Найти тему
Маргарита

Казань – Москва по трассе М12. Майские впечатления

Это будет длинная история, хотя я пыталась коротенько и по существу. Все равно лонгрид. Итак, на майские праздники решили с подругой Катей проехать путь из Казани до Москвы по новой платной трассе М12. Цель была вполне утилитарная: прощупать, доступна ли трасса для понимания весьма среднего водителя, коим я и являюсь. Потому что в перспективе я имею желание и необходимость преодолевать этот путь на автомобиле с относительной регулярностью.

Фото Катино
Фото Катино

Мой опыт дальнобойных переездов за рулем не превышает расстояния в 250 км за раз (ладно, бывало и 500 за день, но это очень тяжело). А между Казанью и Москвой, на минуточку, этих километров целых 850. Путь совсем не близкий. В свое время мы ездили по бесплатной М7 на машине в командировку (за рулем была не я), поэтому я представляю, насколько это утомительно.

Конечно, можно пролететь эти километры на самолете (такси до аэропорта, игра на раздевание на досмотре, воду отбирают, потом полет на агрегате, который обслуживают при помощи паленых запчастей, затем снова такси из аэропорта…). Или проехать на поезде – вечером сел, утром вышел – но так удобно до Казани, а мне в перспективе ехать дальше, так что это полные сутки, плюс выезд из дома, доезд с вокзала опять же на такси, чемодан… Но у меня есть машина, и надо же ей чем-то по жизни заниматься.

Выехали из Казани 11 мая в 9 утра. По знакомому до боли выезду в сторону села Усады добрались до развилки с выходом на М12. Легкий поворот направо – и все, вы в потоке. Разрешенная скорость 110 км/ч, но мы все знаем, что к циферке можно смело прибавить еще 20. А с учетом того, что, по слухам, камер, измеряющих скорость, на трассе пока (?) нет, некоторые прибавляют и больше. Но, справедливости ради, хочу сразу сказать: откровенных «гонщиков» на М12 я не увидела, хотя очень их боялась. Да, некоторые особо продвинутые джипы обгонят вас, как стоящих, даже если вы едете все 130, но это будут очень некоторые, и на М7 случается такое же: уходят люди за горизонт на плюс 160 км/ч, ну мы их взглядом провожаем и продолжаем гнуть свою линию и ехать относительно честно.

Практический сразу же получаем первое развлечение – спуск к мосту через Волгу. Мостов через речки на М12 много, мы с Катей даже устали читать вслух их забавные названия, но по-настоящему крупных объектов всего два: на Волге и на Оке. Забегая вперед, отмечу, что мост через Волгу откровенно скучен: с архитектурной точки зрения он никакой, а двойные отбойники по краям начисто закрывают вид на широченную Волгу. А она в этом месте действительно широка. Поэтому, если хотите увидеть Волгу в таком ракурсе, езжайте на поезде. А мост через Оку рядом с Муромом – шикарен, ибо сам по себе красив.

Дальше нужно привыкнуть к отбойникам с обеих сторон. На стандартной трассе отбойник обычно слева, там, где встречка. А справа – обочина, на которую можно съехать, остановиться, сходить в лес по грибы, протереть ветровое стекло, попить водички, если приспичит, метнуться в ближайшие кусты (согласитесь, ну всякое бывает, мы все любим цивильные туалеты, но мало ли…). На М12 у вас такое не прокатит: вся трасса по бокам категорически закатана в железо. Исключение – съезды на парковки и к окрестным городам. В некоторых местах есть аппендиксы будущих зон отдыха, которые пока никуда не ведут, вот народ и паркуется в них… Еще есть островки, рядом с которыми стоят вышки связи, но там иногда тусит всякая обслуживающая техника, да и места там кот наплакал. В общем, на М12 обочины нет, и тормозить там негде – мало того, и нельзя.

Что еще немного подбешивало – это то, что при сильном дожде вода как-то не особо стекает с трассы. Такое ощущение, что ее даже сдерживает что-то. Поэтому аквапланирование на таком асфальте и при такой скорости – явная опасность. А уж про снегопады зимой – стоит ли вспоминать этот трэш, когда в чистом поле дорогу просто переметает?

