Стало известно, что ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) приняла решение «сдвинуть вправо» сроки поставок отечественных самолетов МС-21 и Superjet 100 на 2025 и 2026 годы. А в Минпромторге пояснили принятое решение «объективными техническими сложностями» проектов таких масштабов.
Сроки поставок переносятся, но поводов для беспокойства нет
Итак, МС-21 теперь планируется поставить заказчикам в 2025 году, региональные Superjet 100 — на 2026 год, а Ил-114-300 теперь ожидаются в 2026 году.
Вот как это прокомментировали в ОАК:
«Компании кооперации сталкиваются с объективными ограничениями — полностью новые системы, воссоздание с нуля компетенций, необходимость полноценных испытаний и запуска серийного производства в условиях дефицита времени».
В свою очередь в министерстве подчеркнули, что текущие программы импортозамещения реализуются в беспрецедентные по мировым меркам временные интервалы. В мире просто нет аналогичных примеров, когда одна страна сделала бы такой большой объем работы в очень сжатые сроки. Так в мире авиапроизводители опираются на широкую международную кооперацию поставщиков сразу из десятков стран. Россия же сейчас проходит этот путь самостоятельно.
Изначально планировалось, что до 2030 года авиапром поставит 609 самолетов в сегменте магистральной и региональной авиации. А именно шла речь о 142 Superjet 100, 270 МС-21, 70 Ил-114 и 115 Ту-214.
При этом начало поставок «Суперджетов» и «Ту» должны были начаться еще в 2023 году, а «МС» и «Ил» в текущем 2024 году.
Но в реальности в прошлом году был поставлен один коммерческий самолет авиакомпании «Азимут», и был поставлен SSJ100 из последней партии еще не импортозамещенных самолетов.
А компания Red Wings отрапортовала о том, что ей был поставлен один Ту-214 из 11, оные проходят процесс восстановления до летной годности.
До конца же этого года уже «Аэрофлот» ожидал получить первые пять «Ту-214», шесть МС-21 и сразу восемь SSJ.
Но, как мы уже поняли, сроки сдвинулись. При этом, по версии некоторых экспертов, такой перенос был в принципе ожидаем. А все из-за того, что изначально был озвучен слишком оптимистичный план и сроки. Так, в частности, Р. Гусаров (главный редактор портала Avia.ru) отмечает, что в авиации просто не бывает, чтобы все шло гладко и по ранее составленному плану. Тем более когда речь идет о таком проекте, как Superjet.
Ведь изначально это был международный проект, и сейчас, по сути, идет процесс «пересоздания» самолета с нуля, но силами одной страны, а не коалиции.
Гусаров также считает что, скорее всего. поставку Superjet сдвинули вправо из-за двигателей ПД-8.
Ну что ж, на самом деле ничего критического в этом плане нет, Не стоит забывать, что из-за режима ограничений пассажиропоток сократился со 128 млн в 2019 году до 105 млн в 2023-м (на 18%), в то время как магистральный парк сократился с начала 2022 года всего на 10%.
То есть даже при текущем раскладе есть запас по наращиванию пассажиропотока и на текущем парке самолетов. То есть острой необходимости здесь и сейчас в новых самолетах нет.
А значит, пусть идет доработка наших отечественных самолетов без спешки, чтобы на выходе получились максимально надежные и комфортабельные самолеты.