У российской императрицы Александры Федоровны, как известно, было совсем немного подруг. Но большинство из тех немногих дам, которых она приблизила к себе, сохранили ей верность до самого конца. Бывшая фрейлина Анна Вырубова и супруга капитана Карла фон Дена - Юлия Ден, поддерживали Александру Федоровну в Александровском дворце сразу после революции.
Через некоторое время после возвращения отрекшегося Николая II, Анна и Юлия были однако арестованы Временным правительством и перевезены на время следствия в Петропавловскую крепость. Но Александра Федоровна все же не осталась одна наедине со своим несчастьем.
Еще одна верная подруга
Из Севастополя в Царское Село приехала еще одна ее фрейлина и подруга – Анастасия Гендрикова. Анастасия ехала в Ялту ухаживать за больной сестрой, когда узнала о февральской революции. Получив эту печальную новость в Севастополе, Анастасия немедленно развернулась и поехала в Петроград, так и не повидав сестру.
Позднее фрейлина написала в своем дневнике:
Слава Богу, я успела приехать вовремя, чтобы быть с Ними
После февральской революции Временное правительство предложило всем слугам и царским приближенным, находившимся в Александровском дворце, немедленно разойтись по домам. Те же, кто желал остаться, попадали под арест точно так же, как и сами члены семьи Романовых. После такого заявления большинство слуг, конечно же, покинуло Царское Село.
Приехавшая за два часа до того, как Александровский дворец превратился в тюрьму, Анастасия Гендрикова последствий не испугалась. Оставшись с Александрой Федоровной, она, как и ее подруга оказалась под арестом.
Кем была Анастасия Гендрикова и как она оказалась при дворе
Анастасия Гендрикова родилась в провинции – в пригороде Волочанска, в Харьковской губернии, летом 1888 года. Когда ей исполнилось 12 лет, ее отец Василий Гендриков был приглашен в Петербург в императорскую резиденцию на должность церемониймейстера. Люди этой профессии отвечали во дворце за проведение балов и приемов.
Семья переехала в Петербург в Царское Село. Анастасию в столице определили в Смольный институт благородных девиц. Окончив это учебное заведение, Настя переехала на воссоединилась с родителями и в дальнейшем проживала при дворе. В Александровском дворце она, конечно же, часто встречалась с Александрой Федоровной. В конечном итоге императрица заметила молодую услужливую девушку.
Александре Федоровне понравился доброжелательный ровный характер Анастасии. Также императрице импонировало и то, что Гендрикова была искренне верующим человеком. Александра Федоровна, как известно, и сама отличалась набожностью и ценила всяческие добродетели. В 1910 г, в возрасте 22 лет Анастасия стала императорской фрейлиной, а вскоре – и подругой государыни.
Круглая сирота
Через два года после назначения Анастасии фрейлиной в ее семье произошло несчастье. От сердечного приступа скончался Василий Гендриков. Потеря отца стала большим горем для Анастасии. Однако и в этот период она нашла в себе силы для поддержки Александры Федоровны. Императрица тогда была очень печальна из-за обострившейся гемофилии цесаревича Алексея.
Болезнь наследника дала о себе знать настолько серьезно, что некоторые приближенные даже ожидали его кончины со дня на день. Наследник поправился, но страшные переживания буквально надломили Александру Федоровну. Анастасия Гендрикова все это время находилась рядом с императрицей и стала ей самой надежной опорой, поддерживая подругу своим спокойствием и волей к жизни.
После кончины отца в семье фрейлины случилось еще одно несчастье. Матушку Анастасии разбил паралич. В последующем фрейлине пришлось несколько лет самоотверженно ухаживать за старой графиней, которая больше не вставала с постели.
В 1916 г. Анастасия осталась круглой сиротой. В этот период уже ее саму начали поддерживать Александра Федоровна и великие княжны. Жалея фрейлину, оставшуюся в одиночестве, императрица и ее дочери часто приглашали ее к себе на обеды и ужины, а также в путешествия на яхте «Штандарт».
Под арестом в Царском Селе
Несмотря на то, что после революции Анастасия осталась в Царском Селе, она редко могла видеться с Александрой Федоровной. Известно, что императрицу, подозреваемую в шпионаже в пользу немцев, на некоторое время разлучили даже с Николаем II.
Супруги жили в разных комнатах и не могли видеться. Позднее обвинения с Александры Федоровны были сняты и разрешили воссоединиться с мужем. Однако общение с другими присутствовавшими во дворце людьми у царской семьи все равно было ограничено.
Тем не менее Александра Федоровна и Анастасия Гендрикова нашли выход из положения. Когда они не могли видеться, они обменивались записочками, в которых утешали и поддерживали друг друга. В какой-то момент фрейлина, чтобы быть ближе к императорской семье, пошла также на хитрость.
