик деревянного храма; 1771 год, после страшнейшей эпидемии чумы; и, наконец, 1792 год. Такая несогласованность исторических данных связана с тем, что не сохранилось старинных деловых документов, относящихся к этому храму. А вот уже с XIX века жизнь этого храма более документирована. Во время войны 1812 года пожар, охвативший Москву, здания храма не коснулся. Но французские войска, дошедшие до Лефортово, осквернили храм, содержа в нем быков. После французского нашествия, вследствие осквернения храма, 30 апреля 1813 года вновь было осуществлено великое освящение храма. В 1834 году храм серьезно пострадал при сильном пожаре, когда приход Лефортово с домами причта полностью сгорел, но церковь по благости Божией уцелела, хотя была изрядно повреждена с внешней стороны. Во второй половине 1840-х годов был проведен большой ремонт приделов, один из них – святого Иоанна Богослова – 25 января 1848 года освятил митрополит Московский Филарет.
С приходом ХХ века Россию постигли страшные испытания. Словно в их предзнаменование в Москве 16 июня 1904 года над Лефортово пронесся сильнейший ураган. Он снес накупольные кресты, некоторые остались висеть прогнутыми, крыша местами была раскрыта, железные решетки исковерканы, деревья в ограде повалены. После урагана был отслужен торжественный молебен и состоялся крестный ход со множеством святынь. Он прошел по всему Лефортовскому району и для совершения молебнов останавливался на всех площадях.
Раны после урагана залечили, но через пятнадцать лет страну охватил еще больший ужас. После событий 1917 года в стране начались разруха, голод, невиданные ранее репрессии.
Русская Православная Церковь, как всегда, разделила судьбу своего народа. Началось массовое закрытие и разрушение святых храмов, разграбление их ценностей, уничтожались православные святыни русского народа. Повсеместно запрещался колокольный звон. Эта горькая участь миновала Петропавловский храм в Лефортове. В 1930-е годы он не закрывался. Это один из немногих храмов в Москве, где сохранились старые колокола.
Особенно чтимыми иконами в этом храме являются «Нерушимая Стена» и Почаевская. Как пишет составитель книги «Икона Пресвятой Богородицы "Нерушимая Стена"» Ф. Ш. Григорьянц: «Дата явления этой иконы в этом храме достоверно неизвестна. Но все местные предания говорят о том, что икона Божией Матери "Нерушимая Стено" появилась в храме апостолов Петра и Павла в богоборческое время. Так, по свидетельству прихожанина храма Льва Ивановича Красовского, икона Божией Матери "Нерушимая Стено" принесена в этот храм после закрытия церквей, находящихся на территории общины "Утоли моя печали"; другие повествуют о том, что она принесена из закрытых храмов военного госпиталя имени Бурденко; третьи – что она пожертвована храму в шестидесятые годы двадцатого столетия. В связи с этим можно сказать, что свидетельство Л. И. Красовского наиболее достоверно. Во всяком случае, эти сведения документально не подтверждены.
Удивительная сила исходит от иконы Божией Матери "Нерушимая Стено". На иконе Пресвятая Дева изображена во весь рост, стоящею на четырехугольном камне на фоне небесной сферы. Воздев пречистыя Своя руки, Благая Заступница рода христианского молится за весь мир, умоляя Господа продлить время, данное на покаяние роду человеческому. Вокруг иконы таинственная надпись: "Бог посреди Ея и не подвижется: поможет Ея утро заутра" (Пс. 45: 6)».
Эта икона находится в правом приделе. Она колоссальных размеров: стоит на полу и достигает свода храма. У молящегося перед ней возникает чувство покаяния и благоговения. Ведь любой нормальный человек понимает, что Богоматерь действительно является Помощницей и Защитницей от всех бед и нашей Заступницей перед Своим Божественным Сыном.
