Потому что выгода не оправдывает затрат.
Для начала, мозг у большинства позвоночных, особенно у человека, является наиболее хорошо защищенным органом из всех. Наш череп - это настоящая крепость: по сравнению с любой другой костью вашего тела, сломать его практически невозможно. Кожа головы очень чувствительна к боли, что гарантирует, что вы не причините своей голове большого вреда. Кроме того, он закреплен на гибкой шее довольно высоко от земли, что помогает держать его подальше от опасности.
Не говоря уже о том, что наш мозг расположен близко к сенсорным системам, что гарантирует, что любая приближающаяся к нему угроза будет обнаружена первой, в то время как наши рефлексы настроены так, чтобы в опасных ситуациях приоритет отдавался голове. Поймать удар головой, безусловно, сложнее, чем животом.
Далее, даже если бы наш мозг располагался в грудной клетке, это не улучшило бы ситуацию — скорее наоборот. Впечатление уязвимости мозга возникает из-за того, что он сам по себе является деликатным органом, а не из-за того, что недостаточно защищен. Помещая его в грудь, вы не делаете его менее нежным: один удар бейсбольной битой по вашей груди в любом случае будет нокаутирующим или прямым поражением.
На самом деле, грудная полость — ужасное место для мозга — она непрочная, и там постоянно что-то происходит: сердцебиение, движение диафрагмы и т.д. В отличие от других органов в грудной полости, функции мозга чрезвычайно зависят от формы. Даже слегка сжимая его, вы потенциально меняете его связи. Даже обычный шок, который ваша печень даже не заметит, может полностью разрушить ваш мозг. Чтобы мозг работал правильно, он должен находиться в надежной, стабильной среде, вдали от остальных органов.
Расположение мозга в наших головах — это примитивная черта, унаследованная напрямую от первых «еще не-позвоночных», которые ползали в грязи задолго до того, как даже растения выбрались из воды. Вы не можете просто так это изменить. Скорее всего, чтобы переместить мозг из головы в грудь, вся голова должна была бы сместиться вниз и слиться с грудью в одну структуру: затем органы чувств и ротовая полость должны были бы вытянуться еще выше и слиться в новую «ложную голову». Гомологичные части выделены тем же цветом:
Несколько мутаций этого не сделают: мы рассматриваем сложный, многоступенчатый эволюционный процесс, который запросто может занять сотни миллионов лет. И ради чего? Для того, чтобы всё равно быть нокаутированным бейсбольной битой?
Но многие биологические виды все-таки эволюционировали для повышения защиты своего мозга. У некоторых это получилось — только есть лучшие и ГОРАЗДО более простые пути для достижения этого:
Рабочий способ усилить защиту мозга — просто развить более толстый череп и, возможно, липидный слой либо снаружи черепа, либо между черепом и мозгом для дополнительной амортизации ударов.
Вопрос: Так почему же люди не развили ничего подобного?
Потому что у людей это вообще не «животрепещущая» проблема — нашему мозгу ничто серьезно не угрожает и никогда не угрожало. Прожить достаточно долго, чтобы размножиться, не умирая конкретно от черепно-мозговой травмы — это то, с чем не справилось только очень, очень небольшое число наших соплеменников.
Да, это сделало бы нас лучше. Да, это снизило бы ваши шансы умереть от падения на голову с 0,(0)1% до еще меньшего значения. Да, экстремальные виды спорта стали бы безопаснее. И дешевле — не нужно было бы тратить кучу денег на шлемы.
Только эволюция не заботится о вашем или моем комфорте. Она не работает над тем, чтобы сделать нас идеальными или снизить глобальные показатели смертности до нуля. Даже если некоторые члены популяции умрут от черепно-мозговых травм, с этой популяцией ничего не случится — при условии, что эти смерти будут случайными, а не системными или постоянными. Способность выдерживать удар бейсбольной битой по голове не была чем-то, с чем нашим предкам приходилось иметь дело систематически 300 000 лет назад — следовательно, большинство людей могли размножаться, несмотря на отсутствие стальных черепов.
В отличие от пахицефалозавров, которые сражались за самок, бодая головами друг друга, каждый пахицефалозавр проходил через это, и их способность справляться с этим напрямую влияла на их репродуктивный успех.
Любое эволюционное достижение является малоэффективным — то есть оно просто достаточно хорошо для того, чтобы популяция продолжала существовать; не больше и не меньше. Новые черты обычно не возникают, если только особи без них не начинают умирать как мухи от любого нового фактора окружающей среды.
Кстати, вы знаете, кто заботится о вас, в отличие от эволюции? Другие представители вашего вида:
- Чтобы не пропустить новые публикации канала, подписывайтесь на нашу страницу в Телеграм. Там мы публикуем всё самое необычное, таинственное и загадочное.