Автор: Олег Комсомольский
Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин высказался о недавних терактах на территории РФ, обвинив в нападениях «террористов-исламистов». На эти слова обратил внимание глава Чечни Рамзан Кадыров, который раскрыл опасность подобного рода заявлений. Что произошло?
Что заявили Бастрыкин и Кадыров
29 июня глава СКР выступил на Международном молодежном юридическом форуме в Санкт-Петербурге. В ходе мероприятия один из посетителей в разговоре с Бастрыкиным отметил, что власти стран Центральной Азии запрещают носить религиозную одежду, закрывающую лицо, и те, «кто не может носить никаб там, переезжают сюда и носят его в России». Он поинтересовался у председателя Следственного комитета, возможно ли ввести подобный запрет в РФ.
«Это задача Госдумы — принять закон, запрещающий то, о чем вы говорите. Там это запрещено, а здесь разрешено. Почему? Я не знаю, я не законодатель. Я с вами согласен, надо срочно все это запретить», — сказал Бастрыкин.
Также он заявил, что недавние нападения на церкви и синагоги в Дагестане, а также на СИЗО в Ростове-на-Дону совершили «террористы-исламисты».
«Что происходит сегодня? В Дагестане кто теракт совершил? Исламисты. В ростовской тюрьме кто совершил? Террористы-исламисты. Коли мы завозим сюда людей, Госдуме надо срочно реагировать на эти явления», — подчеркнул глава СК РФ.
На эти слова Бастрыкина позднее отреагировал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. В своем Telegram-канале он отметил, что необходимо быть «предельно аккуратным» в подобных высказываниях. Кадыров указал, что террористические акты совершат не мусульмане, а «оголтелые фанатики», которые не имеют отношения ни к каким священным писаниям.
«Я хотел бы сказать Александру Ивановичу, что в таких высказываниях необходимо быть предельно аккуратным. Многократно говорил и еще раз подчеркиваю, что мусульмане не совершали и не совершают террористические акты. При этом очень надеюсь, что Александр Бастрыкин впредь не будет сравнивать Ислам с террором. Ни одна религия не говорит своим последователям заниматься убийствами невинных людей и устраивать жестокую кровавую резню. Не стоит путать религии с сумасбродными идеями оголтелых фанатиков и шайтанов, которые могут называть себя как угодно, но ни в коей степени не имеют отношения к священным писаниям, будь то Библия, Коран или Тора», — заявил глава Чечни.
Кадыров добавил, что подобные заявления могут негативно сказаться на общественно-политической ситуации в России, где сейчас народы «сплочены как никогда».
«Если высокопоставленные чиновники уровня Александра Ивановича будут позволять себе делать такого рода заявления, это может закончиться крайне плохо для общественно-политической ситуации в стране. Сегодня народы в России едины и сплочены как никогда. Нужно дорожить этим фактором, а не делить общество по хорошим и плохим религиям», — констатировал Кадыров.
«Я/МЫ Александр Бастрыкин»
Естественно, произошедшая ситуация вызвала большой резонанс в обществе. Сейчас в Сети высказываются различные мнения по поводу как заявлений Бастрыкина и Кадырова, так и в целом вопроса, на тему которого высказались официальные лица.
К примеру, Telegram-канал «Два майора» считает, что претензии к Бастрыкину необоснованны, поскольку глава СК оперировал терминологией.
«Ислам — это религия. А исламизм — это религиозно-политическая идеология. Не по делу наезд на Бастрыкина», — пишет ресурс.
Схожей позиции придерживается и Telegram-канал «Многонационал», который указывает, что радикалы присутствуют в любых религиях.
«Что тут сказать? Я/МЫ Александр Бастрыкин. Радикальный исламист — это абсолютно корректный термин. В любых религиях есть радикалы, где-то меньше, где-то больше, а где-то их очень много», — отмечается в публикации источника.
В свою очередь, «Царьград» пишет, что Бастрыкин просто указал на факт, касающийся исполнителей терактов в Дагестане и захватчиков ростовской колонии.
«Атаку в обоих случаях совершили религиозные фанатики, радикальные исламисты — ваххабиты, отрицать это просто невозможно. Совершенно справедливо Кадыров заметил, что ни одна религия, будь то православие, ислам или иудаизм, не приемлет насилия. Однако и умалчивать тот факт, что в России пытаются именно через ваххабитов раскачать ситуацию изнутри, пытаясь разобщить многонациональный народ России, нельзя», — подчеркивается в Telegram-канале издания.
