Найти в Дзене
Точка опоры.

Сериал "Осенние визиты". Или крик души фаната книги

"В жизни каждого человека бывают моменты, когда зашел не в ту дверь". Филипп Киркоров. Собственно, такие ощущение у меня появились после первых 5 минут просмотра сериала. Тут прям звёзды сошлись. Я перечитывал свою любимую книжку позднего детства и ранней юности и, неожиданно, узнал, что по ней сняли сериал. Причём закончили уже в прошлом году. Как же он прошёл мимо меня?
Очевидно - хранили те самые высшие силы, в которые я не верю. Но прочитав мои статьи, лишили меня своего покровительства.
Ибо... степень надругательства над светлыми воспоминаниями оказалась запредельна. Настолько запредельна, что я хочу поделиться своей болью. Это исключительно крик души. Сериал не снискал известности, а относительно высокий рейтинг на Кинопоиске обеспечивается всего 4-мя словами: "Сергей Лукьяненко" и "независимое кино". И люди ставившие высокие оценки, как-то смирились с надругательством над собой. Но я про изнасилование своей психики, светлых воспоминаний и чувства прекрасного молчать не буду.

"В жизни каждого человека бывают моменты, когда зашел не в ту дверь". Филипп Киркоров.

Собственно, такие ощущение у меня появились после первых 5 минут просмотра сериала. Тут прям звёзды сошлись. Я перечитывал свою любимую книжку позднего детства и ранней юности и, неожиданно, узнал, что по ней сняли сериал.

Причём закончили уже в прошлом году. Как же он прошёл мимо меня?
Очевидно - хранили те самые высшие силы, в которые я не верю. Но прочитав мои статьи, лишили меня своего покровительства.
Ибо... степень надругательства над светлыми воспоминаниями оказалась запредельна.

Настолько запредельна, что я хочу поделиться своей болью. Это исключительно крик души. Сериал не снискал известности, а относительно высокий рейтинг на Кинопоиске обеспечивается всего 4-мя словами: "Сергей Лукьяненко" и "независимое кино".

И люди ставившие высокие оценки, как-то смирились с надругательством над собой.

Но я про изнасилование своей психики, светлых воспоминаний и чувства прекрасного молчать не буду. Считайте просто криком души и чистым самовыражением не несущим какой-либо пользы.

Итак.

Вначале стоит похвалить. Всегда. Даже если собираетесь пустить кому-то пулю в голову. Это нужно не только ради справедливости, но и чтобы окончательно решить, что именно этой пули данная голова заслуживает.

Так вот. Я сразу могу отметить, несколько очевидных плюса сериала.

1. То, что его решились снимать. Визиты - сложная, интересная и, в то же время, достаточно простая для постановки книга. Минимум спецэффектов, никаких необычных локаций. И что спустя 25 лет после написания романа до него всё-таки дошли руки - это хорошо. Лично я обрадовался, едва узнал.

2. Киноделы нашли несколько очень удачных, на мой взгляд, сюжетных ходов раскрывающих арки героев, взамен тех, которые были в книге.

3. В фильме присутствует самоирония. Например вставлены фрагменты из разбора Bedcamidian другой экранизации Лукьяненко - фильма "Черновик".

4. Некоторых персонажей раскрыли масштабнее и кинематографичнее.

5. Тема сисек раскрыта чуть меньше, чем полностью. Правда, только на одной отдельной взятой актрисе, но всё, равно мило...

Что бы ещё вспомнить? Ах да!

6. "Оргия праведников" прекрасна. Её песни во время титров если не вытягивают сюжет, то хотя бы утешают после пережитого ужаса.

И должен добавить - я совершенно, абсолютно, тотально не виню автора, который участвовал в создании данного... киношедевра. Он давно продал права на экранизацию - он живёт со своего творчества и не продать его не может. Опять же - медийность, статус, интерес к творчеству.

Естественно, имя целых 4 опыта провальных экранизаций он понимал, что с его произведением сделают. Кино, в отличии от книги, это строго коллективная работа и если такая система - даже гениальный автор \ сценарист \ режиссёр \ постановщик \ актёр ничего неизменит.

Потому надругательства было не избежать. И выбор был - плюнуть и не участвовать, а значит остаться без денег и славы. Либо... ну вы знаете - "расслабиться и получить удовольствие".

На этом относительно нейтральная часть закончена. И приступаю к лютому... негодованию.

Вот в подобных декорациях и освещении происходит действие сериала созданного по мотивам нуарного и атмосферного романа ОСЕННИЕ .... визиты.
Вот в подобных декорациях и освещении происходит действие сериала созданного по мотивам нуарного и атмосферного романа ОСЕННИЕ .... визиты.

Сценарный и режиссёрский провал

Я понимаю, что сценарии в России - плохие. Прежде всего потому, что труд сценариста ценится крайне дёшево и все привыкли гнать халтуру.