Гендрикова подошла к комиссару Временного правительства Панкратову и заявила ему, что хочет обучать младших великих княжон Русской истории. Подумав, Панкратов разрешил проводить занятия.
В ссылке
Летом 1917 г. Анастасия Гендрикова вместе с царской семьей отправилась в ссылку в Тобольск. До этого Николай II и Александра Федоровна надеялись, что из Царского Села их перевезут в Крым, где в то время находилась мать императора Мария Федоровна. Николай даже просил Временное правительство разрешить ему поселиться в Крыму в качестве почетного гражданина. Царю пообещали выполнить эту просьбу, но в последующем это обещание нарушили.
В Тобольск члены императорской семьи поэтому прибыли в подавленном состоянии. Возможно, Романовы уже догадывались, чем все может для них закончиться. Известно, что в Тобольске Александра Федоровна очень часто и помногу молилась. В доме арестантов был установлен даже целый иконостас. Известно, что перед этим иконостасом бывшая императрица молилась вместе с Анастасией.
Тюрьма в Екатеринбурге
В последующем отправилась фрейлина вслед за императорской семьей и в Екатеринбург. В Ипатьевский дом ее однако уже не допустили. Императору и императрице разрешили взять с собой лишь горничную, лакея, повара и доктора. Остальных сопровождающих поместили в Екатеринбурге в арестный дом. В этой тюрьме Анастасия находилась до самого расстрела царской семьи.
Тюрьма в Перми
После гибели Романовых фрейлину в числе прочих заключенных, оставшихся верными царской семье, перевезли в Пермь и посадили в местную тюрьму. В этой тюрьме Анастасии пришлось перенести множество лишений.
В камере Анастасия сидела вместе с сербской принцессой Еленой Карагеоргиевич, супругой князя Иоанна Константиновича, расстрелянного в Алапаевске вместе со старшей сестрой Александры Федоровны – Елизаветой Федоровной. Как вспоминали современники, Елена Себрская пребывала в тюрьме в очень подавленном состоянии. Принцесса, добровольно отправившаяся в ссылку вслед за мужем, очень переживала за него.
Несмотря на лишения, которые приходилось терпеть ей самой, Анастасия Гендрикова, находила в себе силы, чтобы поддерживать Елену. Известно, что желая развлечь принцессу и отвлечь ее от дурных мыслей, фрейлина даже пела ей песни.
Телеграмма Свердлова
Примерно через месяц после расстрела царской семьи пермский комиссар Воробьев направил в Петроград телеграмму, запросив инструкции по поводу оставшейся в Перми «прислуги» царской семьи.
В ответной телеграмме Свердлов посоветовал Воробьеву действовать по обстоятельствам. Для несчастных пленников это означало только одно – расстрел. Ситуация на Урале в то время была такова, что большевики опасались освобождения заложников белыми.
Вечером 3 сентября 1918 г. Анастасии и еще нескольким женщинам и мужчинам велели взять свои немногие оставшиеся вещи и явиться в комнату коменданта. Когда они выполнили приказание, комендант сообщил им, что их переведут под конвоем в другое место. Однако Анастасия, как и другие пленники, догадались, что на самом деле их поведут на расстрел.
После директивы Свердлова Волкову в Перми начались массовые расстрелы. Заключенные, благодаря тюремному сарафанному радио об этом знали.
Расстрел
Выведя группу арестантов, в которой находилась Анастасия Гендрикова из тюрьмы, солдаты повели ее через город, а затем по Сибирскому тракту. Через несколько километров пути, конвоиры начали подходить к арестантам и предлагать помочь им нести вещи. Анастасия и другие заключенные поняли, что скоро они достигнут места расстрела. Конвоиры просто хотели сразу забрать вещи, чтобы не подбирать их после расстрела.
Один из арестантов, дождавшись, пока конвоиры отвернуться, бросился бежать через поле. Выстрелы солдат его каким-то чудом не настигли. Беглецу удалось добежать до леса и скрыться в нем. Через некоторое время он сумел выйти к белым.
Оставшихся арестантов конвоиры повели дальше. Когда группа подошла к валу, тянущемуся вдоль такта по свалке и ассинезаторскому полю, солдаты велели всем остановиться. Затем они приказали группе встать в шеренгу вдоль вала. Как только группа выполнила приказание, раздались выстрелы. Известно, что при расстреле конвоиры пожалели даже патронов. Не все арестанты умерли сразу. Оставшихся в живых солдаты добивали прикладами. В числе этих несчастных была и Анастасия Гендрикова.
Когда все закончилось, конвоиры лишь слегка присыпали тела землей и ушли. В последующем белые перезахоронили расстрелянных в Перми. В советские времена могила Александры Гендриковой, оставшейся до конца верной императорской семье, к сожалению, была утеряна.