Это сейчас евреи — народ в целом мирный, если их не трогать и не обижать. А вот ещё пару тысячелетий назад всё было не совсем так, как сейчас. Оказавшись под владычеством Рима, евреи были ему совсем не рады и выражали своё несогласие весьма активно — менее чем за век они подняли целых два восстания, настолько масштабных, что они даже получили название Иудейских войн.
Первое восстание началось в 66 году, причём его даже никто не готовил — это была спонтанная реакция евреев на преследования со стороны римского прокуратора Иудеи Гессия Флора, который слишком увлёкся попытками романизировать местное население и заставить его отказаться от своей монотеистической религии.
Однако спонтанность поначалу вовсе не повлекла за собой неудач. Напротив, война быстро разрасталась и охватила не только Иудею, но и Египет с Сирией, где тоже были значительные еврейские диаспоры. Повстанцам даже удалось не только захватить Иерусалим, но и защитить его от XII Молниеносного легиона под командованием прокуратора Сирии Гая Цестия Галла.
Подавить же восстание удалось только четыре года спустя после его начала будущему императору Титу, который, взяв штурмом Иерусалим, разрушил Второй храм. Об этих событиях мы знаем из «Иудейской войны» — сочинения их непосредственного участника Иосифа Флавия.
Собственно, к тем временам и событиям и относится находка археологов, сделанная близ кибуца Хукок неподалёку от Тивериадского озера. Сам кибуц возник в 1945 году, но люди жили на этом месте задолго до того. В частности, именно близ Хукока произошло одно из сражений Первой иудейской войны, упомянутых Иосифом Флавием.
В результате многомесячных и многолюдных раскопок израильские археологи обнаружили подземное сооружение, некогда бывшее резервуаром, в котором хранили воду на случай засухи. Было предположение, что это была миква — бассейн для ритуальных омовений, но для миквы ёмкость всё же была слишком велика.
Однако позже, скорее всего, во второй половине Iвека, во время восстания или сразу после него, водохранилище было значительно расширено и превращено в подземную крепость, в которой могли укрываться мирные жители, и которую вполне возможно было оборонять. Тогда это было весьма актуально — после падения Иерусалима евреев отлавливали и насильно депортировали в другие римские колонии. Так что не удивительно, что часть найденных в подземной крепости предметов датируются именно I веком.
А через 60 лет после подавления первого восстания, в 130 году, по ближневосточным землям решил прокатиться император Адриан. Заехав в Иерусалим, он нашёл город в руинах, что ему совсем не понравилось, и он приказал город переименовать в Элию Капитолину, восстановить, а на месте разрушенного иудейского храма построить храм Юпитера. Строительные работы, как это было принято в Империи, поручили солдатам — X Парному легиону.
Легионеры совсем уж было начали стройку, но евреям совсем не понравилась идея застроить руины Храма языческим капищем, да ещё кесарю хватило ума запретить в своих владениях обрезание, и через два года после отъезда императора они очередной, уже третий раз, восстали.
Возглавил мятеж Шимон бар-Косева, прозванный бар-Кохба — «Сын Звезды», которого законоучитель рабби Акива объявил Мессией. На этот раз восстание вовсе не было спонтанным — повстанцы довольно долго в тайне собирали оружие и строили подземные крепости и убежища. Тут-то им и пригодилось построенное во время Первой иудейской войны сооружение.
Как полагают археологи, окончательно сделали из бывшего водохранилища подземную крепость именно во время третьего восстания. Сооружение получилось весьма впечатляющим — восемь его помещений соединены довольно узкими извилистыми туннелями. Изгибы коридоров, по-видимому, были призваны затруднить передвижение легионеров, которые шли в бой в довольно основательных доспехах и отнюдь не безоружными.
Впрочем, не похоже, чтобы повстанцам пришлось оборонять свою крепость. Всё, что нашли там археологи относящегося к времени Третьей иудейской войны, имеет чисто бытовое назначение. Никакого оружия или его следов не обнаружено, только посуда и украшения. Но, тем не менее, в самом восстании обитатели подземного убежища всё же участвовали.
Само же восстание окончилось полным поражением. Повстанцы были полностью разбиты, а император в отместку запретил вообще всё, что было как-то связано с иудейской религией — все религиозные обряды, преподавание и изучение Торы. И да, всё-таки, как и собирался, отстроил город.