Еще одна интересная деталь: по бокам дорога огорожена от живой природы сеткой. Чтобы лоси не лосились. При этом для животных предусмотрены мосты-переходы. Это, конечно, увеличивает безопасность. Но есть один нюанс: птицы про те заборы не в курсе. И они летают поперек трассы будь здоров. И если мелкие шустрые пичуги успевают уворачиваться, то вот хищный птиц, летящий к вам в лобовуху на скорости 130 – это, конечно, да. Он успел увернуться. Но я на мгновение почувствовала себя пилотом самолета, в чей двигатель сейчас влетит крупная чайка. С птицами надо осторожно, но я даже не знаю, как именно это осторожно осуществить.

Дорожное покрытие хорошее, даже отличное. Народ где-то находил бугры и волны, но я их, видимо, пролетела и не заметила. Повороты, спуски и подъемы не резкие. Все сделано для того, чтобы водителю не нужно было крутить руль. Все ровненько и плавненько. Особенно для фур такое хорошо. Справедливости ради надо сказать, что такая практика внедряется и на М7 в процессе ее реконструкции, например, около Казани возле реки Свияга перед мостом ребята срыли целую гору, чтобы сделать подъем и спуск более пологим. За что им большое от меня уважение.

Однако подобная тишь и благодать имеет свою оборотную сторону. Примерно на седьмом часе езды с постоянной скоростью мимо однообразных отбойников, с однообразными указателями и чрезвычайно нудными березками по бокам трассы начинает казаться, что ты едешь по какой-то кольцевой гоночной трассе или играешь в компьютерную игру. М12 больна стандартизацией. Что в Татарстане, что в Чувашии, что в Нижегородской области все одинаковое, как в дурном сне. Чуваши, правда, порадовали мостом для животных с крупной надписью «Чувашия», и я даже проснулась, увидев ее и порадовалась. Во-первых, ты знаешь, что ты не попала в черную дыру и географически все же перемещаешься, во-вторых, это просто очень бодрит. Я за то, чтобы на М12 сделали мосты, таблички и указатели, а также артобъекты, чтобы водители не засыпали от благости, а периодически широко раскрывали глаза.

Еще одна особенность трассы – бесконтактная оплата проезда. Периодически над дорогой возвышаются металлоконструкции, больше напоминающие железнодорожные, на них как раз крепится аппаратура. Что уж у них там, камеры иди радиопередатчики какие, не скажу – не специалист, но никаких заборов и шлагбаумов на трассе нет. И слава богу. Потому что лично я затупила бы на пункте оплаты минут на 15, уж я-то себя знаю.

Да, что касается оплаты. Я накануне поездки установила себе мобильное приложение «Автодора» и внесла в него номер автомобиля. По построенному там же маршруту меня сразу предупредили, сколько будет стоить проезд. И через пару дней после прохождения маршрута там же написали, что я должна заплатить, что я и сделала. Еще можно купить транспондер, накопить баллы и получить скидку, но там такая хитрая система, что это выгодно только тем, кто постоянно гоняет по платным трассам. Для тех, кто ездит раз в год, это дорогая безделушка.

Проезд на М12, на мой взгляд, также не дешев. 4800 просто за асфальт, плюс на бензин уйдет не меньше 2000. Ехать на машине одному дороже, чем на поезде или даже на самолете. Кажется, я все же не поленилась и как-то посчитала стоимость по средним ценам, и получилось, что в безусловном выигрыше остается только семья, полностью заполнившая собой автомобиль. То есть 3, а лучше 4 человека. При остальных раскладах оплата трассы и бензина уступают разве что только жадности РЖД, которые в сезон (на Новый год, например) могут заломить цену 7000-10000 за место в купе. Но я повторю, что считала средние цены – 3000-4000 рублей за билет.

Однако, если рассуждать о комфорте, то машина дает фору всем. Проезд от дома до дома без перетаскивания вещей (а их бывает много!), заказа такси в стиле шайтан-арба, необходимости подстраиваться под «Аэроэкспрессы» и прочее, прочее. Просто запишем: удобно, но дорого.

