В Турции довольно много интересных праздников, присущих только этой стране.
Так, 1 июля здесь отмечается ПРАЗДНИК МОРЕПЛАВАНИЯ И КАБОТАЖА.
Понятие "каботаж" включает судоходство внутри водных пространств, между портами одного (только собственного) государства (без выхода в воды сторонних стран), а также флот, осуществляющий такие перевозки (грузовые и пассажирские) внутри страны.
Во многих странах каботажные перевозки имеет право осуществлять только транспорт под флагом данного государства и граждане страны в качестве экипажа. Но, пожалуй, только в Турции есть праздник, посвящённый каботажу.
И это не случайно.
Корни праздника уходят к тем временам, когда страна отстаивала свою независимость и боролась с иностранными интервентами.
Не случайно 19 мая 1919 г. Мустафа Кемаль-паша (впоследствии основатель и первый президент Турецкой Республики) начал освободительную войну, взойдя на борт судна Bandırma и отправившись сражаться. Бои тогда шли и на суше, и на море. Важность морей, окружающих Малую Азию, велика. Кто владеет подходами со стороны водных просторов, тот может диктовать условия тем, кто на берегу.
После изгнания итальянских, греческих, английских, немецких... флотов из турецкой акватории, можно было сказать, что и полуостров освобождён. Война за независимость завершилась победой турецкой армии под предводительством Мустафы Кемаля (впоследствии Ататюрка). Дальше дело было за закреплением юридического статуса новой страны и принятием действенных законов.
Одним из таких законов был закон о каботаже, который вступил в силу 1 июля 1926 года и подразумевает запрет иностранным судам и экипажам осуществлять грузовые и пассажирские перевозки между турецкими портами.
Показательно, что на закате Османской империи все морские перевозки осуществляли только иноземцы. Очевидно, что такая потеря контроля над водными пространствами страны, была явным признаком слабости и беспомощности султаната. Так что освободительная война 1919-1922 гг сохранила для Турции и земли, и моря.
Сейчас только турки могут управлять и быть командой вёсельных, парусных и моторных судов, следующих "внутренними" маршрутами не только в морях, окружающих Турцию, но и по заливам, озёрам и рекам республики... Им же принадлежит право заниматься лоцманской деятельностью, буксировкой и т.п. Суда из одного турецкого порта в другой могут следовать только под турецким флагом.
Кроме того, закон распространяется и на пилотов. То есть, "домашние" рейсы в Турции могут осуществлять только лётчики-турки.
Ещё интересно, что и водолазом в национальных водах законом от 1.07.1926г. уполномочены работать только граждане страны.
Итак, поскольку для Турции самостоятельность на воде - это не только вопрос экономической выгоды, но и стратегической безопасности, то закон о каботаже - это отстаивание национальных интересов, и 1 июля (день его вступления в силу) в стране является праздником мореплавания и каботажа.
И отмечается это событие обычно по-турецки - шумно, ярко, весело! Праздничные мероприятия могут включать проход кораблей (часто украшенных); состязания моряков в ловкости, профессиональных умениях; фейерверки, концерты и мн.др..
Фотографии и видео с праздника мореплавания и каботажа в турецкой Алании 1 июля '24 - из личного архива автора.