Так уж сложилось, что фантастические истории про «попаданцев» из нашего времени в 1941 год пользуются большой популярностью как у их авторов, так и у читателей (зрителей). Вспомните хотя бы фильмы «Мы из будущего», «Туман», их продолжения, «Рубеж».
Таким образом авторы пытаются повысить интерес аудитории к теме Великой Отечественной войны. Одно дело – очередной фильм о войне (которые у нас то ли разучились снимать, то ли мы имеем дело с сознательной диверсией), и совсем другое – фильм о том, как бы повёл себя в тех условиях наш современник, с нынешними взглядами на жизнь и со своим багажом знаний. Согласитесь, в этом что-то есть, можно пуститься в дебри философии!
Вот и подоспел очередной фильм на эту тему (не путать с диким сериалом «Блиндаж», в котором корова служила проводником у партизан).
Сюжет следующий: наше время, курган Саур-Могила. Двое товарищей, так называемых «чёрных копателей», ведут раскопки на местах боёв, происходивших здесь в 1941 году.
Цель одна – подзаработать денег продажей найденных артефактов: в Германии за них платят большие деньги. Друзья находят засыпанный землёй старый блиндаж, откапывают его и забираются внутрь. Когда же они выбираются из него, они попадают в 1941 год. Вот-вот должна начаться немецкая танковая атака, в ходе которой погибнут все наши бойцы: наши копатели подготовились и хорошо изучили историю боёв.
Всё бы ничего, только один из наших друзей – немец. И теперь они оба стоят перед выбором: как поступить дальше? Умереть вместе со всеми или попытаться сбежать, надев немецкую форму?
Рассказывать дальше не стану, фильм вполне достоин того, чтобы его посмотреть. Он далёк от идеала, и я сейчас порассуждаю, как, на мой взгляд, можно было сделать этот фильм лучше. Но оценки 7 из 10 он вполне заслуживает: акценты расставлены безупречно, картинка красивая, диалоги не безнадёжно-примитивные.
Что же с ним не так? До того момента, как парни попадают в прошлое, меня всё вполне устраивает (кроме, разве что, лишней аварии в самом начале фильма и горы рассыпанных яблок).
Ну а дальше должен быть ежеминутный конфликт, контраст: наше время – сорок первый! А герои вместо этого просто начинают жить окопной жизнью! Я бы постоянно напоминал, что они – не отсюда, необходимо этим фактом постоянно тормошить зрителя, этого он и ждёт, пусть это будут какие-то мелочи, но они должны быть! Естественно, какие-то напоминалки о том, что ребята из будущего, в фильме есть, но как-то это всё выглядит довольно ровно и приглаженно, отчего часть фильма, увы, мне показалась чуть затянутой. В центре повествования недостаточно событий, острых ситуаций, которые необходимо было придумать.
Что я ещё заметил? Режиссёр порой злоупотребляет эффектом слоу-мо. Даже удивляюсь, как это раньше снимали фильмы без этого эффекта, например, «Они сражались за Родину»? Слоу-мо в фильме много, очень много, более, чем достаточно!
И главная моя претензия – к исполнителю главной роли. Может быть, это моё неверное субъективное мнение, но парень не тянет.
По моему мнению, ему катастрофически не хватило харизмы. Вроде бы, и играет неплохо, а отчего-то симпатией к его герою не особо проникаешься. Возьмём достаточно эмоционально сильную сцену: главный герой встречается со своим родственником. Родственника играет Максим Сапрыкин, на актёрской карьере которого я велел вам поставить крест ещё в фильме «Гагарин: первый в космосе». Приношу Максиму официальные извинения – всё-таки актёр из него получился неплохой.
И вот в этой сцене Максим выглядит гораздо «выгоднее» главного героя, что просто недопустимо.
Вам может показаться после моих придирок, что фильм плохой. Нет же, его стоит посмотреть, на фоне какой-нибудь «Операции «Карпаты» он выглядит чистым шедевром. Просто мне кажется, что его можно было сделать интереснее.
Вопрос к посмотревшим фильм: кто-нибудь понял, что Пауль заставлял делать немцев? Они раскапывали блиндажи на захваченных позициях или что это вообще было?!
На этом оставим фильм в покое и поговорим о теме попаданцев в современной литературе.
В моей библиотеке на эту тему есть книжки трёх авторов. Первый – Виктор Мишин. Пишет легко, интересно. Сперва я прочитал его трилогию: «Солдат», «Превратности судьбы», «Возвращение».
Первая книга зашла мне на «ура» - в ней рассказывалось о том, как наш современник попал в самое пекло Сталинградской битвы и стал высококлассным снайпером. Но, чем дальше развивал свою фантазию Виктор, тем «толще становились партизаны»: война закончилась, главный герой попал в США, попутно сделавшись киллером. Не туда побрёл Виктор, не туда. Хоть и писать интересно умеет.
После прочтения вышеуказанной трилогии мне в магазине попалась книга за авторством того же Виктора Мишина «Боги войны», про попаданца, который стал обычным артиллеристом. Тут всё обстояло вполне прилично, как в книге «Солдат», поэтому «Богов войны» вполне могу порекомендовать к приятному чтению на досуге.
Второй автор – Алексей Ивакин. Книга «Мы погибнем вчера» рассказывает о наших современниках, попавших во время Великой Отечественной войны. И книга эта, с одной стороны, куда как серьёзнее, чем творчество Виктора Мишина, а, с другой, на фоне остальных книг Алексея всё-таки она выглядит попсой. Попробуйте прочесть «Десантура – 1942. В ледяном аду» и «Прорвать блокаду! Адские высоты» («Блокадный ноктюрн»), разрывающие душу – и вы поймёте, что я имел в виду, когда назвал фантастическую книгу Алексея «попсой».
Думаю, Алексей бы меня понял и не обиделся. Как-то раз я ему написал, что его «Тигры» на Красной площади» - легковесный проходняк, на что он согласился и написал, что был заказ на книгу – пришлось по-быстрому отрабатывать.
Об одном сожалею – я так и не успел взять у Алексея автограф на память. Казалось, что впереди ещё столько времени…
Ну и на десерт я приберёг для вас восхитительное развлекательное чтиво от Владислава Конюшевского. Это серия из четырёх книг: «Попытка возврата», «Всё зависит от нас», «По эту сторону фронта», «Основная миссия».
Стыдно признаться, но я эти несерьёзные книги перечитал минимум четыре раза! В них рассказывается о похождениях удалого разведчика Ильи Лисова, который сделал головокружительную карьеру от никому не известного новичка, внезапно появившегося на советско-польской границе 21 июня 1941 года до разведчика № 1 в СССР!
Помнится, на форуме, где тусовались современные писатели-фантасты, специализирующиеся на теме «попаданцев», я по-дружески спародировал творчество Конюшевского одним предложением: «Сталин, едва завидев меня, с радостным визгом бросился ко мне, обхватил мою шею и повис, болтая ногами». Уж и не знаю, видел ли это Конюшевский, и было ли ему при этом смешно!
А «Блиндаж» посмотрите. Неплохо.
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Блиндаж» (2024).