Найти тему

Как эффективно использовать рабочие листы на уроках?

Конспекты, стандартные упражнения, параграфы, технологические карты уроков… Как же это скучно! Особенно на уроках русского языка, где и без того хватает ограничений и правил. Неудивительно, что некоторые ученики теряют интерес к изучению предмета. Да и зачем стараться, если ответы на все контрольные работы, которые дает учитель, можно легко найти в интернете?

Столкнувшись с проблемой списывания и «сидения в телефоне» на уроках, я всерьёз задумалась. Есть ли способ вовлечь в урок каждого, даже самого слабого ученика? Искала разные варианты, как скучные темы превратить в яркие и запоминающиеся. Теперь я знаю точно: способ есть!

В моей копилке много интересных приёмов, не дающих заскучать на уроках. О них подробно расскажу в следующих статьях. А сегодня поговорим о том, как включить в урок методические разработки на печатной основе. Проще говоря, рабочие листы - специально разработанные материалы, которые помогут ученикам систематизировать и закрепить полученные знания, развивать навыки анализа и самостоятельного мышления.

Зачем использовать рабочие листы?

На самом деле, использование рабочих листов на уроках русского языка и литературы имеет множество преимуществ.

Во-первых, они способствуют активизации познавательной деятельности учеников. Решая задачи на рабочих листах, школьники вынуждены самостоятельно мыслить, анализировать и применять полученные знания (списать-то неоткуда). Это помогает им лучше понимать учебный материал и увереннее ориентироваться в нем.

Во-вторых, рабочие листы помогают мне, как учителю, оценить уровень усвоения знаний учениками. По результатам работы с листами можно выявить слабые места в освоении темы, что поможет провести дальнейшую работу над устранением этих пробелов (в своих листах к урокам я всегда прописываю критерии оценивания для экономии времени при проверке).

Также рабочие листы способствуют развитию у учеников навыков самостоятельной работы и самоконтроля. Ребята учатся планировать свое время, распределять задания по приоритетам, а также анализировать свои ошибки и искать пути их исправления.

Наконец, использование рабочих листов на уроках русского языка и литературы делает учебный процесс более интересным и разнообразным. Разнообразие заданий на рабочих листах позволяет подходить к обучению индивидуально, учитывая особенности каждого ученика.

Таким образом, использование рабочих листов на уроках в школе – это необходимый инструмент для повышения эффективности учебного процесса. Правильно подобранные и структурированные рабочие листы помогают ученикам лучше усваивать учебный материал, развивать навыки самостоятельной работы и анализа, а также делают уроки более интересными и разнообразными.

Где брать эти самые «рабочие листы»?

Неужели к каждому уроку придется разрабатывать всё самостоятельно? Конечно, нет.

Для себя в начале 2024 года я открыла «Маркетплейс методических разработок» на сайте «Инфоурок». Поначалу восхищённо рассматривала работы других педагогов, а затем и сама увлеклась разработкой рабочих листов. В этом году с помощью своих рабочих листов активно готовила учеников к ЕГЭ по русскому языку. С помощью тренажёров по орфографии и пунктуации ребята учились работать заданиями тестовой части ЕГЭ. И могу заверить, что не только возросла активность на моих уроках, но и успеваемость стала лучше.

-2

Вариант тренажёра по русскому языку

На уроках литературы ребята очень высоко оценили рабочие листы по роману-эпопее Льва Николаевича Толстого "Война и мир". С понятными и нестандартными заданиями изучать такое сложное произведение десятиклассникам было проще.

-3

Рабочий лист по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"

Вариантов применения рабочих листов великое множество. Если нужно проверить знания по изученному материалу, можно предложить ученикам рабочий лист в качестве самостоятельной работы «на отметку». Или увлечь их решением заданий рабочего листа с поэтапной фронтальной проверкой прямо во время урока. А, может, дать рабочий лист в качестве домашнего задания вместо «скучного упражнения из учебника».

Шестиклассники так вообще в восторге! Для них стало открытием, что учительница сама "контроши" придумывает. Отпала необходимость залезть в интернет на уроке: искать-то там больше нечего. Учат, стараются, и вот уже запятые на своё место в диктантах становятся, и злосчастные числительные поддаются запоминанию.

Для себя точно знаю, что продолжу разработку материалов на печатной основе. Результат есть, значит будем работать дальше. Пользуясь случаем, поделюсь с вами ссылкой на свои рабочие листы. Возможно, они и вас вдохновят на создание уникальных разработок.

А вы используете рабочие листы на своих уроках?