Найти тему

Что первично, тема, идея или сюжет

Плыть или не плыть? Вот в чем вопрос. Фото из личного архива
Плыть или не плыть? Вот в чем вопрос. Фото из личного архива

Сейчас пытаюсь разобраться с идеей, темой произведения: что это, откуда её взять (или она сама берётся), можно ли писать без идеи, темы. И чем они отличаются.

Наскольно я усвоила из объяснений в лекциях Айн Рэнд, идея это какая-то мысль или даже важный жизненный принцип, который автор хочет донести до читателей. А тема - о чём произведение. Это не все заморочки, есть ещё сюжет, это те события, которые происходят в истории. Так вот, есть такое мнение среди литературных критиков, что в современной литературе авторы стали обходиться без идеи и темы произведения. Сложно придумать сильную идею. А без неё книга просто источник приятного времяпрепровождения. Сама Айн Рэнд активно приводит в пример собственные книги, где сильна идея воли творца (творец - это изобретатель, предприниматель, архитектор, тот, кто "делает дело") и её противостояния с государственной системой и даже обществом. Но опять же критики любят указать, что сама Рэнд проводит свои идеи в произведениях с грациозностью тонущего топора.

С. Кинг в "Как писать книги" тему произведения затрагивает как нечто возникающее само по себе при написании крупной вещи. Автор имеет какие-то взгляды на мир, и они проявятся, независимо от того, ставил он такую задачу, садясь за книгу, или нет. Можно выявить тему после написания первого черновика и исходя из неё усилить или, наоборот, выкинуть какие-то эпизоды, что в целом сделает книгу более яркой. Например, самого Кинга волнуют идеи тупика в развитии техногенных цивилизаций. И это так или иначе прослеживается во многих его произведениях. Сам он пишет о "Противостоянии": после первого черновика определилась вот какая тема. До сих пор, развивая технику и используя всё более продвинутые технические решения, человечество не становилось лучше. Наоборот, оно изощрялось в пороках. Поэтому, придумывая, что делает "хорошая" группа людей в "Противостоянии", как она добивается победы над злом и на каких принципах будет отстраивать новый мир, Кинг ушёл от повторения техногенного завоевания. Люди явно пытаются разрушить мир своими изощрёнными изобретениями, значит, чтоб спасти мир, нужно что-то принципиально другое (хотя, на мой взгляд, Кинг скорее тут реализует "антитезу", как не надо делать, а как надо - придумал ещё весьма туманно.

Так мы видим, что тема влияет на сюжет. Сначала было Кинг взялся писать о том, как "добрая" группа наладила связь. Но это значило бы, что мир идёт снова по пути техногенной катастрофы, и эту часть Кинг переписал.

Современная литература содержит массу добротных сюжетов, разработок по шаблону (этому учат в литературных школах), но интересные идеи, свежие темы ушли.

Мне, признаться, самой интересно было бы порассуждать о том, какие темы стали бы в литературе свежими. Что-то про новый гуманизм? Про отношения с искусственным интеллектом. Про то, как пережить чувство беспомощности в эпоху, когда захватить заложников или взорвать что-то могут у тебя, во дворе, в твоём тролейбусе или школе твоего ребёнка? Как об этом написать, чтобы это был не сюжетный фон произведения, а именно новая тема?

Ну и второй вопрос, "выдумать" ли сперва тему, яркую идею, а затем выстраивать под них сюжет, либо поставить героев истории в сложное положение, пусть выкручиваются, а уж потом поглядеть, какой из этого следует вывод (то есть, идти от сюжета к теме и идее).