Открываю дверь в новый день. Он снова будет жарким. Уже в 7 утра в проём двери затягивает горячий воздух. Скифыч остановился на пороге, принюхивается. Усы подрагивают. Барометр активно работает, изучает обстановку.
Запахи те же, что вчера – немного хвои и чабреца,
немного переспелой мякоти абрикоса и мяты, чуть-чуть лаванды,
и розмарина,
и, конечно, моря. Последний запах самый сложный – в нём есть нотки соли, пряных водорослей и даже огуречной свежести. Этот запах преследует Скифа уже пять лет, и он уже отчаялся найти его источник в саду. Просто принимает как данность.
Звуки тоже знакомы и привычны. Щебет птиц. Жужжание пчелы. Стрёкот кузнечика. Шелест листьев. Иногда порывистое шуршание бриза, запутавшегося в ветвях алычи.
И ещё «Шлёп!». Какой день подряд! Появилось оно недавно, и теперь постоянно, словно хронометр в течение дня, всё отсчитывает и отсчитывает сладостные минуты лета. Шлёп! Шлёп!
Ну что, Скифыч, делаем зарядку, завтракаем, и идём разбираться со «шлёпами»? Скиф молчит, помахивает рыжим пушистым хвостом.
Съев свой завтрак и выпросив крупинку творога (не так уж она ему и нужна, тут дело принципа), Скиф уходит с террасы в тенёк к калитке.
У него здесь много новых игрушек.
Кто-то скидывает их ему под нос, а он лениво катает их лапками.
Шлёп! Шлёп-шлёп! Мяу!
Кажется Скифу опять досталось ). Мой обиженный великан возвращается на террасу. В глазах недоумение: «Хозяйка, пора с этим что-то делать!».
Допиваю чай. Беру ведро, таз и иду разбираться.
В этом году наш старый абрикос одарил нас знатным урожаем. Плоды у него мелкие, но сладкие. Кажется именно такие называют на юге жердельками. Но мы их гордо зовём абрикосами.
Впервые я вижу в нашем саду столько абрикосов. И не на ветках, а внизу, на траве.
Ветви огромного дерева чешут голубой небосвод, и разглядеть небольшие жёлтые плоды на них не просто. А достать – вообще, невозможно.
Поэтому каждое утро и вечер мы собираем урожай на земле. Шлёп! Ну вот, ещё один ароматный привет с неба.
У нас абрикосопад!
Урожай собираю два раза в день. Вот это собрано вчера вечером.
А это ночной урожай. Собран сегодня утром.
В чёрном ведре – то, что уже присвоили себе муравьи. Вместе с ними это всё я уношу в компостную яму.
Нести тяжело. И обидно. Дело не столько в количестве пропавшей падалицы, сколько в том, что она вообще существует.
Для меня выбрасывать абрикосы вёдрами – так себе опыт. На север фрукты везут паровозами, самолётами, иногда – пароходами. Каждая ягодка, каждый плод – ценен. Не только рублём (хотя и рублём тоже). Самим видом своим тщательно упакованные в ящики, а иногда и отдельно завёрнутые в бумагу, фрукты свидетельствуют о существовании далёкого солнечного края. Где с утра пахнет лавандой и розмарином. И это свидетельство тоже дорогого стоит.
Очень давно, лет 25 назад, на городском рынке Анапы, где я отдыхала со своим маленьким сыном, я услышала разговор двух продавщиц. Жаловались на то, что каждый вечер вёдрами закапывают черешню. Абсурдность услышанного усиливалась ещё тем, что продавали они, как раз, её! И по такой цене, что я мучительно решала, можем ли мы с сыном себе эту радость позволить.
Меня, северянку, возмутила тогда даже не цена на ягоды, которые не успели закопать, а сам факт утилизации фруктов. Какие жестокие и циничные женщины… Думала я когда-то.
И вот я сама ношу полные ведра побитых абрикосов к компостной яме… А завтра собираюсь ещё и подмести дорожку у помидорных грядок.
Ох, и мусорница эта соседская шелковица!
И под черешней надо бы тоже мусор убрать...
Но нет худа без добра! В этот урожайный абрикосовый год, я впервые дарю излишки своего сада! До сих пор я только принимала от всех подарки. А сейчас, наконец-то, и я могу взять тазик фруктов и гордо, словно это моё собственное достижение, отнести его соседям! Как же приятно одаривать!
Первые три тазика уже розданы! Но кое-что надо и себе оставить. Ежедневно мы со Скифом (я работаю, он присутствует) режем абрикосы на сушку и заморозку. Те, что получше сразу закладываем в сушилку.
Чуть примятые обрезаем, раскладываем по пакетам и кладём в морозилку. Зимой будем варить "шлёпковое" варенье.
Уже всё реже и реже звонят мне земляки, а если и звонят, то больше не спрашивают, не раскаиваюсь ли я в своём решении уехать с севера. Может быть, просто уже забывают. И это нормально. Может, опасаются бередить мои чувства. А может, почитывают мой канал, и понимают, что вопрос этот уже не ко времени и не к месту.
Переезд в Крым не был для меня однозначно лёгким. В первый год сомнения были, иногда казалось, что нельзя, всё-таки, вот так в одночасье рвать со своим прошлым, резко менять свою судьбу.
А сейчас сомнений нет. Совершенно! Друзья, какие сомнения? Я фрукты тазами раздаю!
Завтра я снова открою дверь в новый день. И он будет солнечный! И снова накроют нас со Скифом волшебные запахи и звуки моего сада. Некогда мне сомневаться ). Слышите? Опять: "Шлёп!". Пора собирать урожай.
Скиф уже приготовился помогать. Как всегда - своим присутствием. Кстати, помощь эта - реальная!
Всем доброго дня. Пусть у каждого найдётся повод для любого, хотя бы небольшого, но искреннего подарка! Спасибо, что со мной ).