Но, блин! Вы же эн-ту-зи-ас-ты! Вы собирали деньги краудфандингом! Значит вы хотели снять хорошо. С малым бюджетом, малоизвестными актёрами, но снять. Не ради денег, а ради воплощения замысла.

У вас под рукой был автор. Разве сложно было вложить хоть немного труда? Вы взяли произведение с минимальным экшоном, где много диалогов, не так много действия, почти нет спецэффектов.

Произведение, где вся суть - раскрытие и изменение персонажа. Это, в принципе, стиль Лукьяненко - у него все книги про это. Поэтому такие бездарные кинопостановки.

Оказывается в раскрытие персонажа наши сценаристы не умеют. Кроме нескольких сцен, все остальные просто безбожно слиты. При том, что сцены, в большинстве своём прямо тянуты из книги. Но...

Либо сценарист порезал диалог так, что смысл диалога умер в этой каше. И что в книжном диалоге раскрывает персонажа и двигает сюжет, здесь становится бессмысленным набором звуков.

А что не умерло - задавлено набором клишированных, грубых, как булыжники современных фраз.

Либо внесли изменения в ситуацию (в романе действие происходит в 1995 - в сериале в 2019), но вместо адаптации сюжета к новым рамкам, попытались бездарно и топорно его натянуть.

Так рассказ о провинциалке застреленной в метро, который в книге вызывал сильнейшее сопереживание - превратился в набор слов и видеоряд о гибели абсолютно невзрачного, не вызывающего эмоций сюжетного манекена.

Либо актёры просто не вывозят сцену. Причём так не вывозят, что становится страшно. Но по актёрам и персонажам я поговорю отдельно, мне есть, что сказать.

А сцены неиспорченные вышеперечисленным, а равно как и испорченные испоганены противоестественными монтажом и работой оператора. Когда значимые действия занимают меньше секунды и не понятно расположение персонажей относительно друг друга. Так словно снимает не независимая студия, а школьники на смартфон.

Далее. Далее искреннее ощущение, что сериал снимался для умственно отсталых детей. Мотивация - максимально простая, тупая и явная.
Отличительные черты персонажей и их арки - слеплены максимально грубо. Даже не выпукло, а грубо.

Ну чтобы сразу никаких сомнений.

От чего логичные и адекватные действия персонажей книги в сериале приобретают черты горячечного бреда. Причём с первых минут фильма.

Одна из первых сцен книги - идеальное заказное убийство. Один из главных персонажей - киллер. Он пользуется моментом, когда жертва ещё уверена, что её охранник ещё рядом и теряет бдительность. Всё крайне быстро, чётко и обосновано. Показана его чёткость, безжалостность и особая интуиция.
В сериале в сцену добавлены дополнительные персонажи (которые раскрывают тему длинных ног и тупых содержанок и умирают спустя 30 секунд), время действий растянуто, причём растянуто ещё и абсолютно необоснованными паузами и очень тупым в своей сути садизмом. Да, нам пытаются показать, что герой - плохой. Очень плохой! Очень-очень плохой! Дети покажите плохого персонажа!

И такая шляпа идёт весь сюжет. Нам сразу, как детсадовцам, заявляют, кто плохой, показывая черты не вызывающие сомнений. И то, что в книге развивалось медленно, по закону композиции с яркой кульминацией - просто суётся под нос. Всё поняли, дети?

И это в сериале по книге, где все персонажи, мать их перемать, плохие. Там нет положительных героев. Поскольку история про навязывание другим своей правды и про "цель оправдывает средства". И для чего их сразу мазать калом? У вас весь сюжет на раскрытие персонажей и всего ужаса его правды.

Ещё один сценарный просчёт - неуместная эпичность. Толикин переворачивается в гробу, а Мартин заливает горе односолодовым виски. Главные злодейские персонажи безумны и опасны, очень безумным и очень опасны.

Что приводит к видеоряду комичным галлюцинаций (с плохими, дешевыми эффектами), бессмысленным, в стиле зомби-апокалипсиса, и сюжетно не обоснованным сценам. К абсолютно бестолковым, рушащим арку персонажей действиям.

Ну и да. Хоть сценарист и считает зрителя ребёнком, но ребёнком глубоко озабоченным и с явными садистскими наклонностями. Да. В книге есть сцены убийств, в книге есть сексуальные сцены, в том числе явно девиантные.

Но тот размах крови и оргий, которые показан в сериале... Эм, а зачем? Вы честно считаете, что от недостатка лесбийского секса, крови и изнасилований зритель заскучает и ему не понравится?

Видимо, да. Видимо сценаристы и режиссёры превратились у нас в "кнопкотыков", которые не пытаются рассказать историю, а надавить на тот или иной триггер в голове зрителя. Причём знают они их примерно 3-5, не больше.