Много людей приходит помолиться в Петропавловский храм, и среди них бывают солдаты. Так исторически сложилось, что изначально в этом районе жили воины. А на улице Госпитальная площадь был отстроен огромный военный госпиталь (первое в России государственное лечебное учреждение), сейчас носящий имя академика Н. Н. Бурденко. В нем ежегодно лечатся до 22 тысяч наших воинов, и кто-то из них обязательно приходит в храм на Солдатской улице, чтобы помолиться и поставить свечу перед образом Богоматери «Нерушимая Стена». Кто-кто, а уж наши солдаты, особенно прошедшие войну или воевавшие за последние двадцать лет в горячих точках, по опыту знают, Кто помогает им в моменты смертельной опасности.
Сохранилось свидетельство ветерана Великой Отечественной войны о том, как Божия Матерь явилась в трудный для наших воинов час величайшей в мировой истории танковой битвы на Курской дуге, под Прохоровкой. Этот ветеран назвал себя Николаем Ивановичем и долго стоял в День Победы в одном из храмов Самары перед иконой Божией Матери «Нерушимая Стена».
«Не помню, сколько нам атак пришлось отбить. От всей роты осталось только трое на высотке в районе Прохоровки. Немцы почувствовали, что у нас уже не осталось бойцов, и с новой силой в атаку двинулись. Мы их подпустили поближе и дали им из пулемета. Подзалегли они, и давай по нам из пушек долбить. Мама родная, всю землю рядом перепахали снарядами, а мы, слава Богу, живы. Я во время боя оглядываюсь назад, вижу – стоит Женщина с поднятыми руками. "Вот тебе на, – думаю, – что за наваждение, откуда здесь Женщина, уж не мерещится ли это мне?" Опять оглянулся – стоит. Да не просто стоит, а как бы Своими ладонями, повернутыми к врагу, стену невидимую воздвигла. Вроде как бы немцы на эту стену натыкаются и назад откатываются. Батарея, которая от нас справа стояла, умолкла. Видимо, побили весь артиллерийский расчет. Тут "тигры" пошли, справа и слева высоту обходят. С левой стороны наши Т-34 выскочили. Что тут началось, такого я еще на фронте не видывал. […] Я говорю: "Товарищ лейтенант, давайте сделаем рывок к батарее, может, там пушка какая целая осталась?" Он говорит: "Ты что придумал? Нам приказ здесь насмерть стоять, еще подумают, что мы отступаем…" Оглянулся я, а Женщина, которая стояла за нами, вправо от нас переместилась, ближе к батарее. Тут лейтенант говорит: "Пошли, ребята, будь что будет".
Прибегаем туда, а там уже немцы хозяйничают. Мы с ходу на них. Момент внезапности сыграл свою роль. Разворачиваем мы одну уцелевшую пушку – и сбоку по "тиграм". Три "тигра" нам удалось подбить сразу, а четвертый по нам ударил. Меня контузило и легко ранило в левую руку. Смотрю, у первого номера осколком голову срезало… Лейтенанту Сергею Викторовичу Скорнееву осколком ногу перебило… Взял противотанковую гранату и жду. Оглянулся, стоит та Женщина над нами, мне легче на душе стало. Откуда-то появилась уверенность, что это не конец. Привстал я, метнул гранату в "тигра", под гусеницу угодил. Тут и наши "тридцать четверки" подоспели…
Зашел в ваш храм, гляжу на икону, а на ней – Та Самая Женщина, Которая нас под Прохоровкой спасла. Оказывается, это Матерь Божия. Я, между прочим, тогда еще об этом подумал».
Нет сомнений, Промыслом Божиим икона Божией Матери «Нерушимая Стена» оказалась в Петропавловском храме на Солдатской улице, чтобы православный народ вместе с нашим богохранимым воинством смог молиться перед ней и воспевать: «Радуйся, народу русскому на врагов поможение; радуйся, земли нашей на изгнание иноплеменников благодатное подкрепление. Радуйся, вождей воинства русского тайное вразумление и умудрение; радуйся, ненавистников рода человеческого посрамление. Радуйся, пламень вражды разжигающих Наказательнице; радуйся, всех пекущихся о мире всего мира необоримая Помощнице» (акафист Пресвятой Богородице ради иконы Ея «Нерушимая Стено», икос 4).