Найти тему

Вся правда про ультрабюджетные наушники для мониторинга из Китая.

Сегодня хочется затронуть такую распространенную тему, как использование в качестве мониторных наушников дешевых китайских многодрайверных арматурных "универсалов", популярных (у любителей AliExpress) брендов KZ, TRN, CCA, QDC, BQEYZ и так далее. Как правило, такие наушники привлекают неопытного и неискушенного пользователя своей ценой в пределах 1000-10000 рублей, за которые предлагаются какие-то нереальные 5-7-10 (и более) драйверов.

Кажется - вот оно счастье! Всего за 4000 рублей аж десятидрайверные наушники, тогда как именитые бренды за такое же количество просят по несколько десятков, или даже сотен тысяч рублей. Совсем зажрались, буржуи! Как хорошо, что есть наш добрый друг и брат Ляо Сяо, который за четыре тысячи вечнодеревянных (а если подождать до 11.11, то и за три) подкинет вожделенный пропуск в мир кристального аудиофильского счастья звука.

Так может копнем поглубже, да посмотрим что там на самом деле?

Так уж вышло, что мы в TOPEARS неоднократно ремонтировали и кастомизировали подобные поделки, хорошо знаем что у них внутри и уже накопили определенный багаж знаний не только по внутреннему устройству таких наушников, но и по тому, как их можно и как нельзя применять. Чтобы не лить много воды, попробуем разобрать по пунктам основные плюсы и минусы дешёвых представителей так называемого Chi-Fi (китайского хай-фая).

Итак, плюсы китайских многодрайверных наушников:

1. Цена. Действительно, это самый низкий прайс, который только можно представить в мире арматурных наушников.

2. Дизайн. Китайцы таки научились делать красиво. Молодцы.

Ну и всё на этом.

Дальше одни минусы:

1. Количество драйверов. Китайцы очень часто любят наё приукрашивать и завышать ожидания. Например популярная и очень дешёвая модель CCA C10, презентуется как десятидрайверная. А мы привыкли, что в названии озвучивают кол-во драйверов в одном ухе. На самих наушниках так и написано на каждом: BAx8 DDx2, что означает 8 арматурных драйверов и 2 динамических. А на самом деле в наушниках десять драйверов СУММАРНО НА ОБА УХА. То есть фактически они пятидрайверные, по 4 арматуры и 1 динамику в каждом. Но узнаете вы об этом только при внимательном изучении описания. Ну а что вы ожидали за 2150 рублей?

На наушниках CCA указано суммарное количество драйверов.
На наушниках CCA указано суммарное количество драйверов.
Учимся читать мелкий шрифт)
Учимся читать мелкий шрифт)

Слава богу этим страдают не все производители. Но и желающих поживиться на слепой и неистребимой вере обывателя в Великую Китайскую Халяву тоже не мало. KZ раньше баловались тем же(

Как писал А.С. Пушкин:

"Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!"

2. Качество и происхождение драйверов. В таких моделях используются не оригинальные излучатели от Sonion и Knowles, и даже не более-менее неплохие дешевые китайские Belsing, а откровенные подделки, копирующие маркировку популярных моделей, но отличающиеся и по внешнему виду, и по техническому исполнению и, разумеется, по звуку.

Например, вот сравнение оригинального басовика CI-22955 от Knowles (USA) и его внебрачного бастарда, маркированного как TRN-22955 (China).

Сравните хотя бы визуально разницу в исполнении оригинала и подделки.
Сравните хотя бы визуально разницу в исполнении оригинала и подделки.
Господи, да у этого китайца даже щели между половинками корпуса, из-за чего на нижних НЧ дикий завал.
Господи, да у этого китайца даже щели между половинками корпуса, из-за чего на нижних НЧ дикий завал.

Это не то что не копия, а вообще конструктивно другой излучатель! Они совпадают только внешними габаритами. Разумеется на такие копии нет никакой документации, чтобы проверить соответствие их характеристик оригиналам. Что там по звуку - одному Богу известно (нам тоже известно, потому что мы всегда всё замеряем и можем аргументированно заявить - звук отличается). Более того, у подобных подвальных подделок велик разброс параметров даже между одинаковыми драйверами. То есть АЧХ в левом ухе может вообще не совпадать с АЧХ в правом... Про уровень искажений вообще вспоминать не хочется - они просто зашкаливают.

