В нашу военно-философскую дискуссию о скорости на войне включился философ-ополченец Андрей Коробов-Латынцев
Проект Wargonzo инициировал интереснейшую дискуссию вокруг мысли А.Г. Дугина о войне и времени, или войне и скорости. К дискуссии уже присоединились многие, выскажу и от себя некоторые соображения.
Скорость – то, что развёртывается в пространстве и времени, и в войнах нового типа (new war – стандартное обозначение из книжки американской исследовательнгицы М.Калдор, которым обозначают конфликты конца XX - начала XXI вв.) Это принципиально важный критерий не только для успешного воевания, но и для понимания происходящего.
Скорость противоположна тороплению: двигаться быстро и торопиться – разные вещи. Первое проистекает из продуманной стратегии и уверенности в своих действиях – если ты знаешь, что надо делать, и продумал свои действия, ты можешь всё сделать быстро. Быстро развернуть fpv-расчет и отработать, быстро двинуть взвод на нужные позиции, быстро провести операцию на тактическом уровне и т.д. Если же ты торопишься (вернее, у нас чаще так: тебя торопят сверху), то жди беды – обязательно что-то пойдёт не так, потому что о чём-то ты не успел подумать.
Скорости действий предшествует детальное продумываение этих действий. На всех уровнях: оперативном, тактическом, стратегическом. Вот и выходит, что скорость обеспечивается мышлением. В новых войнах, по определению войнах сложных, никакая скорость не поможет, если она не продумана, если не задан вектор движения (как в пространстве, так и во времени).
Скорость, гарантированная мыслью и продуманной стратегией, приближает к победе, т.е. к миру.
Скорость ради скорости (торопление, торопёжка) приближает только к беде.
Скорость – не самоцель. Если мы не знаем, куда идти и что делать, лучше остановиться и подумать.
Здесь прав Апти Алаудинов: скорость должна сочетаться с терпением. Терпение, в отличие от торопёжки, добродетель.
Многое, почти всё, упирается в интерпретацию. Например, в интерпретацию будущего мира, за который ведется война. Как писал Юнгер, война – это посев, и взойдёт он уже после войны, во время мира. В таком деле торопиться губительно, иначе в будущем мире, достигнутом благодаря войне, тоже что-то пойдёт не так. Он быстро отцветёт и скоро окажется негодным для жизни. В войне надобно думать – о будущем мире, каким он должен быть.
Хорош девиз «Время, вперёд!», но время может пойти вперёд по-разному, и всё зависит от тех координат (аксиологических, этических, политческих и т.д.), которые мы задаём его, времени, движению вперед.
Это понимает и философ, и хороший командир, и искуссный политик.
Андрей Коробов-Латынцев специально для @wargonzoya