А теперь для полноты картинки перенесите всё это в "стерильные" декорации СТС-совских сериалов. И отыгрывают это актёры примерно того же или хуже уровня.

Может я чего-то не понимаю. Но мне всегда казалось, что даже за небольшие деньги можно работу сделать хорошо. Да, менее масштабную. Да, менее сложную. Да, без дорого реквизита и супер продвинутой графики. Но!
Можно.

Оказалось - нельзя. Интересно, обращаясь к создателям сериала, вы на что деньги пустили, дармоеды?

Но вы ещё не познали глубину моей боли... Есть ещё персонажи!

Вот такие эффекты нужно накладывать, когда актёр не в состоянии сыграть лицом
Вот такие эффекты нужно накладывать, когда актёр не в состоянии сыграть лицом

Персонажи... Это моя самая сильная боль. "Осенние визиты" у Лукьяненко довольно сложное повествование. 7 линий сюжета, 7 значимых персонажей. Да, проработаны и всерьёз выписаны далеко не все.

Но. Это... персонажи. С характерами, своей правдой и логикой. И да - они, блин, вменяемые! Может, через чур романтичные, но им сопереживаешь. Даже явных злодеев пытаешься понять. Что особенно важно, поскольку героев в книге нет - добро не попало в этот расклад.

С сериалом всё просто. Можно особо не заморачиваться, перед вами - дегенерат, дегенерат, дегенерат, дегенерат, дегенерат, дегенератка, дегенерат.

Знакомьтесь!

Кто-то меньше - очевидно хотели сделать приятно киноязыком чиновникам, олигархам и военным.

Кто-то - на все 146%. Собственно, всё. Кому должен сопереживать зритель? Правильно - себе.

Посланник Тьмы, которого мучают лютые глюки, а прозвище "Корректор" упоминается пару раз за весь сериал. Поскольку судя по поведению, прозвище должно быть или "Псих" или "Быдлан".

Посланник Власти, который должен походить на Сталина, но почему-то больше напоминает богопротивную помесь Лисина и Усманова.

Посланник Творчества, актёру которого видимо прямо сказали сыграть слабака и м... чудака.

Посланник Силы \ Прототип Силы. Который по сюжету полковник, а ведёт себя, как занюханный старшина.

Посланница Добра, у которой конечно классная грудь, а мозги трёхлетней девочки.

Посланник Развития, актёр которого отчаянно пытается сыграть обычного подростка, каким их видят деды за 60.

Посланник Знания, который ведёт себя не как профессор философии, а как давно отошедший от дел гопник.

Если эта гоп-компания пришла решать наши судьбы - этот мир уже не спасти.

Убогие, тупые, картонные персонажи накладываются на неподражаемую игру актёров. Я не шучу - нельзя подражать тому, чего нет! Нет настолько, что приходится вводить "магию" - убогие спецэффекты, чтобы хоть как-то показать, что в кадре хоть что-то происходит.

Да, у злых персонажей огонь в глазах красный. У не очень злых - жёлтый или голубой. Вы помните, дети, кто плохие дяди и тётя?

Поскольку показать это мимикой, жестами, позой, движениями, интонацией, взглядом... актёры не могут. Совсем. Когда пытаются, получается переигрывание на уровне утренника в младшей группе детского сада.

Ну и наложите всё это на неадекватное поведение, дурные сюжетные ходы и бесчеловечный монтаж.

Я уже писал, что в романе изменение персонажей, раскрытие их характеров, их жизненный выбор - это основа сюжета. Его база. Его смысл.

Тут его нет. Органичнее всего смотрелась реклама во время просмотра. Я даже не сразу улавливал момент, когда вместо сюжета, мне начинали на несколько секунд рассказывать про Озон, Литрес или что-то ещё.

Я давно, очень давно не смотрел сериалов для домохозяек от телеканала "Россия" или "СТС". А тут мою любимую книгу юности превратили в такой сериал.

Ах, да. Ещё и ритуальный плевок в СССР - без него никак. Это, видимо, как количество геев для американской киноакадемии. Все моменты в книге где был намёк на симпатию героев к Союзу безжалостно вырезаны.

Причём настолько безжалостно и неумело, что рассыпаются целые сцены. Ну что было труда перестроить диалог? Зато место для современной политической повестки осталось. Тоже, видимо, в ритуальных целях.

В общем.

Я выговорился. Смотреть это чудо киноиндустрии советую только тем, кто меня очень не любит. И...

По-моему, у нас проблемы. За редчайшим исключением кинобизнес умеет только пилить бабки. Государственные, рекламные, криминальные... вот и до краудфандинговых добрались.

А вот актёрская игра, сценарная работа, работа режиссёра - атрофировались, как нервная система у глиста.

P.S. Ссылок на похожие статьи не будет - нету у меня похожих статей.