3. Качество сборки. К сожалению, чаще всего китайцы вообще ни за что не отвечают и ничего не гарантируют. Внутри наушника вполне может быть плохо припаян один, или несколько драйверов. А почему бы и нет? Когда вам за три тысячи продают десять драйверов - одним больше, одним меньше... Никто не заметит))) А не так давно нам попались семидрайверные наушники от тех же TRN, в которых для вывода НЧ, СЧ и ВЧ были предусмотрены три отдельных канала в каждом наушнике. Так вот в одном наушнике, один из каналов оказался просто напросто залит пластиком. То есть звук из него вообще не шёл. А действительно, зачем вам ВЧ в одном ухе? Нет ВЧ - нет проблем на ВЧ)))

Канал в наушниках от TRN. Только не пишите комменты, что я сам его заткнул)))
Канал в наушниках от TRN. Только не пишите комменты, что я сам его заткнул)))

4. Качество комплектующих кроссовера. Как правило оно самое низкое. Китайцы не утруждают себя подбором правильных для звука комплектующих, берут самые массовые и доступные. Постоянно видим оксидные резисторы, в малых номиналах - ноунейм керамические конденсаторы самых низших термо-коэффециентов из самой дешевой керамики, в больших номиналах - полярные (ПОЛЯРНЫЕ! В ЗВУКОВОМ СИГНАЛЕ!) электролиты. В итоге звучание и без того хреновых драйверов становится еще более мутным, песочащим, задушенным на краях диапазона, с дикой потерей детальности, которую китайцы пытаются скомпенсировать яркими нижними ВЧ (так называемая "псевдо-детальность", когда всё цыкает даже тогда, когда не надо). Хотя что уж греха таить, полярные конденсаторы в кроссоверах ставят даже именитые бренды (которые больше про маркетинг и оверпрайс, а не про качество звука).

Что же в конечном итоге?

Нет, конечно же покупать такие наушники можно. За свои 3-5 тысяч рублей они звучат вполне на уровне любых других наушников за 3-5 тысяч рублей. Но они НЕ звучат как нормальные пяти-десяти-драйверные арматурные мониторы, которые вы ожидаете получить. Это обычный звук обычных дешевых наушников с обычным среднестатистическим динамиком, которые за те же деньги можно в любой момент купить в соседнем магазине электроники и не заморачиваться с покупкой из Китая, или с местными перекупами.

Вообще все эти Chi-Fi наушники мне напоминают в хлам затюнингованную пацанскую "жигу", которая изо всех сил пытается выглядеть спортивным корчем, но как ехала 18 секунд до сотни, так и едет, пугая всех собак на районе своим прямоточным выхлопом)))

Пользоваться такими наушниками безусловно можно. Послушать простенькую попсу, или рэпчик со старенького айфона в метро, аудиокнигу перед сном, киношку с планшета посмотреть, ребенку подарить (яркие, красивые всё-таки). С этими задачами они справляются ровно так же, как любые другие наушники. Если конечно не случится нарваться на брак.

Работать в таких наушниках на сцене, или в студии НЕЛЬЗЯ. Муть и имитация детальности, дико искаженная АЧХ, отсутствие фазовой согласованности как факта - это все приводит к тому, что чаще всего музыкант, который работает в Chi-Fi наушниках и слепо верит в их качество ("Там же целых 10 арматур, почти как у 64audio, только без наценки за бренд!"), и в работе корректирует звук так, чтобы на выходе получить более-менее правильный тональный баланс, на самом деле получает столь же кривую противо-АЧХ этих китайских погремушек. А нам, слушателям с нормальной аппаратурой, потом морщиться от ужасного недоделанного продакшена))))

Так а что же делать?

Увы, но если для вас музыка - не блажь, а серьезная работа, то экономить на наушниках не выйдет.

Конечно, если вы не нацелены на какой-то профессиональный результат, а занимаетесь музыкой как хобби, то можно посмотреть в сторону производителей бюджетного кастомного мониторинга. Да, там будет недорогая (но с прогнозируемым качеством) комплектуха от, хоть и китайских, но все же известных производителей. Да, по звуку это будут середнячки, потому что инженер, собиравший их, имеет лишь базовые знания, не отличает оксидные резисторы от металлопленочных, керамику Y5U от C0G, полярные конденсаторы от биполярных, не знает как это всё влияет на звук и что можно использовать в наушниках, а что нельзя. И уж тем более никогда не слышал о психоакустике и не задумывался о том, как мозг человека воспринимает те, или иные нюансы в звуке, и какие характеристики нужно заложить на стадии проектирования для получения желаемых эмоций от звучания наушников. Он просто умеет паять проводки и склеивать корпуса, а схему откровенно срисовал с чужой модели. Но все равно, такой бюджетный мониторинг будет заметно лучше, чем дешевый Chi-Fi хлам.

Грамотный же и отвечающий за качество производитель никогда не допустит использования комплектующих неизвестного происхождения с рандомными, или заведомо низкими характеристиками. А качественные комплектующие стоят дорого. Еще дороже стоят технический опыт и знание психоакустики инженером, превращающим кучку деталей в офигенно звучащие наушники, которые хочется слушать каждый день, а не держать на полочке в роли запасных.

Как однажды сказал один хороший мастер - "Резистор стоит 1 рубль, а вот знание, куда его припаять, чтобы всё заработало - бесценно".