При этом россияне напомнили, что Бастрыкин еще 15 лет назад поднимал проблему преступности среди мигрантов. Так, 22 мая 2009 года он выступил с резкими заявлениями на межведомственном совещании по вопросам борьбы с преступностью среди мигрантов и совершенствованию миграционной политики. В частности, нынешний глава СКР обратил внимание на возросший уровень нелегальной миграции в Россию, на высокий уровень коррумпированности в Федеральной миграционной службе и отметил, что мигранты переходят на нелегальное положение, объединяются в группы, создают банды. Также Бастрыкин отмечал искажение данных в отчетах по нелегальной иммиграции, назвав их «бравурными докладами, звучащих в высоких кабинетах».
«Выходит, Бастрыкин бьет в набат аж с 2009 года. Но его не слышат», — пишет Telegram-канал ZERGULIO.
Простые россияне в комментариях в Telegram также поддержали Бастрыкина. Люди отмечают, что власти обязаны отреагировать должным образом на последние трагические события в стране, такие как теракты в «Крокус Сити Холле» и Дагестане.
«Бастрыкин прав, он поднял серьезную проблему. И Кадыров же верно написал, что у террористов религии нет. Но Бастрыкин ведь про радикалов говорил»;
«Кажется, я знаю, что будет дальше. Бастрыкина заставят извиниться на всю страну»;
«Базу выдает Бастрыкин. Не понимаю критику в его адрес – с радикалами не нужно бороться? Нужно, конечно, и никакого оскорбления на религиозной почве тут нет»;
«Последнее предупреждение Бастрыкину? Надеюсь, никаких конфликтов больше не будет, и все друг друга поймут. Иначе скандал будет только набирать обороты», — пишут россияне в соцсетях.
Заявление Бастрыкина – популизм?
Впрочем, не все разделяют позицию Бастрыкина по вопросу запрета религиозной одежды. Так, адвокат Сталина Гуревич в своем Telegram-канале назвала «популизмом» заявления о запрете никабов.
«Чем мотивируют сторонники запрета эту инициативу: неизвестно, кто скрыт под никабом; террористки Норд-Оста и Беслана были в никабах; никаб носят радикальные исламисты; в Таджикистане запретили никаб. Ну, давайте начнем с конца. В Таджикистане запретили не только никаб, но и хиджаб. Причем сделали это не из-за радикального исламизма, а в защиту культурных ценностей Таджикистана, поскольку эта одежда «не отвечает религиозным потребностям, чужда обычаям и культуре», а принятие закона же позволит защитить «истинность и национальные ценности». <…> Довод про террористок тоже понятен. Наша страна пережила страшные теракты, совершенные женщинами — приверженками радикальных течений ислама. Но, во-первых, давно уже таких событий, к счастью, не происходило, во-вторых, последние страшные теракты были совершены либо жителями передового Таджикистана, запретившего никабы (как видим без особого влияния на взгляды населения), либо нашими гражданами, приверженцами ваххабизма. И, что странно, ни на одном из них никаба не было», — написала она.
Гуревич добавила, что выходом из сложившейся ситуации, по ее мнению, может быть признание ваххабизма экстремистской идеологией.
«Все крики о запрете никаба идут рука об руку с осуждением ваххабизма, мол, кто носит никаб — потенциальный террорист. Не согласна с этим высказыванием, напоминающим старый анекдот про инструмент и изнасилование, но дело даже не в этом. Почему никто из потрясающих кулаками на разных форумах и высоких трибунах, требуя запретить никаб как инструмент террористов, ни разу не предложил признать ваххабизм экстремистским движением?» — констатировала адвокат.
«Кровная месть»
На фоне сложившейся ситуации можно вспомнить и о недавних словах Кадырова про борьбу с ваххабизмом. 27 июня на совещании с силовиками он пригрозил кровной местью родственникам тех, кто покушается на жизнь полицейских.
«Если [подозреваемый] связан с шайтанами — надо наказать весь его род. Этот род должен знать, что они несут ответственность полностью», — начал глава Чечни.
Он подчеркнул, что наказан будет не только сам злоумышленник, но и все мужчины его семьи: «Отца, брата, дядю – любого убьем».
Кроме того, Кадыров пригрозил возмездием и тем, кто только подозревается в экстремизме.
«Если есть подозрения малейшие [на терроризм], надо наказать род. Этот род должен знать, что они несут ответственность полную», — сказал глава Чечни.
По его словам, ответы «я не знал» — не принимаются.
«Вы все знаете симптомы ваххабизма, увидели — сразу сообщайте участковому. Лучше мы его вовремя остановим, чем потом убьем тебя, твоего сына и твоего брата», — сказал Кадыров и добавил, что семья не будет наказана, если сообщит о своих детях, которых подозревают в экстремизме.
«Если он этого не сказал, в таком случае он лишится головы», — отметил он, имея в виду главу семьи.