Сегодня речь пойдет о Платье, которое представляло главную опасность юным красавицам XIX века.
Всё началось в 1713 году, когда были найдены древние города Помпеи и Геркуланум, всколыхнувшие интерес к античности. В 1785 году издатель "Альманаха для дам" из Германии заказал у художника и карикатуриста Даниэля Ходовецкого рисунки новых моделей одежды, дабы способствовать реформе дамской моды. Даниэль нарисовал, взяв за образец древнегреческие одеяния.
Уже с 1796 года, в моду пришли античные образцы привлекательности и минимализма в одежде. Модницы всех мастей боролись за красивые "естественные" складки своих платьев, для создания которых приходилось смачивали водой тонкие струящиеся одеяния и в таком виде выходить в Свет.
В гардеробах красавиц появилось уникальное оружие — муслиновое платье. Балы, музыка, танцы, юнкера с лакеями, легкие умопомрачительные наряды и ... ранний уход в «мир иной» юных красавиц от воспаления легких. В народе эту болезнь называли "муслиновой простудой".
Родина муслина - г. Мосул, древний центр текстильного производства на Ближнем Востоке. Удивительная ткань славилась своим качеством и обладала массой полезных свойств: она прекрасно подходила для сухого климата и позволяла дышать коже в жаркую погоду.
В конце XIII века материал появился в Европе. Находчивые француженки особым образом подчеркивали соблазнительные изгибы своей фигуры. Девушки надевали наряд на обнаженное тело и смачивали ткань водой. Но оставаться привлекательной модницам хотелось круглый год. Даже холодные зимы не были помехой для отказа надеть любимое, самое востребованное, платье. Это и стало роковой ошибкой красавиц.
Ни русская, ни парижская зима не способствовали такой мокрой моде. Европу и Россию захлестнул ранний уход юных красавиц от простуды, воспаления легких и сопутствующих осложнений.
Газетные некрологи пестрели именами жертв моды: госпожа де Ноиль умерла после бала в 19 лет, мадемуазель де Жюинье - в 18, мадемуазель Шапталь в 16. В 1803 году Париж накрыла эпидемия пневмонии. В день врачи регистрировали около 60 тысяч новых случаев, а высокая смертность была среди женской половины населения.
К муслиновым платьицам полагались туфельки на изящной и тонкой подошве. Несчастные барышни не могли ходить при малейшей сырости и чувствовали каждый камушек на мостовой. Правила хорошего тона требовали совершать променады по модным местам прогулок, если не пешком, то непременно в экипаже или верхом. Вот и мерзли знатные барышни в мокрых платьях в непредсказуемом питерском или парижском «бризе».
К счастью для аристократок, такая мода продержалась недолго. Вскоре платья обзавелись корсетами, стали плотнее и смачивать водой их не было смысла. С течением времени платья стали более закрытыми, количество нижних юбок увеличивалось, а модели одежды росли в килограммах и объемах. Опасный мокрый тренд навсегда остался в истории.
«Париж, с бесчувствием хирурга, целое столетие под пыткою русского мороза, рядит наших дам, как мраморных статуй, в газ и блонды, отчего наши барыни гибнут тысячами как осенние мухи; а наблюдательный Париж по числу безвременных могил определяет количество первоклассных дур в России». /А.И. Герцен/
Сегодня муслин не утратил своей актуальности. Но горький опыт прошлого научил современных модниц носить такие наряды только в подходящую погоду.
Материал подготовила Татьяна Калинина.