Оу, оу, стоп! Про «удобно» я слегка поторопилась! Ибо мы, проехав треть пути на скорости 130 км/ч неизбежно, какой бы у нас ни был бак, сталкиваемся с необходимостью заправиться. И вот тут начинается самая жестокая жесть из всех жестей – зоны отдыха и заправки.

В первой трети пути от Москвы до Казани они, безусловно, встречаются. Но мы выехали из города полными донельзя, и на выезде нам не надо. Потом нам надо, и мы вертим головой и телефоном с навигатором и списком заправок от «Автодора», и ищем, что нам попадается. Плюс трасса на своих железных конструкциях пишет, сколько до ближайшей заправки.

Нам с Катей попалась маленькая заправка на недостроенной МФЗ – многофункциональной зоне. Там стояла одна колонка, в очереди перед нами было три машины. Оплата наличкой или картой. Деньги на карту лучше закинуть заранее, прямо на месте может не оказаться интернета. И вы должны точно посчитать, сколько литров топлива вам нужно, потому что функции «до полного бака» на этой колонке нет. Заправляетесь скоренько, притыкаете машину вдоль недостроенной обочины и идете в полуработающий туалет: одна дверку открывается, другая уже нет. Внутри… унитаз норм, мусора в корзине полно, есть кран с холодной водой – обычное «общественное пространство». Могло бы быть и чище, но спасибо, что за пять тыщ есть и такое. А то бы в поле пошли, благо оно тут перекопанное, широкое…

И я тогда думала, что вот она, жесть. Стремненько, недоделанненько, вода журчит, унитаз покачивается. Но нет. Это было хорошее место!

Еще одну заправку мы пропустили. Заехали в туалет, но заправляться не стали. Потому что что? Нам было не надо, мы залились по полной. В следующий раз, когда стрелка бензиновой сытости поползла в сторону голода, мы пытались заехать на нормальную, достроенную заправку. И, надо сказать, очередь там была такая, что я просто не стала в ней стоять. Машин 40, наверное. От заката до рассвета.

И это, конечно, главная беда М12. Заправки там есть, но их должно быть больше. Потому что чисто географически они стоят так, что не оставляют людям выбора. Мы либо заправляемся здесь и сейчас, в очереди, в соплях и на нервах, либо просто не едем дальше. На второй половине трассы заправок вообще откровенно мало. Выехав из Нижнего с недостатком топлива, вы сильно рискуете. Но и выехав из Казани с полным баком, к Нижнему вы подъезжаете точно таким же сильно рискующим, потому что машина уже съела бак и просит еще.

Третья цивильная заправка встретила нас очередью машин на 25, но эта очередь хотя бы не начиналась еще на трассе, а ютилась на местном проезде. Катя ушла вперед смотреть на мир, а я чалилась, переставляя машину перебежками метра по полтора. Потом надо разделиться из одной очереди на 5 или 6 колонок. При этом надо там никого не задеть, сделать так, чтобы за спиной у тебя могли проехать к соседней колонке, а главное – угадать того идиота, который пойдет платить за кофе, за бензин и за ЖКХ на полчаса, и не встать за ним (мне не удалось). Ибо кассы на заправке – не отдельные, а смешанные. В кассе оплачивают и бензин, и еду, и всю бесцельно проведенную жизнь. Это создает суматоху, сутолоку и хаос. Да, можно сразу оплатить на колонке транспортной картой – тем, у кого она есть. Я в душе не знаю, что это такое, то ли карта лояльности (она есть, но денег на ней нет), то ли еще что. В общем, мы с Катей управились довольно быстро просто потому, что я дергала машину, а она параллельно пошла платить. Но в очереди мы простояли 40 (!) минут. Это были не лучшие минуты моей жизни. Тем более что я заплатила деньги за этот асфальт, и не хотела торчать на нем в пробке, коей, по сути, очередь на заправку и является.

