За свои пятнадцать лет учебной практики я повидал много учеников и их семей. Накопил определенный опыт наблюдений. В какой-то мере я даже стал подростковым психологом - начал понимать как думают мои ученики, и как мотивировать их учиться.
И я на все сто процентов считаю, что проблема неуверенности в себе актуальна для большинства современных подростков. И чаще всего, они в этом не виноваты.
Во многом уверенность в себе отнимает школа
Дети учатся подавляющую часть времени в четырёх стенах. Некоторые знания они получают, но применить их в жизни за время учебы, они не могут. Крайне редко у них появляется возможность сделать что-то практически полезное наравне со взрослыми. В какой-то мере школьники чувствуют себя бесполезными. Я это вижу.
Масло в огонь подливают и родители
Например, тем что не ценят интересы детей. Тем что, “заставляют” вместо того чтобы “мотивировать”, делают за них, вместо того чтобы помочь сделать самостоятельно.
Зачастую родители неправильно интерпретируют поступки детей. Например, ребёнку тяжело даётся какой-то предмет в силу особенностей психики, и он демонстрирует не те успехи, которых родители от него ждут. А родители видят в этом лень и распущенность. И соответствующим образом реагируют. Так школа и родители, рука об руку, могут подрывать уверенность ученика в себе.
Часть очевидных негативных моментов я описал. Но что же такое уверенность? И нужно ли вообще её развивать?
После этого я кратко отвечу на вопрос как это сделать.
Слово уверенность произошло от слова вера. В данном случае речь идёт о вере в успех своих начинаний, в свои силы и возможности. Человек верит – значит он чувствует, что он может, причём независимо от того, прав он, на самом деле, или нет.
Уверенность в себе это хорошо или плохо? Большинство людей сходятся во мнении, что хорошо. Я согласен, но лишь отчасти. Я за уверенность в себе в пределах разумного.
С одной стороны, я вижу, что людей, которые не верят в себя, больше, чем уверенных. Но с другой стороны, слишком самоуверенные люди часто много обещают, а потом не могут исполнить. Часто такие люди хвастливы и нарциссичны. Часто не умеют признавать свои ошибки и неправоту. И это их явно не красит. А ещё, хочу заметить, что один и тот же человек в одних вопросах может быть самоуверенным, и при этом, в других робким.
Я считаю, что работа с уверенностью в себе – это в первую очередь работа с собственным отношением к риску
В норме оно должно быть умеренным. Имея сильные позиции человек не должен пасовать перед первыми трудностями. Проще говоря, нельзя быть неоправданно боязливым, это - трусость.
С другой стороны, когда человек видит, что обстоятельства складываются не в его пользу, и, если он продолжит гнуть свою линию, его потери только увеличатся, а шансов на успех мало - он должен уметь выйти из игры. Выражаясь проще и грубее, в качестве примера приведу пословицу “лошадь сдохла – слезь”. Индийская народная мудрость.
Говоря о школьниках, отмечу, что им ещё чаще не хватает уверенности, чем взрослым. По целому ряду причин. Некоторые из них я уже упомянул. А теперь о том, что делать.
Школьникам нужны успехи, пусть небольшие, но регулярные
Во-первых, ничто так не вселяет веру, как успех. Когда у человека есть ощущение, что он сделал что-то полезное и нужное, ему легче быть уверенным в себе. И наоборот. У школьников с этим всё не очень хорошо. Общественно полезными делами школьники занимаются мало, а, когда занимаются – то только потому, что “положено”, работать мало кто из школьников может, выдающимися достижениями в учёбе или в спорте, далеко не каждый из них может похвастаться.
Чтобы увеличить вероятность успеха, необходимы две вещи.
Первая – знать свои сильные и слабые стороны. Успех более вероятен в тех вещах, которые получаются. Не менее важно знать и свои слабые места - это поможет научиться прощать себе неудачи, а значит, сохранит самооценку.
Вторая – понимать, к чему душа лежит. Этим ребёнок будет заниматься усерднее. А природные данные, помноженные на усилия – залог успеха.
Существует третья важная вещь, которая поможет ребёнку выявить первые две. Это готовность расширять свой кругозор и пробовать что-то новое. Какие дела вам интересны? Не попробуете – не узнайте.
Старайтесь ребёнку ставить такие задачи, с которыми он справится, и поменьше таких, с которыми он не справится. Если вы помогаете ребёнку - старайтесь не делать за него. Развивайте в нём самостоятельность. Предложите ребёнку устроиться летом на работу. Полученные деньги и чувство причастности к полезному делу вселят в них большую уверенность.
Дети нуждаются в уважении не меньше, чаще всего даже больше, чем взрослые
Уважение произошло от слова важно. Уважать – значит считать интересы ребёнка чем-то важным. Не обесценивать мнение ребёнка. Когда объясняете правила, будь то правила науки или жизни, показывайте, что ни вы, ни учителя, не могут делать всего, чего хотят. Только делайте это искренне. Советуйтесь с детьми, давайте им самостоятельный выбор и карманные деньги в соответствии с их психологическим возрастом.
Избегайте двойных стандартов. Если вы хотите, чтобы ваши дети не пили – не пейте при них. Если вы ругаете детей за мат – не используйте такую лексику сами, особенно в их присутствии. Ещё, по возможности старайтесь не затыкать ребёнку рот фразами типа “молчи, когда взрослые разговаривают”.
Ребёнок должен чувствовать себя защищённым
Важно так же быть на стороне ребёнка а не того, кто с ним конфликтует. Исключением может только тот случай, когда ребёнок явно неправ. Он должен всегда понимать, что вы на его стороне, но против его ошибок.
Лидерские качества
Также залогом уважения окружающих является наличие лидерских качеств. Помогайте ребёнку их развивать. Но лидерские качества - тема для отдельной статьи. Здесь буду краток. Занимайтесь спортом, помогайте ему тренировать речь, актёрское мастерство, отслеживайте чужие эмоции в его адрес, интересуйтесь его окружением, и так далее.
Будьте для него примером
Если вы хотите, чтобы ребёнок учился - учитесь сами, и так, чтобы он это видел. Хоть чему-то. Ходите на курсы повышения квалификации, занимайтесь спортом, иностранными языками, и тому подобное. И никогда не говорите ему, что учёба вам не пригодилась.
Следите за внешним видом ребенка. не допускайте, чтобы он выглядел неадекватно. В идеале - покупки одежды он должен осуществлять сам, но с вашим участием. Одежда ребенка должна соответствовать тому месту, в котором он учится.
Подводя итог, скажу следующее
Основные моменты я кратко перечислил, чтобы раскрыть их полностью целой книги не хватит. Но самое главное, чтобы ваш ребенок был уверен в себе, любите его. И не подавляйте его “для его же блага”. Будьте всегда на его стороне, но против его ошибок. Покажите ребенку, что вы безусловно любите и принимаете его. И через некоторое время вы не узнаете его - он станет сильным и счастливым.
А вы уверены в себе? А ваши дети? Какие у вас рецепты для этого? Что вы делаете, чтобы быть увереннее в себе? Расскажите, наверняка я что-то забыл. Возможно даже что-то важное.