Да, «Автодор» говорит, что они такие четкие ребята, вот вам дорога, остальное приложится силами инвесторов. Но мне глубоко пофиг, чья где земля и кто за что отвечает. Я хочу с комфортом заехать на АЗС не тогда, когда мне приспичило, а когда мне пока нормально, но пусть будет с запасом. Я не хочу стоять в очереди 40 минут. Знаете, на М7 тоже были такие терки. Например, вот дорога, а вот «серединка» - площадка, где автобусы останавливаются. Дорога федеральная, площадка для автобусов – районная. Чисто по тому, чья земля. Площадка была такая ушатанная, что однажды зимой автобус на ней застрял. Есть ли разница пассажирам, на чьей земле кочка и яма? Их тут быть не должно, ибо это трасса федерального значения, для людей. В итоге что? Кто-то очень хороший включил мозг, федералы договорились с районом, не знаю уж, кто там и на какие деньги асфальт клал, но площадку привели в порядок, и она теперь не портит пассажирам и водителям нервы.

Так же и на М12. Те, кто кладут асфальт (и берут за это деньги), ставят отбойники, строят заправки и прочие МФЗ, те, кто чистят снег и выкачивают туалет – это все для нас, водителей, одни и те же люди. Трасса – это единый организм. Поэтому желаю «Автодору» как главному держателю бонусов от населения оперативно договориться с АЗС и прочими и сделать-таки цивилизацию на трассе. Потому что так, как сейчас, ребята, работать просто нельзя. Это не сервис, это позорище.

И, однако, отдельная благодарность тем, кто работает на МФЗ, за терпение и вообще за то, что вы там работаете. К вам претензий никаких нет, одно сочувствие по поводу объемов клиентов в пиковые нагрузки и внутренней несогласованности и неорганизованности.

Побывали мы с Катей и на «Лукойловской» заправке. Она как раз посередине на пути от Казани до Москвы, и там все такое лакшери. Собрание по-настоящему богатых людей на хороших машинах и в хорошей одежде, которые с детьми и собаками давятся в очередях за кофе по 300 и за булочкой за 250, а также в туалет. Причем делают это так виртуозно, как будто привыкли. Катя сказала, что она тоже привыкла к бардаку, когда все в одной кассе и не поймешь, что где брать и куда идти. Я лично была в ужасе, реально.

В этот момент я окончательно все поняла про М12. По ней надо ездить с канистрой бензина и со своими бутербродами (и с биотуалетом?). Вот тогда будет всем счастье.

А после диких очередей, заправок и лакшери курортов пошла совсем уж обыденность. Разбавил однообразие мост через Оку, но я, будучи за рулем, не успела вполне восхититься им. Потом повеселило место, где М7 и М12 идут фактически параллельно (это во Владимирской области или даже позже).

Ближе к Москве движение стало плотнее, и с учетом того, что все едут 130 км/ч, но при этом непременно хотят обогнать друг друга, появилась некоторая нервозность. То кто-то спит в левой полосе, и все давятся на правой. То на правой грузовик, и всем за полтора километра до него надо на левую, чтобы его обогнать. То на обеих грузовики, о боже. То ты едешь по левой, тихонечко и цивилизованно обгоняя коллегу с прицепом, а сзади у тебя уже БМВ, Мерседес, Майбах, космическая ракета, которая мигает всеми цветами радуги – ПРОПУСТИ МЕНЯ!

Однако около Москвы все самые ретивые сворачивают на какую-то платную кольцевую, и в город въезжают уже спокойно, любуясь закатом, местные дачники. Не знаю, мы ехали в субботу, это надо отметить, и что там в воскресенье, сказать не могу. Люди говорят, что какой-то светофор там всех достал, и сжирает времени, что та заправка, тоже минут по 40, но у нас светофоры много времени не отняли, поэтому мы даже гадали – это те самые вредоносные штуки, или не они все же?

Ну а дальше Москва – и да не подрежь ближнего и да не пропусти нужный поворот. И доедешь, куда надо.

В общем, от М12 я не в восторге, но и не в ужасе. Спина затекла за те 10 часов, что мы ехали. Еще раз скажу, что я не нарушала скоростной режим, так бы можно было и побыстрее докатиться. Самый ужас – заправки. Это реально кошмар. А в остальном – дорога дорогая, но годная, по срочности смотаться туда-сюда пойдет.

В завершение хочу показать вам фильму, которую мы с Катей сняли совместными усилиями на М12, там замешаны и ее кадры, и мои. Спасибо вам за внимание и счастливого пути! А Кате за безусловный подвиг попутчика, без тебя я бы не справилась!

Видео автора и Кати